Разработка и описание учебного занятия по математике 2 класс «Периметр многоугольника» в соответствии с традиционной психолого‑педагогической концепцией.
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Чашечникова Е.Н.
Класс: 2.
Тема урока: периметр многоугольника.
Средства обучения: УМК «Школа России».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о периметре многоугольника и способах его вычисления.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для введения понятия «Периметр многоугольника» и формирования способов вычисления периметра различных многоугольников.
Развивающие: развивать речь учащихся, познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, усидчивость, внимание, взаимопомощь, умение работать коллективно и в группах, адекватную самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Сформированность у обучающихся представления о периметре многоугольника и способах его вычисления (практическом и арифметическом).
Метапредметные:
Формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; осознанное и прочное овладение математическими умениями.
Познавательные: установление причинно-следственных связей; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развитие логического мышления; умение осуществлять действия по заданному алгоритму; воспитание интереса к математике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
Принятие новой социальной роли обучающегося; сформированность мотивации к обучению; готовность и способность к саморазвитию; развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения; умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Методы, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.
Оборудование урока: учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 2 класс, часть 1; презентация к уроку; геометрические фигуры в форме треугольника и квадрата из проволоки; геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник) из картона; карточки с тестом по теме «Периметр многоугольника»; карточки с этапами алгоритма нахождения периметра многоугольника; сигнальные карточки «Светофора» (зеленого, желтого, красного цветов).
Ход урока
1. Организационный этап
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Наш сегодняшний урок я хочу начать со слов советского математика и педагога Алексея Ивановича Маркушевича (слайд №1). Прочитайте его высказывание самостоятельно про себя.
- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл этих слов? Как математика помогает развивать внимание и силу воли? (Ученики высказывают свои предположения.)
- Хорошо. В конце урока мы с вами еще раз вернемся к словам Алексея Ивановича Маркушевича и обсудим, как наш сегодняшний урок помог вам в развитии таких качеств как внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность.
- А сейчас приступаем к работе.
2. Актуализация знаний и самоопределение к деятельности
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (слайд № 2). Что вы видите? (Прямоугольник, окружность, квадрат, треугольник, шестиугольник.)
- Скажите, пожалуйста, с какими математическими понятиями мы будем работать сегодня на уроке? (С геометрическими фигурами.)
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (Окружность.)
- Почему? (У всех остальных фигур есть углы. Все остальные фигуры - многоугольники.)
- Хорошо! Охарактеризуйте каждую из этих фигур. (Треугольник - геометрическая фигура, которая имеет три стороны, три угла и три вершины. Квадрат - геометрическая фигура, у которой четыре равные стороны, четыре вершины, четыре угла. Шестиугольник - фигура, у которой шесть углов, шесть вершин, шесть сторон. Прямоугольник или четырехугольник - геометрическая фигура, у которой четыре угла, четыре вершины, четыре стороны и противоположные стороны равны.)
- Молодцы!
- Скажите мне, пожалуйста, а как еще по-другому можно назвать эти фигуры? (Замкнутые ломаные линии.)
- Ребята, у вас на партах лежат фигуры (приложение 2). Какую форму они имеют? (Форму треугольника и форму квадрата.)
- Как можно назвать одним словом эти геометрические фигуры? (Многоугольники.)
- Правильно. Молодцы! А еще как по-другому можно их назвать? (Замкнутые ломаные линии.)
- Из чего сделаны фигуры? (Из проволоки.)
- А вы можете сказать, сколько проволоки мне понадобилось, чтобы сделать каждую из этих фигур? Что мы должны для этого сделать? (Мы должны измерить длину проволоки.)
- Как мы можем это сделать? (Мы можем разогнуть (выпрямить) проволоку и измерить ее длину линейкой.)
- Как по-другому можно назвать звенья в этих фигурах? (Стороны.)
- Так что мы с вами сможем найти, измерив длину проволоки линейкой? (Мы сможем найти длину всех сторон многоугольника.)
- Откройте учебник на странице 42. Найдите и скажите мне, пожалуйста, как в математике называется длина ломаной линии или длина всех сторон многоугольника? (Периметр.)
- Правильно. Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Периметр многоугольника (слайд №3).)
- Скажите мне, пожалуйста, чему будем учиться сегодня на уроке? (Мы будем учиться находить периметр многоугольников.)
- Какие задачи поставим перед собой? (Усвоить новое понятие «периметр», научиться находить периметр разных многоугольников, тренировать вычислительные навыки.)
3. Практическая работа
- Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно найти периметр геометрических фигур из проволоки.
- Пары, выполнившие задание, поднимают вверх скрепленные вместе руки.
- Чему равен периметр треугольника? квадрата? (Периметр треугольника равен 15 см, периметр квадрата 16 см.)
4. Изучение нового учебного материала
- Что мы с вами нашли, выполнив практическое задание? (Мы нашли периметр.)
- Как мы его нашли? Что мы для этого сделали? (Разогнули фигуры и измерили длину проволоки линейкой.)
- Каким способом мы воспользовались? (Практическим.)
- Теперь давайте найдем периметр многоугольника математическим (арифметическим) путем. Для этого выполним задание №1 учебника на странице 42 «Измерить стороны многоугольников и найти периметр каждого из них в сантиметрах».
- Откройте, пожалуйста, тетради, отступите 4 клетки вниз от вашей последней записи и запишите сегодняшнее число. На следующей строчке - «Классная работа». Списывайте внимательно с доски.
- Задание №1 вы будете выполнять парами по рядам. Первый ряд будет находить периметр синего многоугольника, второй ряд - периметр розового многоугольника, а третий ряд - периметр зеленого многоугольника.
- Что нам нужно сделать, чтобы найти периметр данных фигур? Давайте вместе с вами построим алгоритм выполнения работы (слайд № 4).
- Пары, выполнившие задание, поднимают вверх скрепленные вместе руки.
- Сверьте ваши результаты с эталоном на доске (слайд № 5).
- Обратите ваше внимание, в математике периметр обозначается латинской буквой Р (пэ).
5. Физкультминутка
Упражнения:
1. Исходное положение (исх.п.) - стоя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - исх.п., 3- поворот головы налево, 4 - исх.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - исх.п., 7 - голову наклонить вперед, 8 - исх.п. Повторить 2 раза. Темп медленный.
2. Исх.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 4 - круговые движения тазом в одну сторону. 5 - 8 - то же в другую сторону. 9 - 10 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 2 раза. Темп средний.
3. Исх.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный, 2 раз - средний, 3 раз - быстрый, 4 раз - медленный.
6. Закрепление нового материала
- Посмотрите на доску (слайд № 6). Скажите мне, пожалуйста, периметр какого многоугольника дан? (Периметр четырехугольника.)
- Правильно. Как вы определили? (По количеству слагаемых.)
- Постройте у себя в тетрадях четырехугольник по этим данным и найдите его периметр.
- Какой ответ у вас получился? Чему равен периметр этого четырехугольника? (16 см.)
- А скажите мне, пожалуйста, в каких единицах измерения измеряется периметр фигур? (В сантиметрах.)
- Хорошо. А измерьте мне, пожалуйста, периметр нашего класса в сантиметрах. (Это очень большие числа получатся.)
- Значит, для измерения периметра можно использовать и другие единицы измерения? Какие? Перечислите их. (Дм, м, мм.)
- Молодцы! Периметр измеряется в любых единицах измерения длины.
- Следующее задание вы будете выполнять по группам.
- Назовите мне, пожалуйста, правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси. Если не согласен с предложенным решением, предложи свой вариант.)
- У каждой группы на столе четыре геометрические фигуры (приложение 3). Вам нужно найти периметр каждой фигуры и сравнить их.
- При завершении работы, обозначьте готовность вашей группы.
- Какие результаты у вас получились? Чему равны стороны прямоугольника? Чему равен его Р? (Стороны прямоугольника равны 5 см, 7 см. Р=24 см (слайд № 7).)
- Чему равны стороны квадрата? Чему равен его Р? (Стороны квадрата равны 6 см. Р= 24 см (слайд № 8).)
- Чему равны стороны треугольника? Чему равен его Р? (Стороны треугольника равны 6 см, 9 см и 9 см. Р=24 см.) (слайд № 9)
- Чему равны стороны шестиугольника? Чему равен его Р? (Стороны шестиугольника равны 4 см. Р= 24 см (слайд № 10).)
- Что можно сказать про периметры этих фигур? (Периметры этих фигур равны (одинаковые) (слайд № 11).)
- Какой вывод можно сделать? (У разных многоугольников может быть одинаковый периметр.)
- Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием.
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
- Посмотрите, пожалуйста, на ваши парты. У каждого на столе лежит листочек с тестовыми заданиями по теме нашего сегодняшнего урока (приложение 4). Выполните задания теста самостоятельно по вариантам. Готовность обозначьте поднятой рукой.
- Теперь поменяйтесь листочками и сравните правильность ответов с доской (слайд №12).
- Проверили? Теперь поменяйтесь листочками обратно и посмотрите, кто, сколько допустил ошибок.
- Какое задание было для вас самым легким? Самым сложным? (Ученики дают свои ответы.)
8. Итог урока. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Скажите мне, пожалуйста, с каким новым понятием мы сегодня познакомились? (Сегодня на уроке мы познакомились с периметром.)
- А что такое периметр многоугольника? (Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон.)
- Как найти периметр многоугольника? Чтобы ответить на этот вопрос, парами выполните следующее задание. У вас на партах лежат карточки, на которых написаны четыре этапа алгоритма нахождения периметра многоугольника (приложение 5). Расположите их в правильном порядке. Пары, выполнившие задание, поднимают вверх скрепленные вместе руки.
- Сверьте правильность расстановки этапов алгоритма нахождения периметра многоугольника с доской (слайд № 4).
- Хорошо. А теперь, ребята, давайте вспомним, с чего начался наш сегодняшний урок? (С высказывания А.И. Маркушевича (слайд №1).)
- Какие задания нашего сегодняшнего урока помогли вам в развитии внимательности, в тренировке мозга и силы воли? (Ученики дают свои ответы.)
- Оцените вашу работу на уроке при помощи сигнальных карточек «Светофора». Поднимите зелёный кружок те, кому было все понятно; жёлтый - те, кому было понятно, но не всё, были затруднения; красный - те, кому было трудно, не понятно.
9. Домашнее задание
- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр. 42-43 № 3, №4, №5 , №6. Выберите из этих заданий любые два и выполните их (слайд № 13).
- Мне очень понравилось сегодня с вами работать. Мы с вами проделали большую работу. Всем большое спасибо! Урок окончен (слайд №14).
Технологическая карта учебного занятия «Периметр многоугольника»
в соответствии с традиционной психолого-педагогической концепцией.
№ п/п, время (мин.) | Название этапа, цель | Содержание педагогического взаимодействия | Форма работы, методы, приемы | Результат (формирование УУД) |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. 2 мин. | Организационный этап Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Учитель приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность (слайд №1). | Дети приветствуют учителя, психологически настраиваются на работу. | Фронтальная работа Словесный метод Прием «Начало урока с высказывания…». | (Р) Волевая саморегуляция. |
2. 5 мин. | Актуализация знаний и самоопределение к деятельности Цель: 1) актуализировать знания учащихся о многоугольниках; 2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ; 3) определить тему урока; 4) согласовать цель и тему урока; 5) сформулировать задачи. | Организует беседу с учениками по слайду №2. Вопросами подводит детей к пониманию того, что на уроке они будут работать с геометрическими фигурами, а именно, с многоугольниками. Просит детей перечислить основные признаки каждого многоугольника (прямоугольника, квадрата, шестиугольника, квадрата), изображенного на слайде. При помощи наглядного материала (приложение 2) организует подводящий к теме урока диалог. Фиксирует тему урока (слайд №3). Помогает детям определить цель урока и сформулировать задачи. | Отвечают на вопросы учителя, определяют, с какими математическими понятиями будут работать на уроке; перечисляют основные признаки многоугольников, изображенных на слайде. Участвуют в обсуждении геометрических фигур из проволоки. Работают с учебником. Ищут в учебнике на стр. 42 слово, которое обозначает сумму длин сторон многоугольника, т.е. «Периметр». Формулируют тему урока. Вместе с учителем определяют цель урока, ставят задачи. | Фронтальная работа Словесный, наглядный методы Приемы: найти лишнее и аргументировать, объединить по общему признаку, работа с учебником. | (Р) Самоконтроль: осознание качества и уровня усвоения ранее изученного материала; определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. (К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение находить и выделять необходимую информацию. |
3. 3 мин. | Практическая работа Цель: усвоить практический способ нахождения периметра многоугольника. | Организует парную практическую работу по нахождению периметра геометрических фигур, сделанных из проволоки (приложение 2). | Парами выполняют практическое задание по нахождению периметра многоугольников. | Работа в парах Практический метод | (Л) Умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (Р) Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
4. 8-10 мин. | Изучение нового учебного материала Цель: способствовать формированию новых знаний. | Организует работу в парах по рядам по нахождению периметра многоугольника математическим (арифметическим) путем (задания №1 стр.42 ученика). Помогает детям выстроить алгоритм решения данного задания (слайд № 4). Организует проверку выполнения работы по эталону на экране (слайд № 5). | Записывают в тетрадях число и классную работу. Работают с учебником. Выстраивают с помощью учителя алгоритм выполнения задания №1 стр.42 учебника (слайд № 4). Парами выполняют задание. Проводят проверку результатов по эталону на экране (слайд №5). | Работа в парах Практический, словесный методы Прием: практическая работа | (Р) Проговаривание последовательности действий выполнения задания; оценка, самоконтроль, коррекция. (П) Умение находить и выделять необходимую информацию; умение осуществлять действие по заданному алгоритму. (Л) Умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
5. 1 мин. | Физкультминутка | Организует физкультминутку. Учитель проговаривает и демонстрирует порядок выполнения упражнений. | Учащиеся повторяют упражнения за учителем. | Фронтальная работа Наглядный метод | |
6. 10 мин. | Закрепление нового материала Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению изученного материала | Организует работу по слайду №6. (Определение вида многоугольника по заданной формуле, построение и нахождение периметра этого многоугольника.) Организует диалог о единицах измерения, в которых вычисляется периметр. Организует групповую работу по нахождению периметра разных геометрических фигур из картона (треугольника, квадрата, прямоугольника, шестиугольника) (приложение 3). | Отвечают на вопросы учителя по слайду №6. Чертят в тетрадях многоугольник в соответствие с формулой, изображенной на слайде, и вычисляют его периметр. Отвечают на вопросы о единицах измерения. Перечисляют единицы измерения длины. Выполняют групповую работу. Делают вывод, что периметры разных геометрических фигур могут быть равны. | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа Словесный, практический методы Прием: «Закрепление» (выполнение заданий по изученной теме) | (Р) Умение принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий. (П) Применение полученных знаний в изменённых условиях; проявление познавательного интереса к новому учебному материалу. (К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (Л) Умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
7. 6 мин. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Цель: 1) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; 2) организовать взаимопроверку по эталону, самооценку. | Организует самостоятельную работу учащихся по теме урока по вариантам (приложение 4) и взаимопроверку по эталону (слайд № 12). | Выполняют самостоятельно по вариантам задания теста, осуществляют взаимопроверку, оценивают свою работу. | Индивидуальная работа Практический метод Прием: тест по новой теме. | (Р) Оценка, контроль, коррекция. (Л) Способность к самооценке |
8. 5 мин | Итог урока. Рефлексия Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Подводит итоги занятия. Задает вопросы о новом математическом понятии, с которым познакомились на уроке. Организует работу в парах по расстановке в нужной последовательности этапов алгоритма нахождения периметра многоугольника (приложение 5) и проверку правильности выполнения задания (слайд №4). Организует рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы. Парами выполняют задание по расстановке в нужной последовательности этапов алгоритма нахождения периметра многоугольника, сверяют правильность расстановки этапов со слайдом №4. Проводят самооценку и рефлексию. | Фронтальная работа, работа в парах Словесный, практический методы Приемы: «Опрос – итог», «Светофор» | (Л) Умение оценивать себя на основе критерия успешности; умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (П) Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
9. 3 мин. | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание (слайд №13). | Записывают домашнее задание. | Фронтальная работа Словесный, наглядный методы | (К) Умение слушать и понимать речь других. |
Список литературы
Основная литература:
Математика. Методические рекомендации. 2 класс : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / С. И. Волкова [и др.], - 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2017. - 154 с.
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / М. И. Моро [и др.]. - М. : Просвещение, 2016. - 124 с.
Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро [и др.]. - М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. - 5-е изд., перераб. - М : Просвещение, 2011. - 400 с.
Дополнительная литература:
Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. cред. и высш. пед. учеб. заведений. – 4-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академии», 2001.- 288 c.
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10 [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: Система Гарант.
Высказывание А.И. Маркушевича [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/vyskazyvaniia-o-matiematikie-9.html. – Высказывания о математике – Математика. – (Дата обращения: 10.07.2020).
Приложение 1
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Приложение 2
Образцы геометрических фигур из проволоки
Приложение 3
Образцы геометрических фигур из картона
Приложение 4
Тест по теме «Периметр многоугольника»
Вариант 1.
№1. Чему равен периметр многоугольника со сторонами
5 см
2 см
4 см
5 см
А) 16 см;
Б) 18 см;
В) 14 см.
№2. Периметр какого многоугольника записан: Р=23+9+11+25+13(мм)?
А) четырехугольника;
Б) пятиугольника;
В) шестиугольника.
№3. Чему равен периметр квадрата со стороной 1дм?
А) 4 см;
Б) 40 см;
В) 2 дм.
Вариант 2.
№1. Чему равен периметр многоугольника со сторонами
5 см
3 см
4 см
3 см
5 см
А) 15 см;
Б) 20 см;
В) 17 см.
№2. Периметр какого многоугольника записан: Р=17+19+23+22 (мм)?
А) треугольника;
Б) пятиугольника;
В) четырехугольника.
№3. Чему равен периметр квадрата со стороной 2 дм?
А) 8 см;
Б) 80 см;
В) 4 дм.
Приложение 5
Образцы карточек с этапами алгоритма нахождения периметра многоугольника
Определить сколько звеньев (сторон) у фигуры
Измерить длину каждого звена (каждой стороны)
Записать
Сложить все величины