Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области
Конспект урока
ИЗО в 5 классе
по теме «Искусство Гжели»
Подготовила
учитель первой категории
Бутикова Е.А.
2016год
Тема: Искусство Гжели.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды, формировать навыки мазковой росписи.
Развивающие: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами(гуашь), развивать логическое мышление, воображение и внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование и материалы:
- Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
- Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров, шаблоны предметов для украшения.
- На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянс, Фарфор, Квасник, Кумган)
- Художественные материалы: синяя гуашь, кисти, баночки для воды, лист бумаги.
- Компьютер,проектор,репродукции и образцы декоративно- прикладного искусства, учебник «Декоративно- прикладное искусство»5класс,
- Презентация “Гжельская роспись”.
План урока:
- Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью, просмотр презентации.
- Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
- Постановка художественной задачи.
- Практическая работа.
- Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока
I Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Тема и цели урока
- Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи, украсим гжельской росписью посуду.
И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».
(Слайд 1)
- Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.
Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!
Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". (Слайд2)
- В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. (Слайд3)
- К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.
Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. (Слайд4)
- После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кумганы и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
- Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.(Слайд5)
- Вторая четверть 19века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор , владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. С середины 19 века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.(Слайд6)
- Только с середины 20века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650 –летие. В 1930-1940 годах здесь были сосредоточены почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
- В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва- Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа так же называется «Гжель».(Слайд 7)
2.Технология производства керамики
- Сейчас технологическая цепочка строится так:
- Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех.
- Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!(Слайд 8)
III. Знакомство с особенностью гжельской росписи.
- Самый излюбленный узор - гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.(Слайд9)
- Итак учимся выполнять необычный мазок «мазок с тенями». В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Я выполняю на доске, дети на формате Ф-4.
«Мазок с тенями».
Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка.
В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.(Слайд10)
- А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.(Слайд11)
- Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. (Слайд12)
- В своей работе мастера ис пользуют разные сюжеты .Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п. (Слайд13)
IV Физминутка.
-А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
V. Словарная работа
-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми для вас словами. Прочитаем их объяснение.
- Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом.
- Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚).
- Керамика – изделия из обожженной глины.
- Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью.
- Квасник – кувшин с отверстием в центре.
- Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.(Слайд14)
VI Закрепления новых знаний.
- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)
– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)
- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)
- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)
– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)
– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)
– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)
Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.
VII. Практическая работа.
- Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)
Результат зависит от вашей совместной работы.
- 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
VIII Подведение итогов, анализ работ.
1. Выставка работ учащихся.
2. Выставление оценок.
-Молодцы, ребята, вы потрудились на славу. Из вас вырастут замечательные мастера и мастерицы.
IX Домашнее задание.
-Найти материал о Городецкой росписи по группам:
1 группа- краткая информация о промысле;
2 группа-стихи о росписи и пословицы о труде;
3 группа- о цветах и мотивах используемых в городецкой росписи.
Используемая литература:
- Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)
http://yandex.ru/search/?text=презентация%20к%20уроку%20ИЗО%205кл%20по%20теме%20Гжельская%20роспись%20подготовила%20учитель%20Белешина%20С.Н.&clid=1882610&lr=213&rnd=91315.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Искусство Гжели"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Мглинский Центр детского творчества» Брянской области
Конспект урока
ИЗО в 5 классе
по теме «Искусство Гжели»
Подготовила
учитель первой категории
Бутикова Е.А.
2016год
Тема: Искусство Гжели.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды, формировать навыки мазковой росписи.
Развивающие: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами(гуашь), развивать логическое мышление, воображение и внимание.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование и материалы:
Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров, шаблоны предметов для украшения.
На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянс, Фарфор, Квасник, Кумган)
Художественные материалы: синяя гуашь, кисти, баночки для воды, лист бумаги.
Компьютер,проектор,репродукции и образцы декоративно- прикладного искусства, учебник «Декоративно- прикладное искусство»5класс,
Презентация “Гжельская роспись”.
План урока:
Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью, просмотр презентации.
Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
Постановка художественной задачи.
Практическая работа.
Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока
I Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Тема и цели урока
- Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи, украсим гжельской росписью посуду.
И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».
(Слайд 1)
Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!
Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". (Слайд2)
В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. (Слайд3)
Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. (Слайд4)
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кумганы и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.(Слайд5)
Вторая четверть 19века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор , владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. С середины 19 века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.(Слайд6)
Только с середины 20века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650 –летие. В 1930-1940 годах здесь были сосредоточены почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва- Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа так же называется «Гжель».(Слайд 7)
2.Технология производства керамики
Сейчас технологическая цепочка строится так:
Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех.
Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!(Слайд 8)
III. Знакомство с особенностью гжельской росписи.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.(Слайд9)
- Итак учимся выполнять необычный мазок «мазок с тенями». В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Я выполняю на доске, дети на формате Ф-4.
«Мазок с тенями».
Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка.
В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.(Слайд10)
Для того чтобы нарисовать розу, нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. (Слайд12)
В своей работе мастера ис пользуют разные сюжеты .Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п. (Слайд13)
IV Физминутка.
-А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
V. Словарная работа
-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми для вас словами. Прочитаем их объяснение.
Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом.
Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚).
Керамика – изделия из обожженной глины.
Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью.
Квасник – кувшин с отверстием в центре.
Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.(Слайд14)
VI Закрепления новых знаний.
- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)
– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)
- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)
- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)
– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)
– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)
– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)
Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.
VII. Практическая работа.
- Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)
Результат зависит от вашей совместной работы.
- 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
VIII Подведение итогов, анализ работ.
1. Выставка работ учащихся.
2. Выставление оценок.
-Молодцы, ребята, вы потрудились на славу. Из вас вырастут замечательные мастера и мастерицы.
IX Домашнее задание.
-Найти материал о Городецкой росписи по группам:
1 группа- краткая информация о промысле;
2 группа-стихи о росписи и пословицы о труде;
3 группа- о цветах и мотивах используемых в городецкой росписи.
Используемая литература:
- Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)
http://yandex.ru/search/?text=презентация%20к%20уроку%20ИЗО%205кл%20по%20теме%20Гжельская%20роспись%20подготовила%20учитель%20Белешина%20С.Н.&clid=1882610&lr=213&rnd=91315.
9