СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по географии. 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 -гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона;

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

 -осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

 

 Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

 

Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

 

 Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом  классе являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

3-я линия развития – использование географических умений:

– прогнозировать особенности развития географических систем;

– прогнозировать изменения в географии деятельности;

– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

 

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

 уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

 СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Введение -  1 час

  Тема 1. Регионы России – 9 часов

  Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.       Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.       Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Практическая работа №1.  Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических районов и федеральных округов Российской Федерации.

Практическая работа № 2 «Составление комплексной физико – географической  характеристики крупных природных регионов России»

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (35 часов)

Тема 1. Центральная Россия  - 9 часов 

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.       Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.       Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.       Волго-Вятский район. Своеобразие района.       Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.       Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Практическая работа №  3. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным характеристикам.

Тема 2. Северо-Запад  - 5 часов

      Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.       Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.       Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.       Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.       Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

  Тема 3. Европейский Север - 4 часа

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.       Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.       Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера

Тема 4.Европейский Юг. Северный Кавказ  - 8 часов

      Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.       Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.       Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Практическая работа № 4.  Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского Юга на основе различных источников информации

 

 Тема 5. Поволжье - 4 часов

  Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.       Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.       Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Практическая работа № 5.  Составление характеристики одной из ведущих отраслей промышленности Поволжья.

Тема 6. Урал  - 5 часов

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.       Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.       Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Практическая работа № 6. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (12 ч)                       

Тема 7. Сибирь  - 7 часов

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.       Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.       Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.       Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.       Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Практическая работа № 7. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

   Тема 8. Дальний Восток - 5 часов

   Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.       Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Россия в мире-  3 часа

Соседи России. Сфера влияния России. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. .Практическая работа № 8. Составление картосхемы, отражающей экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами

География своего региона-8 часов

Уникальность  ЭГП  Крыма. Современное административно – территориальное устройство Республики Крым. Природно – ресурсный потенциал.

Население Крыма. Особенности национального состава населения. Система расселения. Общая характеристика хозяйства. Промышленность.

 АПК. Рекреационное хозяйство.   Транспорт. Социальная инфраструктура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Наименование разделов,

тем

 

Всего часов

Практические

работы

 

 

 

 

 

кол-во часов по программе

количество часов по рабочей программе

всего

проверочные

ВВЕДЕНИЕ.

Регионы России

9

1

9

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Центральная Россия

Северо-Запад

Европейский Север

Юг. Северный Кавказ

Поволжье

Урал

31

7

5

4

6

5

4

35

9

5

4

8

4

5

 

1

 

 

1

1

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Сибирь

Дальний Восток

14

8

6

12

7

5

 

1

 

 

1

 

География своего региона

9

 

8

 

 

Россия в мире

4

 

3

1

 

Резерв

2

 

-

 

 

Итого

70 часов

 

68

8

2

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

№ урока

 

 

Тема урока

Дата проведения

 

 

9 – А

 

  План

 

 

 

1

Введение-1 ч.

 

 

 

Регионы России (9 часов)

 

2

Понятия « район» и  « районирование»

Практическая работа  № 1. Работа с картографическими  источниками информации: нанесение экономических районов и федеральных округов Российской Федерации. (обучающая)

 

 

3

Крупные регионы России.

 

 

4

Великие равнины России – Восточно- Европейская и Западно- Сибирская .

 

 

5

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири

 

 

6

Мерзлотная Россия – Восточная и Северо- Восточная Сибирь

 

 

7

Северный Кавказ  и Дальний Восток

 

 

8

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 2 «Составление комплексной физико - географической характеристики крупных природных регионов России» (обучающая)

 

 

9

Экологическая безопасность России

 

 

10

Учимся с «Полярной звездой». Анализируем проблему «как обеспечить экологическую безопасность России»

 

 

 

Центральная Россия   (9 часов)

 

11

Пространство Центральной России 

 

12

Природные ресурсы.

 

13

Пространство Центральной России : освоение территории и население

 

14

Центральный район: освоение территории и население

 

15

Москва- столица России. Московская агломерация.

 

16

Волго- Вятский район

 

17

Центрально- Черноземный район

 

18

Учимся с Полярной звездой «Работаем над текстом». Практическая работа № 3. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным характеристикам(итоговая)

 

19

Обобщение  по теме «Центральная Россия»

 

 

 Северо- Запад ( 5 часов)

 

20

Пространство Северо-запада.

 

21

ГП. Население. Древние города.

 

22

Хозяйство Северо-Запада 

 

23

Санкт- Петербург. Особенности планировки, промышленность, наука, искусство.

 

24

Особенности географического положения Калининградской области. Проблемы и перспективы развития

 

 

Европейский Север (4 часа)

 

25

Географическое положение. Состав и соседи района.

 

26

Освоение территории и население.

 

27

Развитие хозяйства и проблемы Европейского Севера

 

28

Учимся с Полярной звездой «Составляем карту».

Обобщение  по теме «Европейский Север и Северо-Запад»

 

 

  Европейский Юг. Северный Кавказ (8 часов)

 

29

Географическое положение. Состав и соседи района.

 

30

Особенности природных ресурсов и условий

 

31

Освоение территории и население

 

32

Развитие хозяйства и проблемы Северного Кавказа.

 

33

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.  

 

34.

Учимся с Полярной звездой «Разрабатываем проект»

 

35

Практическая работа №4. Создание презен

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по географии. 9 класс»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

 -гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

 -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона;

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

 -осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


 Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


Коммуникативные УУД:

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.


 Предметными результатами изучения курса «География» в 9-ом  классе являются следующие умения:

1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:

– объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

– объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

– аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

– объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

– определять причины и следствия геоэкологических проблем;

– приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

– оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

3-я линия развития – использование географических умений:

– прогнозировать особенности развития географических систем;

– прогнозировать изменения в географии деятельности;

– составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

4-я линия развития – использование карт как моделей:

– пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

– определять по картам местоположение географических объектов.

5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:

– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

– выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.



В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Введение - 1 час

Тема 1. Регионы России – 9 часов

  Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
      Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
      Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.

Практическая работа №1. Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических районов и федеральных округов Российской Федерации.

Практическая работа № 2 «Составление комплексной физико – географической характеристики крупных природных регионов России»

ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ (35 часов)

Тема 1. Центральная Россия - 9 часов 

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
      Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
      Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
      Волго-Вятский район. Своеобразие района.
      Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье.
      Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.

Практическая работа № 3. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным характеристикам.

Тема 2. Северо-Запад - 5 часов

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
      Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород.
      Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности.
      Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
      Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.

Тема 3. Европейский Север - 4 часа

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.       Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района.       Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера

Тема 4.Европейский Юг. Северный Кавказ - 8 часов

      Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
      Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
      Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Практическая работа № 4. Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского Юга на основе различных источников информации


Тема 5. Поволжье - 4 часов

  Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
      Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
      Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Практическая работа № 5. Составление характеристики одной из ведущих отраслей промышленности Поволжья.

Тема 6. Урал - 5 часов

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
      Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
      Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.

Практическая работа № 6. Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе.

АЗИАТСКАЯ РОССИЯ (12 ч)  

Тема 7. Сибирь - 7 часов

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
      Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
      Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
      Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
      Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия.
Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.

Практическая работа № 7. Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири.

   Тема 8. Дальний Восток - 5 часов

   Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
      Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.

Россия в мире- 3 часа

Соседи России. Сфера влияния России. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. .Практическая работа № 8. Составление картосхемы, отражающей экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами

География своего региона-8 часов

Уникальность ЭГП Крыма. Современное административно – территориальное устройство Республики Крым. Природно – ресурсный потенциал.

Население Крыма. Особенности национального состава населения. Система расселения. Общая характеристика хозяйства. Промышленность.

АПК. Рекреационное хозяйство. Транспорт. Социальная инфраструктура.



























Тематическое планирование



Наименование разделов,

тем


Всего часов


Практические

работы



кол-во часов по программе

количество часов по рабочей программе

всего

проверочные

ВВЕДЕНИЕ.

Регионы России

9

1

9


2













ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ

Центральная Россия

Северо-Запад

Европейский Север

Юг. Северный Кавказ

Поволжье

Урал

31

7

5

4

6

5

4

35

9

5

4

8

4

5


1



1

1

1



1







АЗИАТСКАЯ РОССИЯ

Сибирь

Дальний Восток

14

8

6

12

7

5


1



1


География своего региона

9


8



Россия в мире

4


3

1


Резерв

2


-



Итого

70 часов


68

8

2



















































































































































































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ урока




Тема урока

Дата проведения

9 – А

9 -Б

План

Факт

План

Факт


1

Введение-1 ч.




Регионы России (9 часов)

2

Понятия « район» и « районирование»

Практическая работа № 1. Работа с картографическими источниками информации: нанесение экономических районов и федеральных округов Российской Федерации. (обучающая)



3

Крупные регионы России.



4

Великие равнины России – Восточно- Европейская и Западно- Сибирская .



5

Горный каркас России – Урал и горы Южной Сибири



6

Мерзлотная Россия – Восточная и Северо- Восточная Сибирь



7

Северный Кавказ и Дальний Восток



8

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 2 «Составление комплексной физико - географической характеристики крупных природных регионов России» (обучающая)



9

Экологическая безопасность России



10

Учимся с «Полярной звездой». Анализируем проблему «как обеспечить экологическую безопасность России»



Центральная Россия (9 часов)


11

Пространство Центральной России


12

Природные ресурсы.


13

Пространство Центральной России : освоение территории и население


14

Центральный район: освоение территории и население


15

Москва- столица России. Московская агломерация.


16

Волго- Вятский район


17

Центрально- Черноземный район


18

Учимся с Полярной звездой «Работаем над текстом». Практическая работа № 3. Сравнение двух экономических районов Центральной России по заданным характеристикам(итоговая)


19

Обобщение по теме «Центральная Россия»



Северо- Запад ( 5 часов)

20

Пространство Северо-запада.


21

ГП. Население. Древние города.


22

Хозяйство Северо-Запада


23

Санкт- Петербург. Особенности планировки, промышленность, наука, искусство.


24

Особенности географического положения Калининградской области. Проблемы и перспективы развития


Европейский Север (4 часа)

25

Географическое положение. Состав и соседи района.


26

Освоение территории и население.


27

Развитие хозяйства и проблемы Европейского Севера


28

Учимся с Полярной звездой «Составляем карту».

Обобщение по теме «Европейский Север и Северо-Запад»



Европейский Юг. Северный Кавказ (8 часов)

29

Географическое положение. Состав и соседи района.


30

Особенности природных ресурсов и условий


31

Освоение территории и население


32

Развитие хозяйства и проблемы Северного Кавказа.


33

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.


34.

Учимся с Полярной звездой «Разрабатываем проект»


35

Практическая работа №4. Создание презентационных материалов об одном из субъектов Европейского Юга на основе различных источников информации.(обучающая)


36

Обобщение по теме « Европейский Юг. Северный Кавказ»



Поволжье. (4 часа)

37

Пространство Поволжья Географическое положение. Состав и соседи района.


38

Освоение территории и население.


39

Развитие хозяйства и проблемы. Практическая работа № 5 «Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья» (обучающая)


40

Учимся с Полярной звездой «Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья»



Урал. (5 часов)

41

Пространство Урала: географическое положение. Состав и соседи района


42

Освоение территории и население.


43

Развитие хозяйства и проблемы.


44


Урал – экологически неблагополучный район Практическая работа № 6 «Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе» (обучающая)


45

Учимся с Полярной звездой: Анализируем ситуацию



Сибирь (7 часов)

46

Пространство Сибири. Географическое положение. Состав и соседи района.


47

Освоение территории и население.


48

Практическая работа № 7 «Оценка природно-ресурсного потенциала Западной и Восточной Сибири» (итоговая)


49

Развитие хозяйства и проблемы

.


50

Западная Сибирь - главная топливная база России


51

Хозяйства Восточной Сибири. Проблемы и перспективы развития района


52

Учимся с Полярной звездой: «Путешествие по Транссибирской железной дороге»


Дальний Восток (5 часов)

53

Пространство Дальнего Востока: уникальность ГП района. Состав и соседи района.

54

Освоение территории и население.

55

Развитие хозяйства и проблемы. Внешние связи региона.

56

Учимся с Полярной звездой: « Развитие Дальнего Востока в первой половине 21 века»

57

Обобщение по теме «Сибирь», «Дальний Восток»


Россия в мире (3 часа)

58

Соседи России. Место России в мире.

59

Сфера влияния России. Соотношение экспорта и импорта.




60

Расширение внешних экономических связей с другими странами. Практическая работа №8. Составление картосхемы, отражающей экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.(обучающая)


География своего региона (8 часов)

61

Уникальность ЭГП Крыма


62

Современное административно – территориальное устройство Республики Крым


63

Природно – ресурсный потенциал


64

Население Крыма. Особенности национального состава населения. Система расселения.


65

Общая характеристика хозяйства. Промышленность.


66

АПК. Рекреационное хозяйство.


67

Транспорт.


68

Социальная инфраструктура.

Урок обобщения.







Скачать

© 2020 950 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!