СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Виды рынков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Виды рынков"»

Виды рынков

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей, обладающих свободой экономических действий, друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Не стоит путать с иным значением этого термина, когда рынок обозначает конкретное место торговли.

Рыночный механизм — совокупность взаимодействий между основными элементами рынка. Это взаимосвязи спроса и предложения на какой-либо товар/услугу.

Признаки рынка:

  • Нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.

  • Нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать.

  • Нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Условия нормального функционирования рынка:

1) конкурентная среда (условия для создания соперничества за наиболее выгодные условия на рынке);

2) свободное (от принуждения извне) ценообразование;

3) многообразие форм собственности (частная, коллективная, государственная и пр.);

4) отсутствие монополизации (появления единственного поставщика товаров/услуг на рынке) рынка;

5) действие законов, охраняющих права собственников;

6) наличие резервов роста экономики (финансовый и физический капиталы, природные ресурсы);

7) обеспечение подвижности ресурсов (отсутствие внутренних таможенных границ и запретов, свободные торговые зоны и т. п.);

8) наличие рыночной инфраструктуры (совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, например, фондовые биржи, страховые компании и пр.).

Основные функции рынка:

1) посредническая — соединение производителей товаров и их потребителей;

2) ценообразования — установление равновесной цены (по которой производитель готов продать, а покупатель готов приобрести или, иначе говоря, цены, при которой спрос на товар равен предложению товара) на тот или иной вид товара;

3) информационная — предоставление информации о рыночных процессах, участниках рынка, размерах спроса и предложения;

4) регулирующая — отток капиталов из менее выгодных отраслей производства в более прибыльные отрасли;

5) санирующая (оздоровительная) — «санация» (освобождение) экономики от неэффективной хозяйственной деятельности, например, банкротство нерентабельных (неприбыльных, убыточных) предприятий. 

Черты рынка:

Позитивные стороны рынка

Негативные стороны рынка

1) Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства. 

1) Не гарантирует решение ряда социально-экономических проблем, например, безработицы, высокого уровня инфляции и пр.

2) Способен саморегулироваться в процессе экономической деятельности. Рынок подстраивается под реалии общественной жизни и способен достаточно быстро перестраиваться.

2) Распределяет продукцию по результатам конкуренции (т. е. тем, кто больше заплатит), что усугубляет социальное неравенство.

3) Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т. е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чём есть потребность. Спрос порождает предложение.

3) Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку защита от конкурентов в свою очередь приводит к сговорам и слияниям, также  научно-технический прогресс способствует концентрации и централизации капитала.

4) Стимулирует научно-технический прогресс (экономия ресурсов выгодна производителям) и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе. 

4) Не решает проблему внешних издержек (экстернальных), т. е. издержек, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества. Например, это загруженность дорог воздел крупных предприятий/складов в часы-пик.

 

5) Не может решить все региональные проблемы, которые связаны прежде всего с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.

 

6) Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала, т. е. приводит к периодическим экономическим кризисам.

Основные виды рынков:

Основания (критерии) для классификации

Виды рынков

Действующее законодательство

  • легальный (законный)

  • нелегальный (теневой)

Товары и услуги

  • потребительских товаров и услуг

  • средств производства

  • рабочей силы

  • инвестиций (долгосрочных вложений)

  • иностранных валют

  • ценных бумаг (фондовые биржи)

  • научно-технических разработок и инноваций 

  • информации

Пространственный признак

  • мировой

  • региональный

  • национальный

  • местный

Тип конкуренции

  • совершенная (чистая) конкуренция

  • несовершенная конкуренция: монополия, олигополия,  монополистическая конкуренция

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между товарами и типами рынков: к каждой позиции, данной в пер­вом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ТОВАРЫ

 

ТИПЫ РЫНКОВ

А)

акции

1)

информационный

Б)

реклама

2)

фондовый

В)

газеты

 

 

Г)

облигации

 

 

Д)

телеканал

 

 

Ответ

2, 1, 1, 2, 1

2. Назовите любые три фактора, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим  примером.

Ответ

В качестве факторов, влияющих на изменение спроса, могут быть названы:

1) Изменение цены товара-заменителя: например, если (из-за снижения предложения) цена кока-колы повысится, спрос на пепси-колу увеличится.

2) Изменение цены дополняющего товара: если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар. Например, если (из-за снижения предложения) цена на фотопленку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится.

3) Изменение ожиданий потребителей в отношении цен: например, если потребители ожидают, что цена на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т. е. до того, как повысится цена.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!