1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 минуты) Время не будем терять Урок наш пора начинать. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Кстати, а можно ли время потерять, как тетрадку, ручку? Почему и когда так говорят? (Когда тратят время не по назначению, попусту) Терять что-то всегда обидно. Вы готовы поработать так, чтобы не потерять время зря? Да – нет? – посигнальте пальчиками? Ну что ж, за работу! Сегодня у нас новая тема. С чего начнем урок? (с повторения) Что будем повторять? (то, что пригодится на уроке) 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) 1) (задание на карточке пробного действия и высвечено на слайде) Стр. 32. № 1. (для слабых учеников на карточке для задания №1 слова для справок: величины, признаки, единицы массы, единицы объема, единицы длины ) На карточке пробного действия выполните задания. Время выполнения – 2 минуты. Начали. ( поставить 2-минутные песочые часы) Задания: 1) Закончите предложения: а) цвет, вкус, запах – это (признаки) б) площадь, объем, масса, длина – это (величины) в) метр, дециметр, сантиметр – это (единицы измерения длины) г) литр – это (единица измерения объема) 2) Найди (вычеркни) «лишнее» слово: а) площадь, объем, цвет, масса; б) метр, дециметр, длина, сантиметр; в) метр, литр, дециметр, сантиметр; г) время, час, минута; д) Продолжительность урока с переменой – 40 минут, 1 час, 8 часов. 3. Выявление места и причины затруднения (3 минуты) Проверяем. (сверяем с эталоном на слайде) Что такое цвет, вкус, запах? (далее аналогично) г) время, час, минута? - У кого так же, у кого по-другому? Почему вызвало затруднение? Кто может доказать? д) Продолжительность урока с переменой – 40 минут, 1 час, 8 часов? Кто прав? Как можно проверить? (засечь по часам) Кто умеет? Не все. Могли бы нам помочь в этом песочные часы? Почему? (показывают только небольшие промежутки времени) Оцените правильность выполнения знаками «+» или «?» Какие задания вызвали затруднения? Почему? (задания были новыми, мы еще не изучали) Зачем же я вам предложила задания, которое еще не учились выполнять? ( чтобы узнать, что не знаем) 4. Построение проекта выхода из затруднения (3минуты) Посмотрите, какие задания вызвали у вас затруднения в связи с новизной, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: Время. Единицы измерения времени – час, минута. (на слайде) Можно ли сказать, что время – это величина? Докажите. (можно измерить) Мы когда-нибудь на математике уже изучали эту тему? (нет) А где-нибудь вы уже встречались с этим понятием, где? (в жизни, на уроках ОМ...) Исходя из темы, сформулируйте цель урока. Цель: Уточнить представления о времени и его измерении. Слова время, не теряй времени, экономь время, посмотри на часы, мы слышим каждый день. Ученые подсчитали, что на сегодняшний день слово «время» одно из самых часто употребляемых. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?», чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. Буквально вся наша жизнь организована по часам. Сможем ли мы всё за 1 урок узнать всё о времени и его измерении? (нет) Попробуем сформулировать задачи, которые возможно осуществить за 1 урок и составим план урока. План: 1) Что такое время. 2) Единицы времени. 3) Часы, определение времени по часам. 4) Решение задач. 5. Реализация проекта выхода из затруднения (6 минут) Работать будете в группах. Вспомните основные правила работы в группе. (на слайде) 1. В группе должен быть организатор обсуждения, который отвечает за работу всей группы, результат. 2. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам. 3. Каждый может высказать свою версию решения. 4. Один говорит, а остальные слушают. 5. Каждая версия обсуждается в группе. 6. В группе согласуется общее решение. 7. Представитель группы защищает решение группы перед классом. 1 группа. ( задания на карточках) Что такое время. Подумайте, что такое время. Выберите из предложенных определений самое понятное: 1) Время – форма последовательной смены явлений и длительность бытия. 2) Время – продолжительность, длительность чего-нибудь. 3) Время – промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь. Время – это величина. Время измеряется. . . . . . . 2 группа. Что такое часы. Дополните предложения, пользуясь картинками: Прибор для измерения времени – это __________ (часы) Часы бывают: _________ (солнечные, водяные, песочные, механические, электронные) Самые удобные в использовании ___________________ (электронные, механические) 3 группа. Как определять время по часам. Дополните предложения, пользуясь моделью часов: Числа на часах называются «циферблат». Циферблат механических часов имеет ___ чисел и разделен на ___ крупных делений – часов. У часов есть короткая стрелка, она показывает - ________ (часы) и называется _____(часовая). Есть длинная стрелка, она показывает _____(минуты) и называется _____(минутная). Минутная стрелка делает полный оборот за ___час Часовая стрелка за 1 час проходит расстояние от одной цифры до _____(другой). Если отсчет минутам не пошел, то большая стрелка указывает на число___ (12). Группы, представьте ваши результаты. ( на слайде план – отмечаются пункты выполнения) 1 группа. Что такое время? (на слайде) Вспомните, какие единицы времени вы знаете. (на слайде) 2 группа. Что такое часы? ( на слайде) 3 группа. Как определять время по часам. ( на слайде) Сравним наши открытия с правилами в учебнике. Физминутка (2 минуты) Я в детстве очень хотела увидеть, а как часы устроены внутри. Я посмотрела, но часы сломала. Предлагаю вам заглянуть в внутренность часов совершенно безопасно. Чего там только нет! Отдохнем, проимитируем движения пружинок, стрелок и колесиков... 1) Стрелки (круговые движения глазами). А могут ли стрелки побежать в обратную сторону? (нет, время повернуть назад нельзя) 2) Молоточки (глаза вверх – вниз) 3) Маятник (наклоны влево-вправо) 4) Колесики (круговые движения, согнутыми в локтях руками) 5) Пружинки (приседания) 6) Звоночек будильника (хлопки над головой) Звонок позвал нас продолжить урок. 6. Первичное закрепление во внешней речи. (4 минуты) А теперь давайте проверим, что мы узнали и сыграем в игру Обгонялки. Говорить нужно быстро, но не кричать. - Как называется короткая стрелка часов? (часовая) - Какое время проходит часовая стрелка, проходя от одной цифры к другой? (1 час) - Сколько оборотов делает минутная стрелка за 2 часа? (2) - Сколько часов пройдет, когда часовая стрелка сделает полный оборот? (12) - Сколько полных оборотов должна сделать часовая стрелка за 1 сутки – 24 часа? (2) - Можно ли по механическим часам определить день показывают часы, или ночь, утро, или вечер? А как быть? (посмотреть на улицу). Но есть часы и с 24-часовым циферблатом. - Где находится минутная стрелка, когда счет минутам еще не пошел? (12) - Который час показывают часы внизу станицы 33? (9 часов) Обратите внимание, именно так правильно спрашивать о времени. Определите время по часам на слайдах (на слайдах) Поработайте в парах, Запишите время, которое показывают часы и прочитайте ключевое слово. Проверьте. Оцените данную работу.(+, ?) 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты) Поработали вместе, в парах. Что теперь необходимо? ( выполнить самостоятельную работу) Поиграем в игру «верю – не верю» (тест) 1) Час, минута – единицы массы (-) 2) Время – это величина (+) 3) Прибор для измерения времени – компас (-) 4) Большая стрелка – это минутная стрелка (+) 5) Минутная стрелка одно деление проходит за 1 час (-) 6) Часовая стрелка показывает то время, на какую цифру указывает (+) 7) На часах 12 часов (-) 8) Все часы показывают неправильно(+) 9) Электронные и механические часы показывают одинаковое время (-) 10) Самые удобные – солнечные часы (-) Проверка с эталоном: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | - | + | - | + | - | + | - | + | - | - | Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки? В каком вопросе? Поставьте себе «?» В чем причина таких ошибок? (невнимательность, не научились определять время) Что необходимо? 8. Включение в систему знаний и повторение. (5 мнут) У нас остался еще один пункт плана на урок – решение задач. стр.33 №5. Прочитайте задачу. Ответы на вопросы сопровождаются заполнением схемы на слайде) Какие единицы времени встретились в задаче? (день, час) Какие подарки Лена приготовила к 8 марта? (салфетку, прихватку) Что известно о времени, которое Лена затратила на вышивание салфетки? (по 2ч. 7 дней) Известно, сколько всего времени у нее ушло салфетку? (нет) Какое время она потратила на пошив прихватки? (по 1 часу 3 дня) Известно, сколько всего времени это заняло? (нет) Что нужно узнать в задаче? (сколько времени у Лены ушло на приготовление подарков) Составим план решения задачи. Что бы узнать, сколько всего времени потратила Лена на салфетку и на прихватку, что нужно знать? Каким действием узнаем, сколько времени ушло на салфетку? (помета в к/з - «х») Как узнать, сколько затрачено времени на прихватку? Как узнать, сколько всего времени затратила Лена? Можно записать решение по действиям, можно выражением. (1 ученик записывает решение на доске: (2х7) + (1х3) = 17 (ч)) 17 часов – это много, или мало? Почему так много потратила времени? 9. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты) Урок подходит к концу. Какова была цель сегодняшнего урока? (уточнить представления о времени и единицах его измерения, научится определять время по часам) Выполнена ли цель, проверим, вернувшись к заданию пробного действия. г) время, час, минута? Что такое время? Час и минута? д) Какова продолжительность урока с переменой, если урок начинается в 8 часов, а заканчивается в 9 часов? (показать на модели часов) – 40 минут, 1 час, 8 часов? Что может обозначать 8 часов? (начало уроков в школе) 40 минут? (продолжительность урока) У кого остались затруднения по теме, какие? Как их можно ликвидировать? (тренироваться) Сегодня на уроке мы познакомились с удивительным понятием: «время». В русском языке есть немало выражений о нем: Нет времени. Время летит. Время как резиновое. Тратить время. Убить время! Времени хоть отбавляй! Может ли время быть разным: идти то медленнее, то быстрее, растягиваться? Оказывается, может! Когда мы говорим: время летит? (когда заняты чем-то интересны, время проходит незаметно) А когда время тянется, как резиновое? ( когда скучно, неинтересно, не чем заняться) Каким был для вас сегодняшний урок: для кого время пролетело быстро? Для кого тянулось, как резиновое? В чем причина? Кто считает, что он сегодня на уроке потратил время зря? Почему? Закончить урок хочется такими словами Мы знаем: время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержаньем Вы наполняете его. Заполняйте свое время только хорошими полезными делами, пускай у вас на все хватает времени. 10. Домашнее задание. (1 минута) стр. 33 №7, доп. Найти пословицы и загадки о времени. |