Дата проведения: 07.04.2016
Тема: Экономика и экология.
Цель урока: познакомить с двумя сторонами экономики – полезной и опасной, влиянием экономики на окружающую среду.
Личностные УУД: - Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Предметные результаты: знать об «экологической катастрофе», «экологическом прогнозе»; «экономике»
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»;
- приводить примеры;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные УУД: Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- освоение основ познавательной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,
- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными понятиями,
- высказывать свое предположение.
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, слайд-шоу «Как прекрасен этот мир», «Экологические катастрофы»; рисунок полянки, рисунки – цветочки, карточки с заданиями (по парам)
Ход работы
1.Организация класса.
- Мы начинаем урок окружающего мира. Встаньте и посмотрите на гостей. Они вам желают удачи на уроке. Тихо сядьте.
- Представьте, если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это наша планета Земля, и начинается жизнь.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, я предлагаю посмотреть видеоролик «Как прекрасен этот мир».
- С каким настроением вы его смотрели? Хочется вам побывать в таких местах? Почему? Какой вывод можно сделать? (Позитивные картинки вызывают хорошее настроение. Человек без природы не может существовать).
-А теперь посмотрите другой видеоролик. Изменилось ли ваше настроение? Почему? Хотелось ли вам жить в таком месте? (Этот ролик об экологических катастрофах. Это все плохо влияет на организм человека)
3.Определение темы, задач урока.
- Посмотрите, ребята, на эти фотографии, на них изображена разная промышленность. Скажите, каким одним словом можно объединить увиденное? (Экономика) (На доске появляется запись)
- Какая наука занимается предотвращением катастроф? (Экология) (На доске появляется запись)
- Назовите тему урока. (Экономика и экология)
- Давайте поставим перед собой задачи, чем будем заниматься на уроке. (Вспомнить определения экономики, экологии; определить их взаимосвязь; раскрыть положительную и отрицательную сторону экономики; будем учиться делать экологические прогнозы)
4.Работа по теме урока.
- Что такое экология? (Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой)
- Дайте определение экономики. ( Экономика - наука, которая изучает правила и законы ведения хозяйства)
- Давайте рассмотрим две стороны экономики. Первая сторона: для чего нужна экономика? (Для удовлетворения потребностей человека)
- Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами. Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет)
-Как?
-Что сделает человек с этими предметами, когда их использует?
-Куда выбросит?
-Все ли люди так поступают?
-Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор?
-Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики? (Загрязнение окружающей природы)
- Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде.
- Какие отрасли промышленности бывают? Давайте определим положительные и отрицательные стороны экономики (Слайды)
- Сельское хозяйство: продукты питания – отравление земли ядохимикатами;
Машиностроение: для перемещения – выхлопные газы;
Электроэнергетика: электричество – затопление земель;
Добывающая: полезные ископаемые – разрушение плодородного слоя земли;
Химическая: бытовая химия в доме – отравление воздуха, воды, почвы.
- Какой же вывод можно сделать? (У экономики есть две стороны: одна необходимая и полезная для развития и благополучия человека, другая – опасная, наносящая вред окружающей среде при производстве продукции.
- В чём вы видите решение проблемы? (Убирать мусор, сооружать очистительные фильтры, сажать деревья)
5.Введение понятия «экологический прогноз»
- Вам знакомо слово «прогноз»? Где вы его слышали? (Синоптики рассказывают прогноз погоды)
- Так что же такое прогноз? (Предполагаемый результат)
– Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте.
Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку.
6.Практическая работа в парах.
- Вы сейчас будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах. (Работать вместе; уметь выслушивать напарника; говорит один; при готовности поднять руки)
- Представьте себя экологами. Ваша задача сделать экологический прогноз при определенных ситуациях. (Раздать на парту по заданию)
1 ситуация. Что будет, если произойдет пробоина танкера, который перевозит по морю нефть.
2 ситуация. Что произойдет, если на берегу реки построят завод для производства резины.
3 ситуация. Что произойдет, если на реке построят плотину.
4 ситуация. Каждый день на берегу речки дети загорают, купаются, приносят с собой чипсы, яблоки, конфеты, сок в бутылках. А чтобы не засорять берег, мусор выбрасывают в реку. Какие будут последствия?
5 ситуация. Гигантские трубы завода выбрасывают дым высоко в небо. Там, на высоте, дуют ветры, которые несут загрязнённый воздух в жилые районы города. Какие будут последствия?
- Ребята, а вы любите свое село? Посмотрите глазами эколога на дорогу, по которой вы идете от дома до школы. Что вы можете сказать об экологической обстановке в нашем селе?
- Давайте все вместе решим экологическую задачку: Брошенный на землю фантик от конфеты разлагается за 2 года. Пластиковая бутылка разлагается на 96 лет больше. Сколько лет потребуется, чтобы разложилась пластиковая бутылка?
7.Итог урока. Рефлексия.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься? (Еще бережнее относиться к природе, а взрослым делать так, чтобы не происходило экологических катастроф)
- Какой же вывод сделаем по данному уроку? (Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе. Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать)
- Украсим поляну цветами. У каждого на парте лежат цветочки, которые обозначают, что урок понравился и природу надо беречь, пеньки - не обязательно беречь природу.