СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на тему «С.Я. Маршак «Кот и лодыри»»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему «С.Я. Маршак «Кот и лодыри»»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дзержинский педагогический колледж»


Выполнила: студентка

группы ПНК-3Б

Давлятчина Амелия Рафиковна





Конспект урока по литературному чтению на тему «С.Я. Маршак «Кот и лодыри»»



Место проведения: МБОУ «СШ №12» Учитель: Невмятуллина Е.В.

Дата: 02.02.21

Методист: Политова М.В.









Дзержинск – 2021

УМК: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Класс:

Цель: знакомство учащихся с произведением С.Я. Маршака «Кот и лодыри»

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака.

2. Познакомить со стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри»

3.Способствовать формированию умения ориентироваться в тексте, характеризовать главных героев.

Развивающие:

1. Развивать умения работать с текстом через выборочное чтение, ответы на вопросы.

Воспитательные:

1. Воспитание интерес к чтению через знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Знают биографию и творчество С.Я. Маршака.

2. Знают содержание стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри».

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умеют работать с текстовой информацией.

Коммуникативные:

1.Умеют слышать и слушать друг друга.

Регулятивные:

1.Сохраняют учебную задачу на протяжении всего урока.

Личностные:

1.Проявляют интерес к чтению.

План занятия:

1. Орг. момент - 1 мин.

2. Первичный синтез – 15 мин.

3. Вторичное восприятие текста – 15 мин.

4. Вторичный синтез – 8 мин.

5. Информирование о ДЗ – 1 мин.

6. Подведение итогов. Рефлексия – 5 мин.

Ход урока:


Этапы фрагмента урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, Интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные


Личностные

1.Орг. момент.

Настроить детей на дальнейшую работу

Речь учителя.

Прием эмоциональный настрой

– Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.


Слушают учителя






Фронтальная


Самоконтроль

КУУД:

1.Умение слушать и слышать.

РУУД:

1.Самоконтроль.



2. Первичный синтез

Сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале

Речь учителя.

Стихотворение, рассказ


– Ребята, перед вами скороговорка. Давайте прочитаем её.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,

В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота.

– Ребята, давайте прочитаем сначала медленно.

– Теперь прочитаем в обычном темпе.

– Теперь с постепенным ускорением.

– Прочитаем с максимальной скоростью.

– Ребята, о ком говорится в скороговорке?

– Правильно, сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.

– Молодцы, ребята!

– Сегодня мы с вами продолжаем читать произведения для детей. Перед вами портрет знаменитого советского поэта, с которым вы уже познакомились ранее.

– Кто может назвать мне его имя?

Маршак, Самуил Яковлевич.

Фамилия писателя говорила о его энергии, которая била из него ключом, помогая преодолеть все трудности жизни.

Он родился в Воронеже и прожил целых 76 лет.

Он был очень близок со своей бабушкой, которая могла говорить рифмой.

Отец варил мыло на небольшом заводе, а мать вела хозяйство семьи, в которой было целых шесть детей. Большая семья Маршака жила небогато, но дружно. Они часто переезжали: отец без конца искал работу.

В край далёкий, незнакомый

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У неё одна скамья.

Детство и первые школьные годы Маршак провёл в Острогожске Воронежской области. Потом учился в Петербурге.

В детстве Маршак всё время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы. Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическими концами.

– Ребята, у вас на доске изображение животных из сказок Маршака. Героев, какого произведения Маршака изобразил художник?

– Ребята про что была сказка?

– А кто здесь лишний?

– Хорошо, ребята, а сегодня мы поговорим о другом произведении Маршака. Но чтобы узнать название произведения, с которым мы познакомимся, вам нужно расшифровать записи на экране.

«Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»

– Кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? – Молодцы, сегодня целью нашего урока будет знакомство с произведением Маршака «Кот и лодыри».

– Предположите, о ком оно?

Словарная работа

– Ребята, давайте узнаем значение слов, которые вам могут встретиться.

(Лодыри, ранец, грамота, грифель).

а) Прослушивание аудиозаписи стихотворения

– Подтвердилось ли ваше предположение, о ком это произведение?

– Понравилось вам произведение?

– Какое у вас настроение после прослушивания?

– Ребята, определите жанр произведения. главных героев

б) Чтение стихотворения "цепочкой" (по 2 строчки)

– Ребята, давайте прочитаем стихотворение по цепочке, каждый читает по две строчки. Читайте выразительно, соблюдая интонацию и знаки препинания. Начнем с первой парты первого ряда.

Физ.минутка

-Отвечают на вопросы, выполняют задания, читают.
















-О коте

















Маршак
























































Сказка о глупом мышонке.

На рисунке нет лишних героев, все животные укладывали мышонка.



















«Кот и лодыри»




О коте и лодырях






















стихотворение, лодыри и кот





Фронтальная

Презентация


КУУД:

1.Умение слушать и слышать.



3. Вторичное восприятие текста

Обеспечить воспроизведение опорных знаний

Беседа

Речь учителя


в) Работа над смыслом, заложенном в стихотворении.

– Какой кот в начале встречи? Как он говорит?

– Как он говорит в конце встречи?

– Как вы думаете, почему Маршак сделал героем стихотворения кота?

– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям?

– Сам Маршак - неутомимый труженик, не терпел "пустого" времени. Он писал:

Мы знаем - время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

г) Чтение стихотворения по ролям.

– Ребята, прочитаем стихотворение по ролям. Но прежде чем читать, ответьте на вопросы.

– Сколько героев в данном произведении, назовите их?

– Как надо читать за лодырей? за кота?

(читают по ролям 2-3 раза).

– Ребята, перед чтением по ролям, я даю вам минуту на подготовку, чтобы вы отметили в учебнике карандашом, где говорит кот отметили (буквой К), где автор (А), лодыри (Л).

е) Продолжение беседы над смыслом.

– Каких главная мысль стихотворения «Кот и лодыри»?

– В каких словах содержится главная мысль?

– Кто их произносит?

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Не попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Читают произведение.










Он смеется над ними, осуждает их.



















- 3 – автор, кот, лодыри



















кот

Фронтальная

Презентация


КУУД:

1. Умение слушать и слышать.

2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3. Умение вести диалог.


ПУУД:

1. Умение осознано и произвольно строить речевые высказывания

РУУД:

1.Самоконтроль


4. Вторичный синтез

Обеспечить восприятие и осмысление знаний.

Речь учителя,

Рассказ, пословица

– Ребята, у вас на столах пословицы.

– Какая из пословиц подходит к данному стихотворению?

  • На чужой каравай – роток не разевай.

  • Копейка рубль бережет.

  • Не буди лихо, пока оно тихо.

  • Учись смолоду – пригодиться в старости.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Никто не рождается сразу мудрым, нужно терпение и труд, чтобы обучиться и получиться знания.

И если человек учился в молодости, о в старости это знание ему поможет.














Фронтальная

Презентация


КУУД:

1. Умение слушать и слышать.





5. Информирование о ДЗ

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Речь учителя

– Ребята, вашим домашним заданием будет выразительный чтение стихотворения «Кот и лодыри».

-записывают домашнее задание.







6. Подведение итогов. Рефлексия

Обеспечить подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке

Речь учителя

– С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

– Кто автор стихотворения?

– В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей?

– Каких людей он высмеивает?

– Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

– Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?

– Урок подошел к концу.

– Какую цель мы ставили в начале урока? Смогли мы её достичь?

–У вас на столах лежат лесенка, поставьте себя на ту ступеньку, в зависимости от того, как вы сегодня поработали.

Если вы были не активны, было скучно и не интересно, то поставьте себя на 1 ступень.

Если вам было скучно, но иногда возникал интерес – на 2.

Если вам было недостаточно интересно, и вы были малоактивны – то на 3.

Если вам было интересно, и вы старались быть активными, но не всегда это получалось – то на 4.

Если вы были активны на протяжении всего урока и выполняли то поставьте себя на 5 ступень.

– Ребята, урок закончен.

-Отвечают на вопросы.

-«Коты и лодыри»

-Маршак



-кота


Бездельников, лентяев.

-Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.






Знакомство с произведением Маршака «Кот и лодыри»

Фронтальная и индивидуальная

Презентация

Самооценка

КУУД:

1. Умение слушать и слышать.


РУУД:
1.Самоконтроль





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей