СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии урока на тему: "Природные зоны России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.

Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.

Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии урока на тему: "Природные зоны России"»

Конспект урока по географии урока на тему: "Природные зоны России"

Учитель: Ибрагимов Абдул Эмирасланович

Класс: 6

Цели и задачи:

Дать знания о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.

Закрепить знания о закономерностях смены природных зон на равнинах.

Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Оборудование: карта «Природные зоны России»; видеофрагменты; план характеристики природных зон; репродукции картин; фотографии, открытки, стихи, гербарии для средней школы.

Тип урока: изучение нового.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Технология проектного обучения

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель знакомит учеников с целями и задачами урока. Главная задача перед группами – создание образа природной зоны, установление причинно-следственных связей.

II. Изучение нового материала

Учитель: на предыдущем уроке вы получили задание: распределиться по группам (по желанию), каждой группе подготовить материал по конкретной природной зоне. Для этого можно использовать любые источники информации: иллюстрации из журналов, стихи, видеофрагменты, отрывки из художественных произведений и т.д. А также на контурных картах нанести все природные зоны России. На столе приготовлены в помощь группам еще дополнительный материал: гербарий, фотографии животных, иллюстрации из журналов. Командиры групп подходят к столу и отбирают необходимый материал. Ваша задача – рассказать о конкретной природной зоне России и создать образ данной природной зоне. Класс разделен на четыре группы, поэтому сегодня знакомимся с четырьмя природными зонами. На подготовку дается 5минут.

План описания природной зоны:

1. Географическое положение

2. Климат

3. Почвы

4. Растительность

5. Животный мир

6. Внешний облик зоны

7. Использование человеком

Первая группа: (видеофрагмент) наша зона – зона арктических пустынь. Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку. Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.

Вторая группа: Зона тундры. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережьяРоссии. Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.

«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.

Третья группа: (видеофрагмент) Природная зона тайги.

«Тайга – слово, принятое в мировой географической и ботанической литературе для обозначения зоны хвойных лесов умеренного пояса Евразии. Тайга характеризуется небольшими суммами температур за период с суточными температурами выше 10оС в пределах 1000–1800о, с годовыми осадками в пределах 300–800 мм, продуктивностью фитомассы 260 т на 1 га и годовой ее продуктивностью 7 т на 1 га. Господствующие древесные породы: ель, лиственница, пихта, сибирский кедр. Ландшафт тайги характеризуется дремучими зарослями, ветровалом, часто избыточным увлажнением, наличием торфяников, недостатком света, особенно в черневой тайге». (Э.М.Мурзаев. Словарь народных географических терминов.)

«…Здесь медведь – хозяин. Ему нипочем все эти полуистлевшие перевернутые вверх корнями пни. Эти трухлявые колоды-трупы, из чрева которых победоносно прет молодняк, эти нагромождения тысяч поваленных бурею дерев, образующих огромные заломы; их трудно одолеть даже сказочному Сивке-Бурке. Все это поросло быльем, чертополохом, бояркой, крушиной, папоротником, и кой-где алеют кумачовые семейства мухоморов. Не место здесь человеку, даже птиц не видно, – разве что дятел пропорхнет, – здесь царствует медведь, на вершинах же дерев невозбранно владычествует белка.». Так описал тайгу в своем романе «Угрюм-река» В.Шишков.

Леса – основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: а) тайга; б)смешанные и широколиственные леса.

Чемпионы леса

1. Самое долговечное дерево – лиственница, живущая 900 лет.

2. Самое высокое дерево – кедр.

3. Самое распространенное дерево – сосна.

4. Самое красивое, новогоднее дерево – елочка.

5. Самое распространенное лиственное «дерево-пионер» – береза.

6. Самое морозоуствойчивое, пугливое, говорливое дерево – осина.

7. Самое гибкое дерево, лесная балерина – рябина.

Четвёртая группа: Природная зона степей.

Степь. Ровная, словно скатерть, расстилается необъятная равнина, и там, где на ней сохранились участки степной целины, она кажется, в начале лета серебряной от цветущего ковыля и волнуется, словно море. Ковыльная степь не изобилует множеством красок. Лишь в более северной ее части растут ярко цветущие растения разнотравья. Яркой, пестрой от разнообразия красок, становиться степь весной. Весна в степи длиться не долго – 2–3 недели. Это время между снежным покровом и засушливым летом. Это то время, когда появляются в степи растения – эфемеры: тюльпаны, ирисы, пионы и др. Пройдет немного времени и исчезнет яркий цветной ковер. Останутся лишь подземные части растений – луковицы, корневища и будут ждать в земле следующей весны, перенося летнюю засуху и зимние холода. Это растения – эфемеры – растения с коротким сроком вегетации.

Степь

Едешь, едешь – степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью, тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет:

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

И.З.Суриков.

А вот как описывал древнегреческий историк Геродот степь «За Борисфеном (Днепр) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на севере от нее живут скифы-земледельцы. Эти земледельцы скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа (Южный Буг), а к северу – на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов не встретишь деревьев…Холода продолжаются в тех странах сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло. Вообще там погода совершенно отличная от других стран: когда в других местах дождливая пора, там дождей нет, а летом, напротив, очень сильные. Когда в других местах случаются грозы, здесь их не бывает, летом же часты. Гроза зимой вызывает изумление, как чудо; также и землетрясения в Скифии считаются диковинкой.»

Сегодня первозданную природу степей можно увидеть только вдоль оврагов, речных долин и в заповедниках. Вся степь распахана. Она является житницей России. Поля заняты посевами пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также посевами бахчевых культур: арбузами, тыквами, дынями.

III. Закрепление

Учитель: А сейчас проверим, насколько хорошо усвоили изученный материал. На контурных картах, где дома заранее составили карту природных зон, подпишите климатические пояса, температуру января и июля, годовое количество осадков, типы почв и одним предложением напишите образ основных природных зон. На работу отводится 10 минут. Затем контурные карты сдаете.



IV. Заключение

Учитель просит оценить работу всех учащихся в группах. Выставляет оценки в журнал. Подводит итог урока.

V. Домашнее задание

Повторить пройденный на уроке материал. Подготовка к тестированию по теме «Природные зоны России».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!