СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Буква Ф"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Буква Ф.Помощь учителю в составлении конспекта урока 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Буква Ф"»



Конспект урока по обучению грамоте на тему:

«Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф»





Форма урока: объяснение нового материала.

Цель урока: Цель урока : на основе наблюдения выявить особенности звуков (ф) и (ф,) и познакомить с буквой , которая их обозначает

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с буквой Ф, и звуками, которая она обозначает;

научить ребят различать звуки [ ф], [ ф'];

читать слоги и слова с данной буквой.

Развивающие:

развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи:

прививать любовь к чтению, к книге;

формировать познавательный интерес;

воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

учить работать в парах, группами, сообща;

воспитывать чувство гордости за Родину;

Оборудование: компьютер, звуковичок, аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино», рисунки корабликов и морских волн, слоговые карточки, книга со сказками А.С. Пушкина.

У учащихся: учебник « Азбука».

Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.

Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.

II. Повторение изученного – 3 мин.

III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.

IV. Работа над новым материалом – 25 мин. Физ. минутка.

V. Физ. минутка- 2 мин.

VI. Закрепление изученного – 10 мин. Физ. Минутка.

VII. Итог урока – 2 мин

Ход урока:

Организационный момент.

Готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок! 

-Сегодня у нас гости и, как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнулись друг другу, подарили свои улыбки мне и тихонько присели.



2. Психологический настрой

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности, дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой ещё одного пассажира.

- Вы узнали его?

-Матроскин также как и вы посещает Морскую школу, знает буквы, учится читать.

3. Фонетическая зарядка. 

Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

Как море шумит? Ш-ш-ш

Как чайки кричат? А-а-а

Как комар звенит? З-з-з

Как ветер воет? У-у-у

Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

( звучит музыка моря)

Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров

« Повторялкино»

II. Повторение изученного. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков.

- Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

- Почему согласные буквы в 2 ряда?

- Почему ь знак отдельно?

-Молодцы! Мы вновь на палубе корабля. Дует лёгкий ветерок, волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные просторы. И вот впереди показался остров «Звукино». И встречает нас один из жителей этого острова.

- Что хочет он сказать?

-Урок открытий новых знаний.

-Что мы можем открыть?

- Новый звук и новую букву.

(Открывается слайд с картинкой …..)

3.Формулирование темы и задач урока

- Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы.

О  пределите, какой одинаковый звук в этих словах. ( 9 слайд )

Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

Предположите тему урока.

( показ слайда с темой 10слайд)

Попробуем сформулировать задачи урока:

Познакомимся с новой буквой

Узнаем, какие звуки она обозначает

Учиться читать (11 слайд)

- Молодцы! И так мы определили задачи нашего путешествия и для их достижения начнём выполнять задания, но перед дальней дорогой отдохнём.

4.Физминутка. (12слайд-краб)



5. Знакомство со звуками [ф], [ф']. (13слайд)

- Ребята, кот Матроскин спрашивает, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой мы плывём страны?

-Флаг.

- Под каким флагом мы пойдем с вами?

-Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

-Флаг России имеет 3 цвета. Белый-мир, чистота. Синий-верность Родине, красный-энергию, кровь пролитую за Отечество. (щелчок на 13 слайде флаг)

а) Звуко-буквенный анализ слова: флаг. Составляются схемы слова.

– Произнесите слово «флаг» хором.
– Сколько в слове флаг слогов?
– Почему?
– Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
– Какой он гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).

-Раз он согласный, что мы можем ещё про него узнать?

– Твердый или мягкий?

-А как мы это узнаем? (Посмотрим, с какой гласной он дружит)
- Значит ,каким цветом, будет башмачок?
– Звонкий или глухой? (Глухой).

-Какой головной убор оденем нашему жителю? (далее разбор слова л, а, к)
– Повторите, что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой).
-Увидев корабль показался на гребне волны (щелчок на 13 слайде ) дельфин.

-Разделите слово дельфин на слоги.

-Сколько слогов? Почему?

-Позовём слово. На какой слог падает ударение?

-Назовите первый слог? Сколько звуков слышите?

-Дайте характеристику звукам……

-Произнесите второй слог. Сколько звуков слышите?

Дайте характеристику новому звуку ф,.

-Значит, второй башмачок будет какого цвета?

-Давайте подведём итог этой части урока. Что мы узнали о новых звуках?

- А ещё ребята, этот звук парный. 



б) Игра «Слушай звуки».

- Пока мы выполняли задание, кот Матроскин решил на лодке обогнуть остров и приглашает нас.

(Учащиеся на своих местах, если в слове, произносимом учителем, слышится твёрдый [ф] - изображают греблю вёслами, а если мягкий звук [ф ’], то опускаете вёсла). Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, фокус, дельфин, шкаф, филин.

6. Знакомство с буквами.

Наше путешествие продолжается (14слайд), и мы попадаем на остров «Буковкино». (15слайд) Здесь живут все буквы русского алфавита.

Какой буквой на письме мы будем обозначать звуки [ф], [ф']? Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ). (щелчок на слайде)

- Ребята, а на что похожа буква “Ф”? (На ключ, на филина, другие ответы детей)

- Послушайте стихи про букву ф. (На экране появляются рисунки и стихи.)



слайд 4 слайд 5 слайд 6



У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. (На экране появляются образцы печатных букв.)

- Когда мы пишем большую (заглавную) букву?

- Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.

7.Физпауза для глаз. (16слайд)

8. Работа по «Азбуке».

Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову « Читайкин»

Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1)Чтение слогов-слияний: (закрытые и открытые слоги)

шепотом (хором);

громко ( хором);

радостно ( девочки);

вопросительно ( мальчики)

2)

На какие группы можно разделить слоги первой строки? По какому признаку?

Какие гласные смягчают согласные?



3) Чтение слов (с.71)

Прочитайте слова молча.

Какие слова вы запомнили?

Чтение слов « цепочка».

Какие незнакомые слова вам встретились?

Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)

Почитайте слова, в которых звук [ф] читается твёрдо, мягко.

Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. Прочитайте самое длинное слово.

4) Работа над дикцией.

- Пираты спрятали букву.

- Какая буква пропущена? Как вы думаете почему?

...лот плывет к родной земле,

...лаг на каждом корабле.

Мы не тронемся с места, пока не произнесем скороговорку 2 раза.

А) с удивлением

Б) с радостью

Ребята, мы вернули букву на место, научились читать слова с новой буквой.

- Наш путь лежит в бухту « Историческая»

5) Работа по иллюстрации в азбуке на стр.70. О старом и современном русском флоте.

Что вы видите на иллюстрации?

Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).

Как одним словом назвать, то что вы видите?

Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.

Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)

Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)

Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?

- А что вы ещё видите на иллюстрации?

«Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).

Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.

Ребята, как выглядит флаг на военных судах?

Расскажет вам о флаге мой помощник.

6) Доклад ( подготовленный ученик)

Андреевский флаг – кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота с 1712 по 1917 год и с 1992 года по настоящее время. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова: «С нами Бог и Андреевский флаг.

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр Iслайд 19. Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.

(Читает учитель)

Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 20

Чтение детьми (жужжащее).



А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.



Чтение вслух хором (отработка выразительности).

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

9) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 194 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)

( Показ книги со сказкой)

Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

Чтение отрывка парами. (1-3)

Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.

9. Итог урока. Рефлексия.

-Наше путешествие и урок подходят к концу.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что вы о ней узнали?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!



А теперь все наши морские суда выпустим в море. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот. ( Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня « Экипаж- одна семья» ).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!