СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания на тему: Семья и семейные отношения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; раскрыть значение понятия семья, счастливая семья.

Планируемые результаты:

предметные: получить целостное представление о семье; объяснять ключевое понятие семь; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом, и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

метапредметные УУД: 1)коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; формулировать свою точку зрения; 2)регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий, работать по плану; 3)познавательные: осуществлять  поиск информации, анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать и развивать отношение к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания на тему: Семья и семейные отношения»

Тема урока: Семья и семейные отношения

Цели и задачи: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; раскрыть значение понятия семья, счастливая семья.

Планируемые результаты:

предметные: получить целостное представление о семье; объяснять ключевое понятие семь; понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом, и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;

метапредметные УУД: 1)коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; формулировать свою точку зрения; 2)регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий, работать по плану; 3)познавательные: осуществлять поиск информации, анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать и развивать отношение к семье как к одной из важнейших ценностей человека.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу, поделимся положительными эмоциями. Я надеюсь, что в этом классе нам с вами будет тепло и уютно, и хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока. Вы не переживайте, ребята, у нас с вами все получится, я вам обязательно помогу.



  1. Мотивационно - целевой этап

Учитель: Ребята, посмотрите, какую замечательную игрушку я принесла. Это русская матрешка. А вы знаете, когда появилась первая русская матрешка? Она была изготовлена в конце 19 века (в 1890 году мастерами Звёздочкиным и Малютиным), состояла из восьми кукол. Как выглядела восьмая, самая маленькая кукла, я вам сегодня обязательно расскажу. Вы, ребята, должны будете ответить на вопрос, как матрешка связана с темой нашего урока?

(Слайд1)

А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из кинофильма «Что у Сеньки было».

(Просмотр отрывка из кинофильма «Что у Сеньки было»)

Ребята, фильм называется «Что у Сеньки было», а я хочу у вас спросить, кто у Сеньки был? (мать, отец и Сенька, т.е. семья)

(Слайд2)

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Обучающиеся высказывают предположения.

(слайд 3)Учитель: Верно, урок будет посвящен семье, и тема звучит так «Семья и семейные отношения».

Что мы должны выяснить в ходе урока, на какие вопросы должны получить ответ?

1.Что такое семья?

2.Зачем люди создают семью? Какую роль она играет в жизни человека?

3. Какие бывают семьи? (типы семей)

4.Взаимоотношения в семье.

Учитель: Ребята, когда мама на кухне печет пироги, что она на себя надевает, чтобы не испачкаться мукой? (фартук).

У нас с вами на уроке тоже будет фартук, особенный фартук – исследовательский, он с кармашками. В эти кармашки мы поместим самое главное. Запишите тему урока «Семья и семейные отношения».



  1. Работа по теме урока



  1. Что такое семья?

Учитель: Вы уже знаете, что общество состоит из социальных групп, есть группы большие, а есть малые. Какой группой является семья? Но семья – это особая социальная группа.

Вопрос: Назовите, пожалуйста, членов своей семьи (ответы детей)

- Что общего у них всех? (ответы детей: кровь - родные, близкие, общее жилье, хозяйство, вместе отдыхаем, играем…)


- Молодцы! Так что же такое семья?

Ребята, обратите внимание на этот слайд и попробуйтеиз предложенных слов и словосочетаний сформулировать определение семьи.

(Слайд 4)





(Слайд 5)

 Семья – социальная группа, основанная на родственных связях, члены которой связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью.(записать определение в исследовательский фартук)

По закону (Семейному кодексу РФ) семьей признается добровольный союз мужчины и женщины, основанный на браке. Подробнее о том, как и почему закон охраняет и защищает семью, вы узнаете, изучая обществознание дальше.

  1. Какие бывают семьи? (типы семей)

(Слайд 6)

Учитель: Что объединяет эти фотографии? Чем они отличаются?

Сто - двести лет назад типичной была большая семья, в которой помимо супругов проживали и родители одного из супругов (обычно мужа), взрослые неженатые братья и сестры. Чем больше была семья, тем легче она справлялась с домашним хозяйством. А сплоченность семьи давала ее членам чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Сегодня во многих регионах нашей страны также существуют большие семьи. Их называют трехпоколенными (большими). Три поколения в семье - дети, родители и их родители.

(Поколение - большая группа людей, родившихся примерно в один период и сформировавшихся в схожих социальных, культурных и прочих условиях)

А это какая семья? Верно. С изменение условий жизни стали преобладать семьи двухпоколенные или простые. Такая семья отделяется от семьи своих родителей, ведет самостоятельное хозяйство.

Итак, по составу поколений семьи делятся на трехпоколенные и двухпоколенные.

Ребята, есть в вашем классе трехпоколенные семьи?

(записать в исследовательский фартук)

(Слайд 6)

А вот еще семьи, по какому признаку они выделяются? Как называются эти семьи?

По количеству детей в семье ученые выделяют бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.(записать в исследовательский фартук)

Многодетной в России считается семья, в которой воспитывается трое детей. Есть в вашем классе многодетные семьи?

(Слайд 7)

По составу родственников семьи бывают полные и неполные. Неполной семьей считается та семья, в которой детей воспитывает один из родителей.

(записать в исследовательский фартук)

(Слайд 8)

Задание: Ребята, определите тип семьи по составу поколений, по количеству детей, по составу родственников, вам в этом поможет таблица.


Мне очень важно,

Мне очень нужно,

Чтоб вся семья

Собиралась за ужином!

Выложит дед,

Что узнал из газет,

Бабушка же,

Поправляя очки,

Что засушила

Шалфея пучки…

Папа и мама –

О важной работе,

Брат – о рыбалке,

Футболе, походе…

И о контрольной

Сегодняшней — я…

За окнами вечер,

А в доме – СЕМЬЯ! (трехпоколенная, малодетная, полная)



2. Зачем люди создают семьи (назначение семьи). Дети выбирают листочки.

Семья зародилась в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На протяжении истории человечества семья играла важную роль.

Сейчас вы поработаете в парах и проведете небольшое исследование.

По фрагменту художественного текста (небольшое стихотворение), определите, о каком назначении (обществоведы это называют функцией) семьи идет речь?








Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюша родился
В один хороший день.

Гордится мальчиком отец,
А Света —
Ей шесть лет —
Кричит братишке: — Молодец,
Что родился на свет! (рождение детей)





Посвящает воспитанью

Папа свой свободный день!

В этот день на всякий случай

Прячет бабушка ремень. (воспитание нового поколения- социализацию младших членов группы в начале жизни, заботу о них, обучение основным навыкам безопасности и передачу культурно-моральных ценностей.)



«Для чего нужна семья?» –

У себя спросила я.

Для чего семья нужна,

Вам ответить я должна.

Папа – деньги добывает,

Мама – моет и стирает,

Рядом – дочки, сыновья,

Верно, рассудила я?


Или


Папа мой дрова рубил,
Я, дрова домой носил.
Сестра печку затопила,
Мама тесто замесила.
Бабушка пирог пекла-
Наша дружная семья,
Вся уселась у стола!



Ведение общего хозяйства, приготовление пищи, поддержания порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники, распределение семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками, материальная поддержка.



Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы, и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.


Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

( эмоциональная поддержка, получение и отдача любви, тепла и ласки)


Но зато мы всей семьёй
Очень любим в выходной
За плечами с рюкзаком
Побродить в лесу пешком.

Птиц послушать на полянке,
Посадить лягушку в банку,
С удочкою у реки –
Словно все мы — рыбаки.


Проведение совместного досуга удовлетворяет потребности каждого члена семьи в организации свободного времени. Семейные чтения, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.


Семья — это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья — наша крепость и верный наш щит.(защита: физическая, психологическая)


(записать в исследовательский фартук )

Задание (прием «Ложная альтернатива»)



1. На семейном совете было решено приобрести новый автомобиль. Это функция ведения общего хозяйства или воспитания нового поколения?



2.Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Это пример защиты или ведения общего хозяйства?

3.В выходной день мама с дочерью отправились на прогулку в городской парк. Это пример воспитания нового поколения или эмоциональной поддержки?


Зачем люди создают семью?

  1. Взаимоотношения в семье

Учитель: Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы мы могли ее назвать крепкой, счастливой? Великое множество пословиц и поговорок сложил народ о семье, вот они и помогут нам ответить на этот вопрос.

Игра: «Найди вторую половинку».(прием «Жокей и лошадь», пословицы разделены на две части, нужно объединить половинки и объяснить смысл пословицы)

Музыка (слайд)


1.Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
2.В семье дружат – живут, не тужат.
3.Родителей не только уважай, а и помогай им.
4.Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
5.Согласие да лад — в семье клад.

6. Любовь да совет, так и горя нет.

7.Семья в куче – не страшна и туча.


На доске сердцевина ромашки. У меня заготовлены лепестки с надписями

(взаимопомощь, дружба, уважение, трудолюбие, согласие, любовь).


Дети отвечают, я формирую ромашку. Есть пустые лепестки, дети могут предложить свои варианты.

(Слайд )

Учитель: В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и верим, что в семье нас всегда поймут и поддержат. Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье. Ребята, почему мы семью изобразили в виде ромашки, и на фартуке исследовательском тоже есть ромашка? С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья.   Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности  стала ромашка.  


Учитель:А теперь обратим внимание на нашу матрешку. Я говорила вам, что первая русская матрешка состояла из восьми кукол. Самая маленькая изображала младенца в пеленке. Как матрешка может быть связана с темой нашего урока?

В этой игрушке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи. Почему так называется? Название для куколки выбрали неспроста. Во времена, когда игрушку только-только придумали, в России многим девочкам давали имя Матрена.(имя латинского происхождения (от Mātrōna — в переводе означающее «почтенная дама», «мать семьи», «матушка»). Матрешка – это уменьшительно-ласкательная форма имени Матрена. Это имя очень любили на Руси. Это символ России и русской культуры.

В наши дни в фондах Исторического музея в Москве хранится и 100-местная матрешка. Она изготовлена в единственном экземпляре.

Рефлексия


(Слайд)


Составление синквейна по теме

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема. (О ком мы с вами сегодня говорили?)

Семья

На второй строчке пишутся два прилагательных (причастия), раскрывающих тему. (Семья какая?)

Счастливая, большая, крепкая, добрая, дорогая, дружная, надежная

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. (Семья, счастливая, …. Что делает?)

Помогает, понимает ,защищает, заботится,воспитывает, любит.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

В семье помогают друг другу. Родные дарят доброту и тепло.
Моя семья - моё богатство.

Пятая строчка – это слово-резюме, личное отношение учащегося к теме.

Счастье, опора, надежда, любовь и т.д.

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Аплодисменты»

Встаньте, те:
- кто похож на маму?
Аплодисменты!
- кто похож на папу?
Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом?
Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей?
Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости?
Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому?
Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей!
Аплодисменты!

Желаю вам и вашим семьям мира, добра и благополучия!

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!