СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Периметр многоугольника" 2 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Периметр многоугольника" 2 класс»

Разработка и описание учебного занятия по математике 2 класс «Периметр многоугольника» в соответствии с традиционной психолого‑педагогической концепцией.
Конспект урока


Ф.И.О. учителя: Чашечникова Е.Н.

Класс: 2.

Тема урока: периметр многоугольника.

Средства обучения: УМК «Школа России».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о периметре многоугольника и способах его вычисления.

Задачи урока:

  • Образовательные: создать условия для введения понятия «Периметр многоугольника» и формирования способов вычисления периметра различных многоугольников.

  • Развивающие: развивать речь учащихся, познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, усидчивость, внимание, взаимопомощь, умение работать коллективно и в группах, адекватную самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

Сформированность у обучающихся представления о периметре многоугольника и способах его вычисления (практическом и арифметическом).

Метапредметные:

Формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осознанное и прочное овладение математическими умениями.

  • Познавательные: установление причинно-следственных связей; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развитие логического мышления; умение осуществлять действия по заданному алгоритму; воспитание интереса к математике.

  • Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

Принятие новой социальной роли обучающегося; сформированность мотивации к обучению; готовность и способность к саморазвитию; развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения; умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.


Оборудование урока: учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 2 класс, часть 1; презентация к уроку; геометрические фигуры в форме треугольника и квадрата из проволоки; геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник) из картона; карточки с тестом по теме «Периметр многоугольника»; карточки с этапами алгоритма нахождения периметра многоугольника; сигнальные карточки «Светофора» (зеленого, желтого, красного цветов).

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Наш сегодняшний урок я хочу начать со слов советского математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича (слайд №1). Прочитайте его высказывание самостоятельно про себя.

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл этих слов? Как математика помогает развивать внимание и силу воли? (Ученики высказывают свои предположения.)

- Хорошо. В конце урока мы с вами еще раз вернемся к словам Алексея Ивановича Маркушевича и обсудим, как наш сегодняшний урок помог вам в развитии таких качеств как внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность.

- А сейчас приступаем к работе.


2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд № 2). Что вы видите? (Прямоугольник, окружность, квадрат, треугольник, шестиугольник.)

- Скажите, пожалуйста, с какими математическими понятиями мы будем работать сегодня на уроке? (С геометрическими фигурами.)

- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Окружность.)

- Почему? (У всех остальных фигур есть углы. Все остальные фигуры - многоугольники.)

- Хорошо! Охарактеризуйте каждую из этих фигур. (Треугольник - геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три угла и три вершины. Квадрат - геометрическая фигура, у которой четыре равные стороны, четыре вершины, четыре угла. Шестиугольник - фигура, у которой шесть углов, шесть вершин, шесть сторон. Прямоугольник или четырехугольник - геометрическая фигура, у которой четыре угла, четыре вершины, четыре стороны и противоположные стороны равны.)

- Молодцы!

- Скажите мне, пожалуйста, а как еще по-другому можно назвать эти фигуры? (Замкнутые ломаные линии.)


- Ребята, у вас на партах лежат фигуры (приложение 2). Какую форму они имеют? (Форму треугольника и форму квадрата.)

- Как можно назвать одним словом эти геометрические фигуры? (Многоугольники.)

- Правильно. Молодцы! А еще как по-другому можно их назвать? (Замкнутые ломаные линии.)

- Из чего сделаны фигуры? (Из проволоки.)

- А вы можете сказать, сколько проволоки мне понадобилось, чтобы сделать каждую из этих фигур? Что мы должны для этого сделать? (Мы должны измерить длину проволоки.)

- Как мы можем это сделать? (Мы можем разогнуть (выпрямить) проволоку и измерить ее длину линейкой.)

- Как по-другому можно назвать звенья в этих фигурах? (Стороны.)

- Так что мы с вами сможем найти, измерив длину проволоки линейкой? (Мы сможем найти длину всех сторон многоугольника.)

- Откройте учебник на странице 42. Найдите и скажите мне, пожалуйста, как в математике называется длина ломаной линии или длина всех сторон многоугольника? (Периметр.)

- Правильно. Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Периметр многоугольника (слайд №3).)

- Скажите мне, пожалуйста, чему будем учиться сегодня на уроке? (Мы будем учиться находить периметр многоугольников.)

- Какие задачи поставим перед собой? (Усвоить новое понятие «периметр», научиться находить периметр разных многоугольников, тренировать вычислительные навыки.)


3. Практическая работа

- Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно найти периметр геометрических фигур из проволоки.

- Пары, выполнившие задание, поднимают вверх скрепленные вместе руки.

- Чему равен периметр треугольника? квадрата? (Периметр треугольника равен 15 см, периметр квадрата 16 см.)


4. Изучение нового учебного материала

- Что мы с вами нашли, выполнив практическое задание? (Мы нашли периметр.)

- Как мы его нашли? Что мы для этого сделали? (Разогнули фигуры и измерили длину проволоки линейкой.)

- Каким способом мы воспользовались? (Практическим.)

- Теперь давайте найдем периметр многоугольника математическим (арифметическим) путем. Для этого выполним задание №1 учебника на странице 42 «Измерить стороны многоугольников и найти периметр каждого из них в сантиметрах».

- Откройте, пожалуйста, тетради, отступите 4 клетки вниз от вашей последней записи и запишите сегодняшнее число. На следующей строчке - «Классная работа». Списывайте внимательно с доски.

- Задание №1 вы будете выполнять парами по рядам. Первый ряд будет находить периметр синего многоугольника, второй ряд - периметр розового многоугольника, а третий ряд - периметр зеленого многоугольника.

- Что нам нужно сделать, чтобы найти периметр данных фигур? Давайте вместе с вами построим алгоритм выполнения работы (слайд № 4).

- Пары, выполнившие задание, поднимают вверх скрепленные вместе руки.

- Сверьте ваши результаты с эталоном на доске (слайд № 5).

- Обратите ваше внимание, в математике периметр обозначается латинской буквой Р (пэ).


5. Физкультминутка

Упражнения:

1. Исходное положение (исх.п.) - стоя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - исх.п., 3- поворот головы налево, 4 - исх.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - исх.п., 7 - голову наклонить вперед, 8 - исх.п. Повторить 2 раза. Темп медленный.

2. Исх.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 4 - круговые движения тазом в одну сторону. 5 - 8 - то же в другую сторону. 9 - 10 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 2 раза. Темп средний.

3. Исх.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный, 2 раз - средний, 3 раз - быстрый, 4 раз - медленный.


6. Закрепление нового материала

- Посмотрите на доску (слайд № 6). Скажите мне, пожалуйста, периметр какого многоугольника дан? (Периметр четырехугольника.)

- Правильно. Как вы определили? (По количеству слагаемых.)

- Постройте у себя в тетрадях четырехугольник по этим данным и найдите его периметр.

- Какой ответ у вас получился? Чему равен периметр этого четырехугольника? (16 см.)

- А скажите мне, пожалуйста, в каких единицах измерения измеряется периметр фигур? (В сантиметрах.)

- Хорошо. А измерьте мне, пожалуйста, периметр нашего класса в сантиметрах. (Это очень большие числа получатся.)

- Значит, для измерения периметра можно использовать и другие единицы измерения? Какие? Перечислите их. (Дм, м, мм.)

- Молодцы! Периметр измеряется в любых единицах измерения длины.

- Следующее задание вы будете выполнять по группам.

- Назовите мне, пожалуйста, правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Если не согласен с предложенным решением, предложи свой вариант.)

- У каждой группы на столе четыре геометрические фигуры (приложение 3). Вам нужно найти периметр каждой фигуры и сравнить их.

- При завершении работы, обозначьте готовность вашей группы.

- Какие результаты у вас получились? Чему равны стороны прямоугольника? Чему равен его Р? (Стороны прямоугольника равны 5 см, 7 см. Р=24 см (слайд № 7).)

- Чему равны стороны квадрата? Чему равен его Р? (Стороны квадрата равны 6 см. Р= 24 см (слайд № 8).)

- Чему равны стороны треугольника? Чему равен его Р? (Стороны треугольника равны 6 см, 9 см и 9 см. Р=24 см.) (слайд № 9)

- Чему равны стороны шестиугольника? Чему равен его Р? (Стороны шестиугольника равны 4 см. Р= 24 см (слайд № 10).)

- Что можно сказать про периметры этих фигур? (Периметры этих фигур равны (одинаковые) (слайд № 11).)

- Какой вывод можно сделать? (У разных многоугольников может быть одинаковый периметр.)

- Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием.


7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

- Посмотрите, пожалуйста, на ваши парты. У каждого на столе лежит листочек с тестовыми заданиями по теме нашего сегодняшнего урока (приложение 4). Выполните задания теста самостоятельно по вариантам. Готовность обозначьте поднятой рукой.

- Теперь поменяйтесь листочками и сравните правильность ответов с доской (слайд №12).

- Проверили? Теперь поменяйтесь листочками обратно и посмотрите, кто, сколько допустил ошибок.

- Какое задание было для вас самым легким? Самым сложным? (Ученики дают свои ответы.)


8. Итог урока. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, с каким новым понятием мы сегодня познакомились? (Сегодня на уроке мы познакомились с периметром.)

- А что такое периметр многоугольника? (Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон.)

- Как найти периметр многоугольника? Чтобы ответить на этот вопрос, парами выполните следующее задание. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны четыре этапа алгоритма нахождения периметра многоугольника (приложение 5). Расположите их в правильном порядке. Пары, выполнившие задание, поднимают вверх скрепленные вместе руки.

- Сверьте правильность расстановки этапов алгоритма нахождения периметра многоугольника с доской (слайд № 4).

- Хорошо. А теперь, ребята, давайте вспомним, с чего начался наш сегодняшний урок? (С высказывания А.И. Маркушевича (слайд №1).)

- Какие задания нашего сегодняшнего урока помогли вам в развитии внимательности, в тренировке мозга и силы воли? (Ученики дают свои ответы.)

- Оцените вашу работу на уроке при помощи сигнальных карточек «Светофора». Поднимите зелёный кружок те, кому было все понятно; жёлтый - те, кому было понятно, но не всё, были затруднения; красный - те, кому было трудно, не понятно.


9. Домашнее задание

- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр. 42-43 № 3, №4, №5 , №6. Выберите из этих заданий любые два и выполните их (слайд № 13).

- Мне очень понравилось сегодня с вами работать. Мы с вами проделали большую работу. Всем большое спасибо! Урок окончен (слайд №14).


Технологическая карта учебного занятия «Периметр многоугольника»
в соответствии с традиционной психолого-педагогической концепцией.

№ п/п, время (мин.)


Название этапа, цель

Содержание педагогического взаимодействия


Форма работы, методы, приемы

Результат

(формирование УУД)

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


1.


2 мин.

Организационный этап


Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.


Учитель приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность (слайд №1).


Дети приветствуют учителя, психологически настраиваются на работу.

Фронтальная работа


Словесный метод


Прием «Начало урока с высказывания…».


(Р) Волевая саморегуляция.

2.


5 мин.

Актуализация знаний и самоопределение к деятельности


Цель:

1) актуализировать знания учащихся о многоугольниках;

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ;

3) определить тему урока;

4) согласовать цель и тему урока;

5) сформулировать задачи.

Организует беседу с учениками по слайду №2. Вопросами подводит детей к пониманию того, что на уроке они будут работать с геометрическими фигурами, а именно, с многоугольниками.

Просит детей перечислить основные признаки каждого многоугольника (прямоугольника, квадрата, шестиугольника, квадрата), изображенного на слайде.

При помощи наглядного материала (приложение 2) организует подводящий к теме урока диалог. Фиксирует тему урока (слайд №3).

Помогает детям определить цель урока и сформулировать задачи.


Отвечают на вопросы учителя, определяют, с какими математическими понятиями будут работать на уроке; перечисляют основные признаки многоугольников, изображенных на слайде.

Участвуют в обсуждении геометрических фигур из проволоки.

Работают с учебником. Ищут в учебнике на стр. 42 слово, которое обозначает сумму длин сторон многоугольника, т.е. «Периметр».

Формулируют тему урока.

Вместе с учителем определяют цель урока, ставят задачи.


Фронтальная работа


Словесный, наглядный методы



Приемы: найти лишнее и аргументировать, объединить по общему признаку, работа с учебником.

(Р) Самоконтроль: осознание качества и уровня усвоения ранее изученного материала; определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение находить и выделять необходимую информацию.


3.


3 мин.

Практическая работа


Цель: усвоить практический способ нахождения периметра многоугольника.


Организует парную практическую работу по нахождению периметра геометрических фигур, сделанных из проволоки (приложение 2).

Парами выполняют практическое задание по нахождению периметра многоугольников.


Работа в парах


Практический метод




(Л) Умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(Р) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

4.


8-10 мин.

Изучение нового учебного материала


Цель: способствовать формированию новых знаний.




Организует работу в парах по рядам по нахождению периметра многоугольника математическим (арифметическим) путем (задания №1 стр.42 ученика).

Помогает детям выстроить алгоритм решения данного задания (слайд № 4).

Организует проверку выполнения работы по эталону на экране (слайд № 5).

Записывают в тетрадях число и классную работу.

Работают с учебником. Выстраивают с помощью учителя алгоритм выполнения задания №1 стр.42 учебника (слайд № 4).

Парами выполняют задание.

Проводят проверку результатов по эталону на экране (слайд №5).






Работа в парах


Практический, словесный методы


Прием: практическая работа

(Р) Проговаривание последовательности действий выполнения задания; оценка, самоконтроль, коррекция.

(П) Умение находить и выделять необходимую информацию; умение осуществлять действие по заданному алгоритму.

(Л) Умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

5.


1 мин.

Физкультминутка

Организует физкультминутку. Учитель проговаривает и демонстрирует порядок выполнения упражнений.

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Фронтальная работа


Наглядный метод



6.


10

мин.


Закрепление нового материала


Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению изученного материала



Организует работу по слайду №6. (Определение вида многоугольника по заданной формуле, построение и нахождение периметра этого многоугольника.)

Организует диалог о единицах измерения, в которых вычисляется периметр.

Организует групповую работу по нахождению периметра разных геометрических фигур из картона (треугольника, квадрата, прямоугольника, шестиугольника) (приложение 3).


Отвечают на вопросы учителя по слайду №6. Чертят в тетрадях многоугольник в соответствие с формулой, изображенной на слайде, и вычисляют его периметр.

Отвечают на вопросы о единицах измерения. Перечисляют единицы измерения длины.

Выполняют групповую работу. Делают вывод, что периметры разных геометрических фигур могут быть равны.

Фронтальная, индивидуальная,

групповая работа



Словесный, практический методы



Прием: «Закрепление»

(выполнение заданий по изученной теме)


(Р) Умение принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий.

(П) Применение полученных знаний в изменённых условиях; проявление познавательного интереса к новому учебному материалу.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(Л) Умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

7.


6 мин.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону


Цель:

1) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

2) организовать взаимопроверку по эталону, самооценку.


Организует самостоятельную работу учащихся по теме урока по вариантам (приложение 4) и взаимопроверку по эталону (слайд № 12).

Выполняют самостоятельно по вариантам задания теста, осуществляют взаимопроверку, оценивают свою работу.

Индивидуальная работа


Практический метод


Прием: тест по новой теме.


(Р) Оценка, контроль, коррекция.

(Л) Способность к самооценке


8.


5 мин

Итог урока. Рефлексия


Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Подводит итоги занятия. Задает вопросы о новом математическом понятии, с которым познакомились на уроке.

Организует работу в парах по расстановке в нужной последовательности этапов алгоритма нахождения периметра многоугольника (приложение 5) и проверку правильности выполнения задания (слайд №4).

Организует рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.


Отвечают на вопросы.

Парами выполняют задание по расстановке в нужной последовательности этапов алгоритма нахождения периметра многоугольника, сверяют правильность расстановки этапов со слайдом №4.

Проводят самооценку и рефлексию.



Фронтальная работа,

работа в парах


Словесный, практический методы


Приемы: «Опрос – итог», «Светофор»

(Л) Умение оценивать себя на основе критерия успешности; умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

9.


3 мин.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание (слайд №13).


Записывают домашнее задание.

Фронтальная работа


Словесный, наглядный методы

(К) Умение слушать и понимать речь других.




Список литературы



Основная литература:

  1. Математика. Методические рекомендации. 2 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / С. И. Волкова [и др.], - 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2017. - 154 с.

  2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. И. Моро [и др.]. - М. : Просвещение, 2016. - 124 с.

  3. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро [и др.]. - М.: Просвещение, 2018. – 96 с.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., перераб. - М : Просвещение, 2011. - 400 с.


Дополнительная литература:

  1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. cред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академии», 2001.- 288 c.

  2. Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10 [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: Система Гарант.

  3. Высказывание А.И. Маркушевича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/vyskazyvaniia-o-matiematikie-9.html. – Высказывания о математике – Математика. – (Дата обращения: 10.07.2020).




Приложение 1


Слайд №1




Слайд №2



Слайд №3



Слайд №4



Слайд №5




Слайд №6



Слайд №7



Слайд №8



Слайд №9



Слайд №10



Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Приложение 2

Образцы геометрических фигур из проволоки

Приложение 3

Образцы геометрических фигур из картона





Приложение 4


Тест по теме «Периметр многоугольника»


Вариант 1.


№1. Чему равен периметр многоугольника со сторонами


5 см



2 см

4 см





5 см




А) 16 см;

Б) 18 см;

В) 14 см.


№2. Периметр какого многоугольника записан: Р=23+9+11+25+13(мм)?


А) четырехугольника;

Б) пятиугольника;

В) шестиугольника.


№3. Чему равен периметр квадрата со стороной 1дм?


А) 4 см;

Б) 40 см;

В) 2 дм.



Вариант 2.


№1. Чему равен периметр многоугольника со сторонами


5 см


3 см

4 см


3 см


5 см


А) 15 см;

Б) 20 см;

В) 17 см.



№2. Периметр какого многоугольника записан: Р=17+19+23+22 (мм)?


А) треугольника;

Б) пятиугольника;

В) четырехугольника.


№3. Чему равен периметр квадрата со стороной 2 дм?


А) 8 см;

Б) 80 см;

В) 4 дм.



Приложение 5

Образцы карточек с этапами алгоритма нахождения периметра многоугольника

Определить сколько звеньев (сторон) у фигуры



Измерить длину каждого звена (каждой стороны)





Записать





Сложить все величины






Скачать

© 2022, 1083 74

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!