СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики "Время. Единицы времени." 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети познакомятся с единицей измерения времени "час".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики "Время. Единицы времени." 2 класс»

5


Урок математики. 2 класс.

Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.

Тема: Время. Единица измерения времени – час.


Тип урока: Открытие нового знания.

Цели урока:

Развивающие:

- формирование интеллектуальных умений (наблюдения, анализа, сравнения);

- развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;

- формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности);

Обучающие:

- познакомить детей с новой величиной;

- формировать представление о единицах времени: час, минута;

- учить определять время по часам;

- совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;

Воспитывающие:

- формирование умений осуществлять самоконтроль;

- развитие лидерских качеств и организаторских способностей (при работе в парах)

- воспитание положительного отношения к учебной деятельности, веры в свои силы.

- воспитание коммуникативных умений, культуры поведения.

Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация; извлечение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; использование знаково-символических средств; моделирование и преобразование моделей разных типов; установление причинно-следственных связей; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Материал к занятию: Учебник «Математика.2 класс.» Демидова Т.Е., Козлова С.А.

Демонстрационный:

1. Презентация к уроку

2. Модель часов.

3. Песочные часы.

Раздаточный:

1. Карточки с заданиями пробного действия

2. Карточки для групповой работы (3 карточки-задания)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
















































Технология проведения

УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 минуты)


Время не будем терять

Урок наш пора начинать.


Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.


Кстати, а можно ли время потерять, как тетрадку, ручку? Почему и когда так говорят?

(Когда тратят время не по назначению, попусту)

Терять что-то всегда обидно. Вы готовы поработать так, чтобы не потерять время зря?

Да – нет? – посигнальте пальчиками? Ну что ж, за работу!


Сегодня у нас новая тема. С чего начнем урок? (с повторения)

Что будем повторять? (то, что пригодится на уроке)


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии. (2 минуты)


1) (задание на карточке пробного действия и высвечено на слайде) Стр. 32. № 1.

(для слабых учеников на карточке для задания №1 слова для справок:

величины, признаки, единицы массы, единицы объема, единицы длины )

На карточке пробного действия выполните задания. Время выполнения – 2 минуты. Начали. ( поставить 2-минутные песочые часы)


Задания: 1) Закончите предложения:

а) цвет, вкус, запах – это (признаки)

б) площадь, объем, масса, длина – это (величины)

в) метр, дециметр, сантиметр – это (единицы измерения длины)

г) литр – это (единица измерения объема)


2) Найди (вычеркни) «лишнее» слово:

а) площадь, объем, цвет, масса;

б) метр, дециметр, длина, сантиметр;

в) метр, литр, дециметр, сантиметр;

г) время, час, минута;

д) Продолжительность урока с переменой – 40 минут, 1 час, 8 часов.


3. Выявление места и причины затруднения (3 минуты)


Проверяем. (сверяем с эталоном на слайде)


Что такое цвет, вкус, запах? (далее аналогично)

г) время, час, минута?

- У кого так же, у кого по-другому?

Почему вызвало затруднение? Кто может доказать?


д) Продолжительность урока с переменой – 40 минут, 1 час, 8 часов?

Кто прав? Как можно проверить? (засечь по часам) Кто умеет? Не все.

Могли бы нам помочь в этом песочные часы? Почему?

(показывают только небольшие промежутки времени)

Оцените правильность выполнения знаками «+» или «?»


Какие задания вызвали затруднения? Почему?

(задания были новыми, мы еще не изучали)

Зачем же я вам предложила задания, которое еще не учились выполнять?

( чтобы узнать, что не знаем)

4. Построение проекта выхода из затруднения (3минуты)


Посмотрите, какие задания вызвали у вас затруднения в связи с новизной, сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Тема: Время. Единицы измерения времени – час, минута. (на слайде)


Можно ли сказать, что время – это величина? Докажите. (можно измерить)


Мы когда-нибудь на математике уже изучали эту тему? (нет)

А где-нибудь вы уже встречались с этим понятием, где? (в жизни, на уроках ОМ...)


Исходя из темы, сформулируйте цель урока.


Цель: Уточнить представления о времени и его измерении.


Слова время, не теряй времени, экономь время, посмотри на часы, мы слышим каждый день. Ученые подсчитали, что на сегодняшний день слово «время» одно из самых часто употребляемых. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?», чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. Буквально вся наша жизнь организована по часам.


Сможем ли мы всё за 1 урок узнать всё о времени и его измерении? (нет)


Попробуем сформулировать задачи, которые возможно осуществить за 1 урок и составим план урока.


План: 1) Что такое время.

2) Единицы времени.

3) Часы, определение времени по часам.

4) Решение задач.


5. Реализация проекта выхода из затруднения (6 минут)


Работать будете в группах. Вспомните основные правила работы в группе. (на слайде)


1. В группе должен быть организатор обсуждения, который отвечает за работу всей

группы, результат.

2. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.

3. Каждый может высказать свою версию решения.

4. Один говорит, а остальные слушают.

5. Каждая версия обсуждается в группе.

6. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает решение группы перед классом.

1 группа. ( задания на карточках)


Что такое время.

Подумайте, что такое время. Выберите из предложенных определений самое понятное:

1) Время – форма последовательной смены явлений и длительность бытия.

2) Время – продолжительность, длительность чего-нибудь.

3) Время – промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь.

Время – это величина. Время измеряется. . . . . . .


2 группа.

Что такое часы.

Дополните предложения, пользуясь картинками:


Прибор для измерения времени – это __________ (часы)

Часы бывают: _________ (солнечные, водяные, песочные, механические, электронные)

Самые удобные в использовании ___________________ (электронные, механические)


3 группа.

Как определять время по часам.


Дополните предложения, пользуясь моделью часов:


Числа на часах называются «циферблат».

Циферблат механических часов имеет ___ чисел и разделен на ___ крупных делений – часов. У часов есть короткая стрелка, она показывает - ________ (часы) и называется _____(часовая). Есть длинная стрелка, она показывает _____(минуты) и называется _____(минутная).

Минутная стрелка делает полный оборот за ___час

Часовая стрелка за 1 час проходит расстояние от одной цифры до _____(другой).

Если отсчет минутам не пошел, то большая стрелка указывает на число___ (12).


Группы, представьте ваши результаты.

( на слайде план – отмечаются пункты выполнения)


1 группа. Что такое время? (на слайде)


Вспомните, какие единицы времени вы знаете. (на слайде)


2 группа. Что такое часы? ( на слайде)


3 группа. Как определять время по часам. ( на слайде)


Сравним наши открытия с правилами в учебнике.


Физминутка (2 минуты)

Я в детстве очень хотела увидеть, а как часы устроены внутри. Я посмотрела, но часы сломала. Предлагаю вам заглянуть в внутренность часов совершенно безопасно.

Чего там только нет! Отдохнем, проимитируем движения пружинок, стрелок и колесиков...

1) Стрелки (круговые движения глазами).

А могут ли стрелки побежать в обратную сторону? (нет, время повернуть назад нельзя)

2) Молоточки (глаза вверх – вниз)

3) Маятник (наклоны влево-вправо)

4) Колесики (круговые движения, согнутыми в локтях руками)

5) Пружинки (приседания)

6) Звоночек будильника (хлопки над головой)

Звонок позвал нас продолжить урок.


6. Первичное закрепление во внешней речи. (4 минуты)


А теперь давайте проверим, что мы узнали и сыграем в игру Обгонялки. Говорить нужно быстро, но не кричать.

- Как называется короткая стрелка часов? (часовая)

- Какое время проходит часовая стрелка, проходя от одной цифры к другой? (1 час)

- Сколько оборотов делает минутная стрелка за 2 часа? (2)

- Сколько часов пройдет, когда часовая стрелка сделает полный оборот? (12)

- Сколько полных оборотов должна сделать часовая стрелка за 1 сутки – 24 часа? (2)

- Можно ли по механическим часам определить день показывают часы, или ночь, утро, или вечер? А как быть? (посмотреть на улицу).

Но есть часы и с 24-часовым циферблатом.

- Где находится минутная стрелка, когда счет минутам еще не пошел? (12)

- Который час показывают часы внизу станицы 33? (9 часов)

Обратите внимание, именно так правильно спрашивать о времени.


Определите время по часам на слайдах (на слайдах)


Поработайте в парах,

Запишите время, которое показывают часы и прочитайте ключевое слово.

Проверьте.

Оцените данную работу.(+, ?)


7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)


Поработали вместе, в парах. Что теперь необходимо?

( выполнить самостоятельную работу)

Поиграем в игру «верю – не верю» (тест)


1) Час, минута – единицы массы (-)

2) Время – это величина (+)

3) Прибор для измерения времени – компас (-)

4) Большая стрелка – это минутная стрелка (+)

5) Минутная стрелка одно деление проходит за 1 час (-)

6) Часовая стрелка показывает то время, на какую цифру указывает (+)

7) На часах 12 часов (-)

8) Все часы показывают неправильно(+)

9) Электронные и механические часы показывают одинаковое время (-)

10) Самые удобные – солнечные часы (-)


Проверка с эталоном:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-


Кто справился с заданием без ошибок?

Кто допустил ошибки? В каком вопросе? Поставьте себе «?»

В чем причина таких ошибок? (невнимательность, не научились определять время)

Что необходимо?




8. Включение в систему знаний и повторение. (5 мнут)


У нас остался еще один пункт плана на урок – решение задач.

стр.33 №5.


Прочитайте задачу.

Ответы на вопросы сопровождаются заполнением схемы на слайде)


Какие единицы времени встретились в задаче? (день, час)

Какие подарки Лена приготовила к 8 марта? (салфетку, прихватку)

Что известно о времени, которое Лена затратила на вышивание салфетки?

(по 2ч. 7 дней)

Известно, сколько всего времени у нее ушло салфетку? (нет)

Какое время она потратила на пошив прихватки? (по 1 часу 3 дня)

Известно, сколько всего времени это заняло? (нет)

Что нужно узнать в задаче? (сколько времени у Лены ушло на приготовление подарков)

Составим план решения задачи.

Что бы узнать, сколько всего времени потратила Лена на салфетку и на прихватку, что нужно знать?

Каким действием узнаем, сколько времени ушло на салфетку? (помета в к/з - «х»)

Как узнать, сколько затрачено времени на прихватку?

Как узнать, сколько всего времени затратила Лена?

Можно записать решение по действиям, можно выражением.


(1 ученик записывает решение на доске: (2х7) + (1х3) = 17 (ч))


17 часов – это много, или мало? Почему так много потратила времени?

9. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)


Урок подходит к концу.

Какова была цель сегодняшнего урока? (уточнить представления о времени и

единицах его измерения, научится определять время по часам)


Выполнена ли цель, проверим, вернувшись к заданию пробного действия.

г) время, час, минута?

Что такое время? Час и минута?


д) Какова продолжительность урока с переменой, если урок начинается в 8 часов, а заканчивается в 9 часов? (показать на модели часов) – 40 минут, 1 час, 8 часов?

Что может обозначать 8 часов? (начало уроков в школе)

40 минут? (продолжительность урока)


У кого остались затруднения по теме, какие?

Как их можно ликвидировать? (тренироваться)


Сегодня на уроке мы познакомились с удивительным понятием: «время». В русском языке есть немало выражений о нем: Нет времени.

Время летит.

Время как резиновое.

Тратить время.

Убить время!

Времени хоть отбавляй!


Может ли время быть разным: идти то медленнее, то быстрее, растягиваться?

Оказывается, может!

Когда мы говорим: время летит?

(когда заняты чем-то интересны, время проходит незаметно)

А когда время тянется, как резиновое? ( когда скучно, неинтересно, не чем заняться)


Каким был для вас сегодняшний урок: для кого время пролетело быстро?


Для кого тянулось, как резиновое? В чем причина?


Кто считает, что он сегодня на уроке потратил время зря? Почему?


Закончить урок хочется такими словами


Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержаньем

Вы наполняете его.


Заполняйте свое время только хорошими полезными делами, пускай у вас на все хватает времени.


10. Домашнее задание. (1 минута)

стр. 33 №7, доп. Найти пословицы и загадки о времени.




Личностные:

осознанное

отношение

к учению,

самоопределение


Познавательные:

целеролагание,
планирование







П: подведение

под понятие;

анализ, синтез,

сравнение...;

извлечение

необходимой

информации;

выбор способа

решения;

структуриро

-вание знаний;

осознанное

построение

речевого выск-я.





Регулятивные:

- контроль

- оценка

- коррекция;

фиксирование

инд. затруд-я;

П: подведение

под понятие;

выдвижение

гипотез

К: аргументация

своего мнения;

учет разных

мнений


Л: самоопред-ие;

смыслообраз-е


П:постановка

проблемы;

выдвижение

гипотез;

структурирование

знаний;

анализ, аналогия..;

целеполагание;

планирование;

знаково-

символическое

моделирование;

осознанное

построение

речевого выск-я;


Р: волевая

саморегуляция


К: Планирование

уч. сотрудничества



Л: смыслообраз-е


П: анализ, ...;

выдвижение

гипотез;

поиск и выделение

необх.информ-ии;

структурирование

знаний;

знаково-

символическое

моделирование;

доказательство.


Р: планирование;

познавательная

инициатива;

волевая

саморегуляция;




К: выражать

свои мысли

в партнерстве;

учет разных

мнений;

разрешение

конфликтов.


Л: Следование

моральным

нормам;

осознание

ответственности

за общее дело.



П: поиск и выделение

необх.информ-ии;

структурирование

знаний;

знаково-

символическое

моделирование;

доказательство.

К :выражать

свои мысли

в партнерстве




П: анализ, ...;

поиск и выделение

необх.информ-ии;

структурирование

знаний;

подведение

под понятие;

знаково-

символическое

моделирование;

доказательство;

осознанное

построение

речевого выск-я



















П: поиск и выделение

необх.информ-ии;

структурирование

знаний;

доказательство.


К :выражать

свои мысли

в партнерстве






















Р: волевая

саморегуляция;

контроль,

оценка,

коррекция.





Л: Нравсвенн-

этическое

оценивание

усваемого

материала

















П: анализ, ...;

поиск и выделение

необх.информ-ии;

структурирование

знаний;

подведение

под понятие;

знаково-

символическое

моделирование;

доказательство;

осознанное

построение

речевого выск-я


К: формулиров-е

и аргументация

своего мнения;

адекватное

использование

речевых средств








П: рефлексия

познавательного

процесса;

контроль и оценка

процесса рез-ов

деятельности.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!