Тема урока: Умножение числа на сумму.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: знакомство со свойством умножения числа на сумму нескольких слагаемых.
Задачи:
Познавательные:
познакомить с двумя способами умножения числа на сумму;
совершенствовать навык нахождения значения выражения двумя способами;
закреплять навыки табличного умножения и деления;
совершенствовать умение решать задачи и выражения на порядок действий.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;
Воспитательные:
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
- формирование познавательной цели, строить речевые высказывания в устной форме, строить рассуждения.
Личностные УУД:
-умение работать самостоятельно, фронтально, в парах.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнера, учиться учитывать позицию собеседника.
Регулятивные УУД:
- ставить учебные задачи, проводить контроль.
Планируемые результаты: Научится выполнять умножения числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ.
Оборудование: учебник М. И. Моро, Математика, 4 класс, 2 часть, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
2. Актуализация знаний.
- Записываем число и классную работу в тетрадях.
А сейчас математический диктант «Верно ли утверждение». Я буду вам читать утверждение, если вы считаете, что оно верное ставите «+», если неверное «-».
Итак, начнем:
1. Числа 42, 36, 54 делятся на 6 без остатка. +
2. Число 66 больше 6 в 11 раз. +
3. Все двузначные числа – чётные. -
4. Произведение 36 и 2 равно 92. -
5. Сумма 6 сотен, 6 десятков, 6 единиц равна 666. +
6. 1 меньше 87 в 86 раз -
Проверка + + - - + -
Молодцы!
Сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с Олофом по стране математика, где сделаем несколько остановок, и мы подошли к первой остановке. (Слайд)
Игра «Математическая цепочка».
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Кай для Снежной Королевы
Кресло выложил изо льда.
Он работал три недели –
Кресло вышло хоть куда!
Отвечайте поскорей,
Сколько Кай потратил дней? (21)
2. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них — не 1 рубль. Какие это монеты? (Ответ: 2 рубля и 1 рубль. Одна-то не 1 рубль, а вот другая — 1 рубль)
3. На складе было 5 цистерн с горючим, по 6 тонн в каждой. Из двух цистерн горючее выдали. Сколько цистерн осталось? (5)
4. На грядке сидели 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Один, которого схватил кот.Остальные улетели)
Молодцы! Теперь мы подошли к следующей остановке.
3. Изучение новой темы.
- Подумайте и скажите, как узнать, сколько всего снежинок на рисунке разными способами?
Слайд- (1 способ: 3 * (4 + 3) = 3 * 7 = 21. Узнаем, сколько всего вертикальных рядов со снежинками. Мы видим, что синих вертикальных рядов 4, а красных вертикальных рядов 3. 4 + 3 = 7 , всего 7 рядов. Также мы видим, что в каждом вертикальном ряду по три снежинки. Значит, по три надо взять семь раз: 3 * 7 = 21 снежинка получится.
2 способ: 3 * 4 + 3 * 3 = 12 + 9 = 21. Узнаем сначала, сколько всего синих снежинок и сколько всего красных снежинок. Мы видим, что синих снежинок в каждом вертикальном ряду по три и таких рядов всего четыре. Значит, по три надо взять четыре раза: 3 * 4 = 12 – количество синих снежинок. Мы видим, что красных снежинок в каждом ряду по три, а таких рядов три. Значит, нужно три взять три раза: 3 * 3 = 9 – столько красных снежинок. Теперь найдем общую сумму овалов: 12 + 9 = 21).
- Изменилось ли значение выражения? (нет).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (умножение числа на сумму чисел).
(Слайд) - Давайте сделаем вывод, как умножить число на сумму? (можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить).
А теперь потренируемся в использовании правила умножения числа на сумму чисел.
- Откройте учебник на стр. 42. Найдите номер 139. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Давайте выполним его устно.
9·(6+3)=9·9=81 (9·6+9·3=63+18=81)
8·(4+5)=8·9=72 (8·4+8·5=32+40=72)
6·(5+2)=6·7=42 (6·5+6·2=30+12=42)
-Разделитесь на группы. (Каждой группе выдается карточка с заданием, по очереди выходят к доске и решают примеры – кто быстрее)
Игра «Эстафета знаний»
Найдите значение выражения удобным способом:
7·(6+5)= 6·(7+2)= 7·(10+4)= 19·(7+3)= 25·(10+4)= | 9·(4+3)= 3·(2+8)= 6·(20+5)= 19·(4+6)= 12·(10+5)= | 9·(6+3)= 8·(5+3)= 5·(15+7)= 18·(5+5)= 30·(10+2)= |
4. Физкультминутка.
5. Закрепление новых знаний.
- Мы с вами двигаемся дальше, и подошли к еще одной остановке.
- Разделитесь на команды по 4 человека. (Каждой команде раздается карточка с задачей).
ЗАДАЧА.
В буфет привезли 4 ящика яблок по 6 кг. в каждом и столько же ящиков груш по 5 кг. в каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли в буфет?
6. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, с каким свойством умножения вы познакомились на уроке?(умножение числа на сумму чисел).
- Какими способами можно умножить число на сумму?
(1- найти сумму чисел и умножить число на полученный результат.
2- умножить число на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.)
- Какое задание на уроке было самым интересным?
- А сейчас открываем дневники и записываем домашнее задание.
Страница 42, номер 143, 145.
- Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.