СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Экономика и экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Экономика и экология" 3 класс Школа России. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Экономика и экология"»

Тема: Экономика и экология.

Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду.


Задачи: повторить с обучающимися главные задачи экономики и экологии;

развивать речь детей, учить делать выводы;

воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.


Оборудование: презентация, тесты, мультфильмы.

Ход урока


-Ребята, посмотрите на плакат «Мир вокруг нас».

-Посмотрите в центр круга.

-Что там изображено?

-(Грустный человечек).

-Вы ещё не знаете, почему он грустный. Посмотрите, вокруг него круги разных цветов. В них и кроется причина.

-Как вы думаете, что мы должны будем сделать за урок? (Это будет цель нашего урока).

-А теперь ответьте на мои вопросы и узнаете тему урока.

-Что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой)

(Появляется табличка)

-Что такое ЭКОНОМИКА? (Искусство ведения хозяйства)

(Появляется табличка)

-Я поставлю между ними значок ←→ . Что он обозначает?

ВЫВОД: Тема урока: «Экономика и экология» и связь между ними, рассмотреть влияние экономики на экологию и экологии на экономику.

(значок ←→ меняется на слово «И»).

Экономика призвана удовлетворять потребности людей. Какие бывают потребности?

Назовите отрасли промышленности, отрасли экономики, удовлетворяющие потребности людей.

(На доске появляются карточки)


-Что они производят?


и т.д.

-Это хорошо, что промышленность всё это производит?

-Поставим над этими отраслями знак +.

-Но у экономики есть и другая сторона, отрицательная.

Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами.

- Что это? (конфета)

- Что сделает человек с этим предметом, когда использует?

- Куда выбросит?

- Все ли люди так поступают?

- Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?

- Так какая вторая отрицательная и опасная сторона экономики?


- Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.


-Я буду говорить о поле белого цвета. Но сначала догадайтесь, о чём пойдёт речь:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух).


- Что происходит с воздухом в результате хозяйственной деятельности человека? Как отрасли экономики способствуют загрязнению воздуха?

-Что должен сделать человек, чтобы воздух не загрязнялся?

(-Установить на заводах фильтры).

-Уберём с этого поля загрязнение. Смотрите, какой чистый стал воздух. Если мы так очистим все поля, то наш человечек к концу урока будет улыбаться.


-На следующем поле стрелки и волны. Стрелки-это громкие звуки. Чем они вредны? Что издаёт громкие звуки?


-Уберём стрелки. Уже два поля у нас чистые.



-Теперь мы перейдём на поле синего цвета.

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

-Эта страничка о воде.


Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришёл бы невод не только с тиною морскою,…( учащиеся добавляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами) и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: « Не отпускай ты меня в грязное море, а посели в аквариум с чистой водой».

- Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной её превращения из золотой в «нефтяную».

- Грустная сказка, но, к сожалению, и быль не радостнее.


- Понятно ли вам теперь: почему рыбка стала нефтяной? Произошла экологическая катастрофа. По чьей вине происходят экологические катастрофы?( По вине людей). Откройте учебники на с.79 и посмотрите на последствия такой катастрофы.

-Посмотрите на пятна-загрязнители. Люди часто сбрасывают в воду отходы фабрик, заводов. От загрязнённой воды страдают не только люди, но и животные, например, морские черепахи.

-Сможем ли мы очистить это поле? На заводах надо ставить специальные очистительные установки. Уберём грязные пятна! Чистая вода!


-Хорошо, если мы так же сможем очистить и почву. На земле растут цветы, травы, люди сажают овощи. И в то же время каждый день люди бросают и закапывают в почву мусор, сжигают его. Добывая нефть и газ, они привезли с собой и тяжелую строительную технику. Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. В одной стране подсчитали, что если собрать в кучу весь мусор, который накапливается в стране за год, то потребовалось бы 37.000.000 грузовиков, чтобы его вывезти. Нужно научиться перерабатывать мусор. А что для этого сможете сделать вы?

-Последнее поле зелёное. Это природа: лес, растения, животные. Люди вырубают леса, чтобы на этом место построить завод.Птицы и звери остаются без привычных мест обитания и чаще всего погибают, а выжившие никогда уже не вернутся сюда.


- Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти) Масляничная, тёмно-бурая жидкость, легче воды. Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Плохо очень и птицам, садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их крылья. Птицы гибнут тысячами.


МУЛЬТФИЛЬМ «ФИКСИКИ»


5) Экологические прогнозы. Работа по группам.

- Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.

Необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, использовать экологические прогнозы.

7) Экологическая игра.

- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаетесь, если действия не вредят природе – вы сидите.

1 ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

2 ситуация.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.

VIII. Итог урока

- Сделаем вывод: экономика имеет две стороны – одну положительную, все то, что она производит, другую отрицательную – губит окружающую среду.

-Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься,

если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни!


-Что нужно сделать, чтобы и экономику развивать, и экологию сохранить?

Правильное размещение промышленных сооружений, посадка лесов, установка очистительных сооружений, прекращение выбросов промышленных отходов, экономное использование воды, использование экологических прогнозов, обучение высококвалифицированных специалистов, обеспечение техники безопасности на производстве, использование биотоплива, уборка строительных территорий).


Тест (распечатан на листах).

Ф.И.____________________________

Подчеркни верный ответ.


1.Что может произойти в результате аварии нефтеналивного танкера?

а) изменится погода б) море станет чище в) произойдёт экологическая катастрофа

2. В чём состоит отрицательная сторона экономики:

а) в нанесении вреда окружающей среде

б) в производстве полезной продукции

в) в уменьшении доходов населения

3.Какая отрасль экономики может вызвать загрязнение почвы ядохимикатами?

а) торговля

б) транспорт в) сельское хозяйство


4. Что такое экологический прогноз?

а) предсказание погоды

б) предсказание экологов

в) проведение опытов


5. Главная задача общества в 21 веке – сделать экономику

а) более богатой
б) более безопасной

в) более развитой



Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какая задача перед нами стояла?

- Справились ли мы с ней?

- Как связаны экономика и экология?

- Какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда?

-Какой вывод можно сделать? ( Развивая экономику, общество должно сделать экономику безопасной.)

МУЛЬТФИЛЬМ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЛЬТИК»


Домашнее задание. 1. Нарисовать рисунок «Что делает наш город красивым».

2. Прочитать в учебнике с.79-84, ответить на вопросы.

- В завершение попрошу детей нашего класса: (Артёма К.) прочитать стихи, которые подтверждают, как нужно относиться к природе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!