СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики по теме: Сложение и вычитание вида +3, - 3. 1 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока математики по теме: Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3.

Урок изучения нового материала

Раздел: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме: Сложение и вычитание вида +3, - 3. 1 класс»

Пояснительная записка


ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», Корсаковского городского округа, Сахалинской области.

Автор: учитель начальных классов Костылева Светлана Михайловна, стаж работы 11 лет

Название УМК: «Школа России»

Название вариативного учебника, автор учебника: «Математика. 1 класс», автор М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанова, Часть 1

Название предметной области: Математика

Тип урока: Урок изучения нового материала

Раздел: Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

Тема урока: Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3.

Класс: 1 «Б»


Характеристика класса


В 1 «Б» классе 32 человека. На уроке были задействованы 28 человек. Состав класса стабилен. Уровень учебно-познавательной активности средний. Общий уровень развития учеников соответствует возрастной норме, у ребят проявляется интерес к образовательной деятельности, общению, в целом сформированы все необходимые навыки и умения. Внимание произвольное. По развитию дети уравновешенные, любознательные; развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Обучающиеся с удовольствием общаются друг с другом. Они легко идут на контакт, отличаются отзывчивостью. Ученики доброжелательно относятся друг к другу, проявляют интерес к проблемам одноклассников, с удовольствием общаются вне школы.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ


Класс

1

Тема урока

Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3.

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Учить выполнять сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3

Задачи

Обучающие: в результате практических действий и наблюдений учиться выполнять сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3

формировать умения решать задачи, строить схему к задаче.

Развивающие:

развивать умение определять и формулировать задачи и тему урока и самостоятельно искать пути решения этих задач;

развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка;

развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, желание отстаивать свою точку зрения, умение участвовать в диалоге, соблюдать при этом коммуникативную культуру.

учащиеся научатся решать выражения данного вида, оценивать себя, границы своего знания, работать в паре и оценивать товарища

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- в результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3;

- в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков числового отрезка;

- выполнять задания в рабочей тетради.

Метапредметные:

Личностные:

- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение оценивать своих напарников, умение работать в парах, группах, вести диалог.

Познавательные:

- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

- сравнивать группы предметов;

- искать разные способы решения задач;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи на уроке;

- высказывать свое предположение, на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- отличать верно выполненное задание, от неверного;

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Методы и форы работы

Формы: индивидуальная, фронтальная, направленная на достижение общей цели, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии

Использование ИКТ (презентация)

  1. Здоровье-сберегающие (построение урока с учётом возраста, физкультурная пауза, смена разных видов деятельности).

  2. Технология модульного обучения (частичная) – (работа по алгоритму, анализ своей деятельности, навык делового общения, работа в парах)

  3. Проблемно-поисковые.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика. 1 класс» (И. Моро), рабочая тетрадь, презентация

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, геометрические фигуры (квадраты и треугольники) снежинки (белые и голубые) ля рефлексии



Этапы урока

Формы, методы приемы

Ожидаемый результат со стороны учеников

Вид и формы контроля

  1. 1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Добрый день ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку?


Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные: положительное отношение к учению, правильная посадка за столом.

Индивидуальная проверка готовности к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)

Отдохнуть вы все успели?

А теперь пора за дело.

Математика нас ждёт

Начинаем устный счёт.

- Ребята, а какое время года сейчас на улице?

- Поднимите руки, а кто из вас любит играть зимой на улице?

- Хорошо. А кто любит учиться?

  1. - Я предлагаю сегодня на уроке и учиться и играть. И к концу урока слепить снеговика. Согласны?

2. Актуализация знаний и умений. (5 мин.)

- Прежде че начнем лепить, давайте вспомним счет от 1 до 10 и обратно.

- Решите примеры, которые находятся на снежках и из них слепим первый ком.

На снежках записаны примеры: (слайд 2)


6 + 1 8 - 1 7 - 2 8 + 2

2 + 2 5 + 2 3 + 2 5 - 1

6 - 2 7 + 2 4 + 1

- Молодцы. Вот из снежков мы слепили первый ком. (слайд 3)

- А задачи мы решать умеем?

Приготовьте свои пальчики.

1. В класс вошла Марина, а за ней Ирина, а потом пришёл Игнат. Сколько стало всех ребят? (Как получили?) (3 ученика)

2. На плетень взлетел петух

Повстречал ещё там двух

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (Как записать решение?) (2 петуха)

3. Ёжик по лесочку шёл.

На обед грибы нашёл

2 у березки, 1 у осинки

Сколько их будет в плетёной корзинке? (Как узнали?) (3 гриба)

Ребята оцените себя на данном этапе. Хорошо мы уже умеем прибавлять и вычитать числа 1 и 2. Можно нам двигаться дальше? (Ком 2, слайд 4)


Фронтальная

словесная

беседа


Регулятивные: прогнозирование (для чего всё повторяли)

Личностные: осознавать ответственность за себя и товарищей (хочу узнать новое, потому что могу и есть для этого необходимые знания).

Познавательные: развивать самостоятельность в осуществлении учебных задач.



Рассуждения с опорой на изученные правила.







Фронтальная работа, закрепление полученных знаний на прошлых уроках.

3. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения). (4 мин.)


Прочитаем примеры с доски.

3 + 2, 4 + 2, 8 + 2, 5 + 3

А кто умеет по-другому прочитать? (слагаемое 3, слагаемое 2, сумма равна 5 и т. д.)

Что общего в этих примерах? (все примеры на сложение)




Наглядный метод

Коллективная работа

Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий:

Обмен мнениями, умение слушать других, оценивать правильность ответов детей.


Коммуникативные УУД: проявляют готовность к выполнению поставленных задач


Регулятивные:

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.








Умение устно поставить проблему и найти пути решения проблемы. Фронтальный.

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. (3 мин.)

Какой пример лишний? (5 + 3)

Почему? (во всех примерах второе слагаемое 2, а в этом 3)

Кто догадался чему будем учиться на уроке?

(Сегодня на уроке мы научимся прибавлять и отнимать число 3).

Правильно! Сегодня на уроке мы научимся прибавлять и отнимать число 3.

Схема на экране □ + 3

□ - 3 (слайд 5)

А, что мы можем рассказать про число 3? (однозначное)

А из каких двух чисел можно получить число 3? (2 и 1, или 1 и 2)

Хорошо. Молодцы!

Фронтальная работа

Речевое развитие

4. Открытие новых знаний. (8 мин.)

4.1. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта


Практическая работа (учитель работает с фигурами на доске)

Итак, нам нужно к числу 5 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3. Мы умеем прибавлять только 1 и 2. Как же вы предлагаете это сделать? (мы можем прибавлять 3 по частям).


Задание 1: Положите 5 кругов. Справа положите 3 квадрата.

Как можно прибавить 3 по частям? (сначала 1, потом еще 1, а потом еще 1).

Как это можно записать?

Запись на доске: 5 + 1 + 1 + 1 = 8

А еще как? (Положить сначала 2 квадрата, а потом 1).

Запись на доске: 5 + 2 + 1 = 8

Еще есть способ? (есть, нужно сначала 1 палочку положить, а потом еще 2).

Запись на доске: 5 + 1 + 2 = 8

Сделайте вывод: как можно прибавить число 3? (…+1+1+1, или …1+2, или …2+1).

Задание 2: А теперь, нам необходимо из числа 5 вычесть 3. Положите 5 треугольников. Как будем вычитать? (Из 5 треугольников заберем 2, а потом 1)

Как это запишем?

Запись на доске: 5 – 2 – 1 = 2

Еще есть способ? (От 5 треугольников взять 1, а потом 2)

Какое запишем выражение?

Запись на доске: 5 – 1 – 2 = 2

Сделайте вывод: как можно вычесть число 3? (можно сначала вычесть по 1…-1-1-1, или …- 1 - 2, или …- 2 - 1).

Да вы у меня просто молодцы!

Какой способ более рациональный? (… + 2 + 1 или … + 1 + 2)



Наглядный метод

Создание проблемной ситуации

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, учебник, смысловое чтение.


Регулятивные:

Саморегуляция - мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового;

Целеполагание - ставить учебные задачи, контролировать свои выводы с выводом эталона;

Проговаривание своих действий, построение алгоритма.

Логические: анализировать и сравнивать.

Коммуникативные: уметь слушать товарища, контроль деятельности партнёра.







Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий:

Обмен мнениями, умение слушать других, оценивать правильность ответов детей.

Физкультминутка. (2 мин.)

ГОРКА (дети поднимают руки вверх),

ЯМА (дети приседают),

ДОРОГА (руки в стороны),

ТРОПКА (руки перед собой). Пришли.


Личностные УУД: повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся. Психологическая разрядка


5. Первичное закрепление изученного материала.

Давайте посмотрим, как нам авторы учебника об этом рассказывают.

5.1 Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 104.

- Рассмотрите выражения и рисунки к ним. Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (К 6 прибавили 2, получилось 8, к 8 прибавили 1 получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9.) (Если к 6 прибавить 1, получится 7, к 7 прибавить 2, получится 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9.

Из 9 вычесть 3 (Если из 9 вычесть 2 получится 7, из 7 вычесть 1 получится 6. Значит из 9 вычесть 3 получится 6. Если из 9 вычесть 1 получится 8, из 8 вычесть 2 получится 6. Значит, из 9 вычесть 3 получится 6.

Стр. 104, № 1

Работа в парах.

Ребята сейчас вы будете работать в парах, каждый из вас объяснит соседу поп парте, как прибавить или вычесть число 3.

1 ряд – 1 столбик

2 ряд – 2 столбик

3 ряд – 3 столбик

Стр. 104, № 2 (дети выполняют по цепочке письменно в тетради).

- Что нужно сделать? Сформулируйте задание. (поставить знаки , )

- Как вы будите рассуждать? (7 + 2 = 9, 9 = 9, значит, ставим знак «равно»)

-Можем ли мы, не вычисляя сказать, какой знак нужно поставить во втором выражении? (если к тому же самому числу прибавить больше, получится больше, значит, ставим знак больше).














Работа в парах, по рядам

Формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных действий:











Общение друг с другом, поиск правильных ответов, оценивать выполненную работу, уважительное отношение к другим ученикам





Индивидуальный контроль работы. Работа цепочкой с комментированием, работа по образцу.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин.)

Проверим, как же мы научились прибавлять и отнимать число3.

(Проверка по эталону. Слайд 6)

Карточка 1.

6 + 1 + 2 =

7 + 1 + 1 =

5 + 2 + 1 =

9 – 1 – 2 =

Дети, а для чего мы научились прибавлять и отнимать число 3 (чтобы быстро считать)

Где это нам пригодится? (при счете, в магазине)

Самостоятельная работа. Работа на карточках в парах.

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку.

Самоконтроль.

7. Включение в систему знаний. (4 мин.)

Задача на экране. (слайд 7)

Почитайте задачу.

О чем говориться в задаче? (о клубнике)

Сколько было ягод? (7)

Что сказано про ягоду? (стало на 3 меньше)

Каким действием будем решать задачу? (вычитанием)

Запишите решение задачи и ответ.

7 – 3 = 4 (яг.)

Ответ: 4 яг.

Задача на экране. (слайд 8)

Почитайте задачу.

О чем говориться в задаче? (о желудях)

Сколько было желудей? (4)

Что сказано про желуди? (стало на 3 больше)

Каким действием будем решать задачу? (сложением)

Запишите решение задачи и ответ.

4 + 3 = 7 (ж.)

Ответ: 7 ж.

Коллективная работа

Самостоятельная работа

Предметные: в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов. Отрабатывать навык записи задачи в тетради.

Комбинированный контроль, самоконтроль.

8. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Мы на уроке не только изучали новую тему, но и слепили снеговика. (Ком 3. Слайд 9)

Чему научились на уроке? (прибавлять и вычитать число 3 разными способами)

Как можно прибавить и вычесть число 3?

9. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)

Если вы хорошо научились это делать возьмите белую снежинку, а если ещё ошибаетесь тогда синюю и обсыплем снеговика. Он будет очень рад.

- Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!

Фронтальная работа

Речевое развитие

Регулятивные:

Уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя.


Коммуникативные:

Контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли

Самостоятельно себя оценивают при помощи снежинок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!