СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения "С. Я.Маршак "Кот и лодыри".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.

- развивать внимание, мышление, память.

-прививать любовь к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения "С. Я.Маршак "Кот и лодыри".»

Тема: С. Я.Маршак "Кот и лодыри".

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.

- развивать внимание, мышление, память.

-прививать любовь к чтению.

УУД:

1. Личностные:

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

2.Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

3.Познавательные:

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

4.Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Планируемые результаты:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.


Оборудование: портрет писателя, книги С.Я.Маршака для выставки, карточки с заданием, текст для речевой разминки, презентация.








Ход урока.

1.Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания.

3. Речевая разминка.


(ласково) кисонька, лапочка

(сердито) Не хочу, не буду!

(вежливо) Разрешите пройти.

(обиженно) Я сам хотел съесть мороженое.

(гневно) Прекрати это делать!

(тихо) Я не буду мешать.

(испуганно) Ой, я забыл это сделать…

(уверенно) Да, это моя работа.

(восторженно) Как красиво!

(радостно) Ура! Впереди целая неделя учёбы! Сколько новых знаний мы получим на уроках!


  1. Постановка целей урока.

Кроссворд.

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на …(ремне)

  1. Не было в доме мышей,

А было много…(карандашей)

  1. Эй, не стойте слишком близко-

Я...(тигрёнок), а не киска!

4. Правда, дети, я хорош:

На большой (мешок) похож?

5.Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда (помчался) вскачь?

6.Вместо шапки на ходу

Он надел (сковороду).

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Самуила Яковлевича Маршака, вспомним его произведения и прочитаем новое.


- С.Я. Маршак - это знаменитый поэт, мастер стиха, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей.

С.Я.Маршак рос в большой и дружной семье. Родители писателя много работали и старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Маршак всей своей жизнью мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и неутомимости в труде.

Учась в гимназии, он уже переводил произведения древнеримского поэта Горация.

Маршак прожил большую трудовую жизнь. Он умер 4 июля 1964 г. Он был награжден двумя орденами Ленина и др. наградами. Его книги отмечены Государственными премиями.


Чтение статьи в учебнике.

-как понимаете слова «люди, умудрённые опытом и знаниями»?

-Кто помнит «Сказку о глупом мышонке»?

-Какая мудрость заключена в этой сказке?

-Вспомните, какие произведения С.Я.Маршака вам знакомы?

(слайды)

Знакомство с новым стихотворением (ребусы)


- Что означает слово "лодыри"? (лентяй, человек, который ничего не хочет делать)

-Подберите слова синонимы к этому слову: лентяй, ленивец, лежебока, бездельник

- Лодарь - раньше это было имя собственное. Так звали немецкого доктора, жившего в Москве. Он лечил больных бегом. Наблюдавшие за этим кучера, определили это бессмысленным занятием. Они говорили "Лодарь опять гоняет".

Со временем имя собственное превратилось в нарицательное, появилась фраза "гонять лодыря" т.е. бездельничать, валять дурака.

«гонять лодыря», «валять дурака» - фразеологизмы

«бить баклуши»


Первичное восприятие текста (читает учитель)

- Понравилось стихотворение? Чем?


Повторное чтение стихотворения по цепочке.


Постарайтесь читать целыми словами. Попробуйте передать при чтении интонацию героев, кота, передать отношение автора к героям. Давайте подумаем, как это выразим при чтении. Какой темп чтения выберем при чтении начала стихотворения? Каким голосом будем читать за кота? (жалобным). А ответ лодырей? (С ленцой)

  • Куда собирались лодыри? А куда попали?

  • Случайно ли они оказались на катке? Почему?

  • Кого они встретили? Какой был кот? Найдите в тексте слова, которые описывают внешность кота (хмурый, ободранный, серый, усатый).

  • - Какие чувства он у вас вызывает? (жалость, грусть)


  • А что кот сам о себе думает? (Красивый, умный) А почему он так думает?

  • На что жаловался кот? Почему коту плохо жилось без грамоты? Найдите ответ в тексте.

  • Что ответили лодыри коту?

  • Расстроены ли лодыри из-за того что не знают грамоту?

(нет, они этим гордятся)

  • Коту понравился их ответ? Как он его воспринял? Что он им ответил?

  • Как думаете, почему Маршак сделал героем кота?

  • А какое отношение вызывают у вас оба героя стихотворения? Как автор к ним относится?

  • Рассмотрите иллюстрации.

  • На первой иллюстрации какой момент запечатлён?

  • Какие строчки подходят для второй иллюстрации?

  • Деление текста на части: 1-ая (завязка, встреча)

1.Встреча прогульщиков с котом.

2.Разговор героев.

3.Возмущение кота.

Чтение по ролям (перед чтением отметить карандашом слова героев)


-Какая главная мысль этого стихотворения?

-Какой урок можно извлечь из этого произведения?

( не лениться, бороться со своей ленью, воспитывать силу воли)

-Представьте, что было бы, если все люди вокруг были такими как эти герои?

Рефлексия:

-Вам жалко этих мальчишек? Давайте поможем им. Может, они прислушаются к народной мудрости?

(работа в парах, находят пословицы)


Творческая работа в группах. Выбери из пословиц, записанных на карточке ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.

1 группа. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Родина – мать, умей за нее постоять.

2 группа. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Лето – припасиха, зима – прибериха.

3 группа. Учись смолоду – пригодится в старости. Жадность всякому горю начало.

4группа. Мудрым никто не родился, а научился. Робкого и тень страшит.

5группа. Учение - путь к умению. На языке медок, а на уме ледок.

6 группа. Корень ученья горек, да плод его сладок. Сметка дороже богатства.

7.Делу время, а потехе час. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

8.Ученье свет, а не ученье тьма. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

9.Откладывай безделье, да не откладывай дела. Одна пчела много мёда не наносит.

10.Ученье – мозгам леченье. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

11.Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду. Без топора по дрова не ходят.

12.Если за день ничему не научился, зря прожил день. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

13.Учёный водит, неучёный следом ходит. В пустой бочке больше звону.

14.Ученье да уменье всегда найдёт примененье. Рыбка мелка, да уха сладка.

15.Век живи, век учись. Хлеб – всему голова.

Итог урока.

-Как думаете, какие качества характера помогают добиться успехов в учёбе. Жизни? Каким должен быть человек?

Сам С.Я.Маршак – неутомимый был труженик, не терпел «пустого» времени. Он писал: Мы знаем – время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!