СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение" разработан к УМК Т.А. Ладыженской.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"»

Предмет: русский язык

Класс: 6

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2013.

Тема урока: Возвратное местоимение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

  • деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности

  • образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов

  • воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.


Планируемые результаты:

  1. Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).

  2. Предметные:

  • языковая компетенция опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;

  • коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать собственный текст;

  1. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;

  2. Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов;

  3. Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных

Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

    • групповая

    • парная

    • индивидуальная

Методы обучения на уроке:

    • наглядный

    • проблемный и побуждающий диалог

    • индуктивный (по логике построения материала)


Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания

Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует

Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки

Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация

Материалы и оборудование: раздаточный материал (тест, лист самооценки)


Ход урока

Оргмомент.


I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос:

 (Слайд презентации №3)

А теперь отгадайте загадки: (Слайд презентации №4)

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).

4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).

5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).

6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).

(Слайды № 8,9)


II. Синтаксический разбор предложения: (Слайд презентации №5)

Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.

Составить схему предложения. [ ], и [ ].

Определите синтаксическую роль местоимения.

(Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.)

Разберите по составу глаголы данного предложения. Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).Придумать глаголы с суффиксом – ся.


III. Изучение нового материала. Введение в тему с формулировкой проблемы урока.

  1. Постановка проблемного вопроса:

- Сегодня у нас на уроке присутствует необычный гость. Сейчас он перед нами выступит, а мы попробуем узнать его. Договорились? Слушайте внимательно.

- Здравствуйте, ребята. Я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашлось место для меня. Выбрало я там работу по себе. Сижу у себя на строчке в обнимку с правилом. Вы про себя это правило прочитаете и хорошенько его запомните. А если у вас не получится его выучить, то я долго не смогу прийти в себя от горя. Встречаются ребята, которые неправильно меня пишут и тогда я само на себя не похоже. А иногда я скрытничаю и хитрю: прямо себе на уме. Иногда я сержусь и могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно? Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно меня, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом от себя!

- Итак, ребята кто же пришел к нам в гости сегодня?

- А как вы думаете, почему именно оно?

- Значит, какая тема нашего урока?

- Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.

- Скажите, ребята, а чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Давайте в конце урока это проверим.

- А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня не только наш класс знакомиться с новым разрядом, но и другие ребята. Поэтому возвратное местоимение СЕБЯ очень торопиться и не хочет опоздать к ним на урок. До свидания, возвратное местоимение СЕБЯ!

А мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с правилом, которое любезно нам оставило – СЕБЯ. (Чтение правила в учебнике)


Понаблюдаем вместе: склонение местоимения СЕБЯ.


IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. Закрепление материала.

(Слайд презентации №7, 8)

        1. Стилистический диктант (Слайд презентации №9). Фронтальная проверка.

        2. Лексический диктант (Слайд презентации №10). Фронтальная проверка.

  • Скажите, ребята, а кто такой эгоист?

  • (Объясняют сами ученики и обращаются к толковому словарю С. И. Ожегова)

  • А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).

  • Составьте словосочетания со словом эгоист; запишите в тетрадь; разберите словосочетание.

  • (Если ученики затрудняются, учитель сообщает о том, что можно подобрать пример из словаря синонимов)

  • Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?

  • (Себе на уме).

  • Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете?

  • (Нужно обратиться к фразеологическому словарю.)

  • Правильно! (Показать ученикам фразеологический словарь)


1. Упр. 445 (устно; по заданию учебника).

2. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.

(Упр. 449).


V. Контроль знаний (работа по индивидуальным карточкам).


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, у нас сегодня бал очень насыщенный урок! Помогите мне подвести итог нашей работы! Скажите, что вы узнали нового?

– Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят.

– Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.

– Возвратное местоимение себя изменяется по падежам, не имеет рода и числа.


VII. Домашнее задание.

П. 78, упр. 447.


VIII. Оценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!