Предмет: русский язык
Класс: 6
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Возвратное местоимение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности
образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов
воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Планируемые результаты:
Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).
Предметные:
языковая компетенция опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;
коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать собственный текст;
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов;
Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимениясуществительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
групповая
парная
индивидуальная
Методы обучения на уроке:
Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует
Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Материалы и оборудование: раздаточный материал (тест, лист самооценки)
Ход урока
Оргмомент.
I. Актуализация знаний. Фронтальный опрос:
(Слайд презентации №3)
– А теперь отгадайте загадки: (Слайд презентации №4)
1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ЯМЫ)
3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я).
4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Все вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает кораблю держаться на месте? (ЯКОРЬ).
5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ТЫКВА).
6) Какие местоимения самые чистые? (ВЫМЫТЫ).
(Слайды № 8,9)
II. Синтаксический разбор предложения: (Слайд презентации №5)
Крупные снежинки закружились в воздухе, и они превратились в большие мохнатые хлопья.
– Составить схему предложения. [ ], и [ ].
– Определите синтаксическую роль местоимения.
(Местоимение они в предложении является подлежащим, связывает два простых предложения в составе сложного.)
– Разберите по составу глаголы данного предложения. Закружились, превратились. (Обратить внимание учащихся на возвратность суффикса -сь-).Придумать глаголы с суффиксом – ся.
III. Изучение нового материала. Введение в тему с формулировкой проблемы урока.
Постановка проблемного вопроса:
- Сегодня у нас на уроке присутствует необычный гость. Сейчас он перед нами выступит, а мы попробуем узнать его. Договорились? Слушайте внимательно.
- Здравствуйте, ребята. Я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашлось место для меня. Выбрало я там работу по себе. Сижу у себя на строчке в обнимку с правилом. Вы про себя это правило прочитаете и хорошенько его запомните. А если у вас не получится его выучить, то я долго не смогу прийти в себя от горя. Встречаются ребята, которые неправильно меня пишут и тогда я само на себя не похоже. А иногда я скрытничаю и хитрю: прямо себе на уме. Иногда я сержусь и могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно? Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно меня, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом от себя!
- Итак, ребята кто же пришел к нам в гости сегодня?
- А как вы думаете, почему именно оно?
- Значит, какая тема нашего урока?
- Правильно. Запишите тему урока в тетрадь.
- Скажите, ребята, а чему мы будем учиться сегодня на уроке?
- Давайте в конце урока это проверим.
- А теперь давайте скажем «спасибо» нашему гостю, так как сегодня не только наш класс знакомиться с новым разрядом, но и другие ребята. Поэтому возвратное местоимение СЕБЯ очень торопиться и не хочет опоздать к ним на урок. До свидания, возвратное местоимение СЕБЯ!
А мы, ребята, с вами сейчас познакомимся с правилом, которое любезно нам оставило – СЕБЯ. (Чтение правила в учебнике)
Понаблюдаем вместе: склонение местоимения СЕБЯ.
IV. Поиск решения. Открытие новых знаний. Закрепление материала.
(Слайд презентации №7, 8)
Стилистический диктант (Слайд презентации №9). Фронтальная проверка.
Лексический диктант (Слайд презентации №10). Фронтальная проверка.
– Скажите, ребята, а кто такой эгоист?
(Объясняют сами ученики и обращаются к толковому словарю С. И. Ожегова)
– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).
Составьте словосочетания со словом эгоист; запишите в тетрадь; разберите словосочетание.
(Если ученики затрудняются, учитель сообщает о том, что можно подобрать пример из словаря синонимов)
– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?
(Себе на уме).
– Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете?
(Нужно обратиться к фразеологическому словарю.)
– Правильно! (Показать ученикам фразеологический словарь)
1. Упр. 445 (устно; по заданию учебника).
2. Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.
(Упр. 449).
V. Контроль знаний (работа по индивидуальным карточкам).
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Ребята, у нас сегодня бал очень насыщенный урок! Помогите мне подвести итог нашей работы! Скажите, что вы узнали нового?
– Возвратное местоимение себя указывает на того, о ком говорят.
– Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.
– Возвратное местоимение себя изменяется по падежам, не имеет рода и числа.
VII. Домашнее задание.
П. 78, упр. 447.
VIII. Оценки.