СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории "Внутрення политика Николая 1"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Этап урока Содержание Формы работа, задания классу 1. Вводный. Этап вызова Период правления Николая 1 часто называют темной эпохой истории. Этого человека «с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным просвещенным. Хотя и лишенным широты. В течение тридцати лет считали тираном и деспотом» А Ф Тютчев. « царствование Николая 1 было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после Смутного времени» В О Ключевской. Задание: что происходило в России, почему такие отзывы о его правлении. Как можно составить объективное мнение о человеке. О человеке судят по его поступкам. 2. Основная часть Этап осмысления Работа с текстом параграфа 60. Цель работы - ответ на проблемный вопрос, отражающий одно из направлений внутренней политики Николая 1. 1 Из записок главы III отделения А. X. Бенкендорфа "Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными." Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос? 2 Бюрократия - это основа управления государством. Так ли это было при Николае 1? Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос? Какой вопрос политики Российского государства был самым актуальным в 19 веке? Крестьянский вопрос. 1Как Николай 1 относился к крепостному праву? 2 Собирался ли он его отменить? Детям предлагается ответить на два вопроса . На выполнение работы дается 15 минут. По окончании времени на выполнение задания представляют результаты своей работы. На основании выступлений формулируются основные направления внутренней политики Николая 1. Работа с текстом учебника и совместное обсуждение этого вопроса. Ответим на вопросы: 1 Цели реформы 2 Основные мероприятия 3 Плюсы и минусы реформы 4 Результат Николаю 1 предоставлялся исторический шанс Стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему? 3. Рефлексия Составление схемы « Основные направления внутренней политики» Самостоятельная работа, в течение 4. Домашнее задание Параграф 60 Доработать схему составить синквейн Николай 1

Просмотр содержимого документа
«урок истории "Внутрення политика Николая 1"»

Тема урока: «Внутренняя политика Николая 1» 10 класс

Цели урока:

1) образовательная – усвоение знаний об основных направлениях внутренней политики Николая 1; установление связей с внутренней политикой предыдущих периодов


2) воспитательная – развитие уровня информационной культуры учеников; формирование уважения к историческому прошлому;

3) развивающая – формирование умения анализа и структурирования информации, вынесения обоснованных суждений, использования теоретических знаний для решения практических задач

Используемая педагогическая технология: технология развития критического мышления.



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этап урока

Содержание

Формы работа, задания классу

1. Вводный. Этап вызова

Период правления Николая 1 часто называют темной эпохой истории.

Этого человека «с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным просвещенным. Хотя и лишенным широты. В течение тридцати лет считали тираном и деспотом» А Ф Тютчев.

« царствование Николая 1 было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после Смутного времени» В О Ключевской. Задание: что происходило в России, почему такие отзывы о его правлении.

Как можно составить объективное мнение о человеке. О человеке судят по его поступкам.




2. Основная часть

Этап осмысления

Работа с текстом параграфа 60. Цель работы - ответ на проблемный вопрос, отражающий одно из направлений внутренней политики Николая 1.















1 Из записок главы III отделения А. X. Бенкендорфа

"Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными."

Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос?



2 Бюрократия - это основа управления государством. Так ли это было при Николае 1?

Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос?


Какой вопрос политики Российского государства был самым актуальным в 19 веке? Крестьянский вопрос.

1Как Николай 1 относился к крепостному праву?

2 Собирался ли он его отменить?



Детям предлагается ответить на два вопроса .



На выполнение работы дается 15 минут. По окончании времени на выполнение задания представляют результаты своей работы.

На основании выступлений формулируются основные направления внутренней политики Николая 1.


























Работа с текстом учебника и совместное обсуждение этого вопроса.


Ответим на вопросы:

1 Цели реформы

2 Основные мероприятия

3 Плюсы и минусы реформы

4 Результат

Николаю 1 предоставлялся исторический шанс

Стать освободителем крестьянства, но он им не воспользовался. Почему?

3. Рефлексия

Составление схемы « Основные направления внутренней политики»

Самостоятельная работа, в течение

4. Домашнее задание

Параграф 60 Доработать схему составить синквейн Николай 1


РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ТЕМЕ "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ 1"

Заполнил ____________________________________________________

Задание 1. Постановка цели работы

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ





Главная цель нашего урока:


Задание 2. Результаты работы в группе

Вопрос:

Решение:

Задание 3. Историк В.О.Ключевский, характеризуя общую концепцию николаевского правления, отмечал: «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаруживающиеся ветхости с помощью всякого практического законодательства и всё это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности».

Согласен ли ты с этим высказыванием? Изложи свое мнение в виде сочинения-эссе.

Правила написания: время 10 минут, Главное правило – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

Группа 1. Объясните строчки из стихотворения ПА. Вяземского «Русский бог»: «Бог имений недоходных, душ, представленных в залог». Какому вопросу внутренней политики Николая 1 они посвящены? Как был решен этот вопрос?

Подсказка: п.3 параграфа 10 ( с.65)



Группа 2. Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 г.

"Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным."

Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос?

Подсказка: п.4 параграфа 10 (с.66)



Группа 3. Из записок главы III отделения А. X. Бенкендорфа

"Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными."

Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос?

Подсказка : п. 6 параграфа 10. (с. 68)


Группа 4. Бюрократия - это основа управления государством. Так ли это было при Николае 1?

Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос?

Подсказка: п.2 параграфа 10 (с. 64-65)Группа 5. В. О. Ключевский: «В губернии он разослал доверенных сановников для производства строгой ревизии. Вскрывались ужасающие подробности; обнаруживалось, например, что в Петербурге, в центре, ни одна касса никогда не проверялась; все денежные отчеты составлялись заведомо фальшиво; несколько чиновников с сотнями тысяч пропали без вести. В судебных местах император [нашел] два миллиона дел, по которым в тюрьмах сидело 127 тыс. человек. Сенатские указы оставлялись без последствий подчиненными учреждениями. Губернаторам назначен был годовой срок для очистки неисполненных дел; император сократил его до трех месяцев, дав неисправным губернаторам положительное и прямое обещание отдать их под суд».

Какому вопросу внутренней политики Николая 1 посвящено это высказывание? Как был решен этот вопрос?

Подсказка : дополнительный текст

Дополнительный текст для 5 группы.

Взойдя на престол, Николай I начал свое царствование с создания Третьего отделения, которое должно было помочь в искоренении лихоимства в государстве. За время его правления была разработан Свод Законов, регулирующих ответственность за взяточничество. Это был большой шаг в борьбе с мздоимством в России.

В Своде Законов содержалось описание видов лихоимств, за которые должно было наказывать:
• противозаконные поборы под видом государственных податей;

• вымогательство деньгами и вещами;

• взятки с просителей по исполнительным и судебным делам.

Если какое-нибудь должностное лицо будет уличено в перечисленных деяниях, то оно подлежит наказанию. Основанием для этого был законодательный документ «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», который регулировал ответственность чиновников за мздоимство и лихоимство. Была, однако, небольшая странность в том документе: в нем не было дано четкого определения этим понятиям. Отсюда и очень расплывчатые наказания, от денежного штрафа до лишения должности, а при особо грубых нарушениях чиновника могли арестовать, лишить имущества и отправить на каторжные работы.

Николай I ввел умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал («аренда» представляла собой по сути своеобразную земельную ренту, которую данное лицо получало за якобы пожалованную ему землю; фактически это была та же премия, только регулярная). Размеры «аренды» были довольно умеренными и составляли от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год, не превышая как правило 5 тыс. руб. В отличие от предыдущих царствований, историками не зафиксированы крупные подарки в виде дворцов или тысяч крепостных, пожалованных какому-либо вельможе или царскому родственнику. 

Для борьбы с коррупцией впервые при Николае I были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Подобной практики ранее практически не существовало, её введение диктовалось необходимостью не только борьбы с коррупцией, но и наведения элементарного порядка в государственных делах.

Несмотря на то, что была создана законодательная база для борьбы с мздоимством и лихоимством, период царствования Николая I ознаменован непоследовательностью в борьбе с коррупцией. Размеры мелкого взяточничества не уменьшились в ту эпоху, о чём свидетельствуют имеющиеся примеры. Так, переход от государственной монополии в торговле водкой к частным откупам, хотя и привел к увеличению доходов в казну от этой торговли, но способствовал распространению мелких взяток, которые платили чиновникам торговцы водкой. Процветало воровство в армии со стороны средних офицерских чинов. При вскрытии фактов мелкого взяточничества со стороны крупных чиновников последних, как правило, снимали с поста, не возбуждая уголовного преследования. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!