СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории России 6 класс. Человек и история.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России 6 класс. Человек и история.»



6 класс, история России. Урок № 1. Введение. Человек и история

Дата проведения урока: 11.12.2018

Педагогическая цель

познакомить учащихся с целями, зада­чами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельности.

Тип и вид урока

Изучение нового материала

Планируемые

результаты

(предметные)

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников

Характеризовать источники по российской истории

Использовать информацию учите­ля для формирования первичных представлений об основных этапах истории России

Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории

Личностные

результаты

-формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности, обучающихся к самораз­витию и самообразованию;

-освоение социальных норм, правил поведения, ро­лей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

-осознание своей этнической принадлежности, зна­ние истории, языка, культуры своего народа, основ куль­турного наследия народов России и человечества;

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многона­ционального народа России;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития исторической науки;

-формирование осознанного, уважительного и до­брожелательного отношения к другому человеку, его мне­нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, язы­кам, ценностям народов России.

Метапредметные

результаты

-умение определять способы действий в рамках пред­ложенных условий и требований;

-умение оценивать правильность выполнения за­дачи;

-умение самостоятельно планировать достижение целей;

-устанавливать причинно-следственные связи, стро­ить логическое рассуждение;

-владение устной речью; -владение письменной речью; -владение навыками смыслового чтения;

Универсальные

Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предпо­лагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания.

План урока

1. Цели, задачи и предмет курса.

2. Структура учебника.

3. Приемы учебной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России — история всех населяющих ее народов. Как работать с учебником

Образовательные ресурсы

1) Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл. : учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров.- М. :Дрофа, 2016.

2) Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федорова История России с древнейших времен до XVI в. Дрофа 2016

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, мето­ды, методиче­ские приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм


II. Актуализация знаний обучающихся

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, беседа.


Учитель предлагает учащимся вспомнить определение понятия «история», учащиеся в беседе выделяют особен­ные черты этой науки по сравнению с другими науками (например, ботаникой и математикой). Обобщая ответы учащихся, учитель предлагает сделать вывод о том, для чего мы изучаем историю (или формулирует его сам).

Записывают даты событий и терми­ны по их определе­ниям

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходи­мую для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

III. Постанов­ка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учите­ля, беседа

Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему и цель урока





Целеполагание

Регулятивные: формулируют учеб­ную задачу, цели урока


Беседа по вопросам

IV. Усвоение знаний и способов действий.

1. Цели, задачи и предмет курса.


Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учите­ля, беседа

Учащимся предлагается поразмышлять над сутью понятия «история» (Приложение 1) и ответить на вопросы.

Вопросы. 1. Как вы думаете, взгля­ды на восстание Спартака его соратника и, например, Красса будут одинаковыми или различными? Объясните почему. А каковы взгляды на это восстание ученых, кото­рые занимаются его изучением спустя более двух тысяч лет? 2. Как вы думаете, какое влияние оказывают на ученого-историка время, в которое он живет, и идеология государства? 3. Как ученые узнают о далеких событиях и происходящих процессах в обществе?

--Учащимся пред­лагается рассказать о науках, которые помогают ученым изучать историческое прошлое.

--Внимание шестиклассников обращается к тексту учеб­ника: им предлагается выписать в тетрадь особенности исторической науки. Учитель обращает внимание уча­щихся еще на одну науку — этнографию, которая изучает и описывает («графия») жизнь и быт народов («этнос»).

Вопрос: как ученые узнают о жизни людей далекого прошлого? Обобщая ответы, учитель подчеркивает важ­ность понятия «исторический источник». Школьникам предлагается найти иллюстрации в учебнике, на которых изображены различные виды источников, например, ар­хеологические артефакты, рукописи, предметы быта, бе­рестяная грамота и др. Далее учитель, опираясь на ленту времени, рассказыва­ет учащимся о предмете курса в 6 классе — историческом процессе развития России с древнейших времен до XVI в.

С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего исторического понятия «история». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу учителя.

Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения

Рассказ, беседа по вопросам

2. Структура учебника.


Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью,

Обращает внимание на название учебника. Знакомит со структурой учебника, оглавлением, ролью текста и иллюстраций в учебнике; обращает внимание на вопросы и задания, хронологическую таблицу. Отмечает важность работы с хронологией, историческими датами. Предлагает познакомиться с рабочей тетрадью и электронным приложением

Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с помощью рабочей тетради и электронного приложения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

Работа с учебником

3. Приемы учебной деятельности.

Словесный, наглядный.

Рассказ учителя,

беседа

Учитель напоминает учащимся основные приемы учебной деятельности, раздает памятки для работы с тек­стом учебника, картой, документом и объясняет их важ­ность для работы на уроках и дома. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Слушают требования программы, понимают их, отвечают на вопросы: что мы умеем?

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

V. Закрепле­ние знаний и способов действий


  1. Что изучает наука история? В чем ее отличия от дру­гих наук?

  2. Что предстоит изучать учащимся в курсе истории 6 класса?

  3. Какие науки помогают ученым изучать историче­ское прошлое страны?

Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе

Рассказ, беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Фронтальный. Словесный.

Беседа

- Что запомнили из сегодняшнего урока?

- Что показалось сложным?

- Что показалось легким?

- Чему мы сегодня научились?


Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Беседа по вопросам.

VI. Информа­ция о домаш­нем задании

Фронтальная. Словесный.

Сообщение

учителя

Комментирует задание.

«Введение. Человек и история». Дополнительное задание: составить генеалогическое древо своей семьи (внимание обращается на иллюстра­цию в учебнике).

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Кроссворд, контурная карта





Приложение 1

Учитель, обобщая ответы учащихся, отмечает, что история — это наука об обществе. В. О. Клю­чевский писал об истории так:

«Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Учащимся предлагается прокомментировать высказы­вание историка и привести примеры из курсов истории Древнего мира и Средних веков, иллюстрирующие высказывание. История — наука, которая изучает человеческое обще­ство, поэтому историю от других наук отличает неповто­римость событий. Учитель отмечает, что никогда не повто­рится уже произошедшее событие. Повторить 9 мая 1945 г. во всем комплексе условий того времени (экономических, политических, социальных, психологических, погодных и т. д.) невозможно. А определить причины и факторы, влияющие на формирование подобных событий, можно.

Другой особенностью исторического процесса и нау­ки, его изучающей, является субъективность, или боль­шое влияние личностного фактора. Если, например, на науку математику не оказывает влияние человек, который производит операции с числами, то на исторический про­цесс и на то, как его осветить, несомненно, оказывает. Он может изменить течение конкретных событий, как, на­пример, Аттила, или описывать исторический процесс со своей точки зрения, как, например, это делали Нестор или В. О. Ключевский.

Приложение 2


При изучении курса истории в 6 классе учащиеся должны усвоить знания и ов­ладеть умениями, которые закреплены в школьной

про­грамме, а именно:

• составить представление об основных этапах исто­рии России с древнейших времен до XVI в., о процессах и явлениях социально-экономического, политического и культурного развития государства, об условиях и образе жизни людей в различные периоды отечественной исто­рии;

• овладеть умениями извлекать информацию из исто­рических и современных источников, сравнивать данные разных источников, анализировать события и явления (раскрывать причины и определять последствия), сравни­вать события и явления.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!