В 1 «Б» классе 32 человека. На уроке были задействованы 28 человек. Состав класса стабилен. Уровень учебно-познавательной активности средний. Общий уровень развития учеников соответствует возрастной норме, у ребят проявляется интерес к образовательной деятельности, общению, в целом сформированы все необходимые навыки и умения. Внимание произвольное. По развитию дети уравновешенные, любознательные; развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Обучающиеся с удовольствием общаются друг с другом. Они легко идут на контакт, отличаются отзывчивостью. Ученики доброжелательно относятся друг к другу, проявляют интерес к проблемам одноклассников, с удовольствием общаются вне школы.
Класс | 1 |
Тема урока | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Учить выполнять сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3 |
Задачи | Обучающие: в результате практических действий и наблюдений учиться выполнять сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3 формировать умения решать задачи, строить схему к задаче. Развивающие: развивать умение определять и формулировать задачи и тему урока и самостоятельно искать пути решения этих задач; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка; развивать умение оценивать результаты своей деятельности. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, желание отстаивать свою точку зрения, умение участвовать в диалоге, соблюдать при этом коммуникативную культуру. учащиеся научатся решать выражения данного вида, оценивать себя, границы своего знания, работать в паре и оценивать товарища |
Планируемые образовательные результаты: | Предметные: - в результате практических действий и наблюдений выполнять сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3; - в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков числового отрезка; - выполнять задания в рабочей тетради. Метапредметные: Личностные: - проявлять интерес к математике; - осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; - проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Коммуникативные: - слушать и понимать речь своих товарищей, умение оценивать своих напарников, умение работать в парах, группах, вести диалог. Познавательные: - понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - планировать деятельность на уроке под руководством учителя; - сравнивать группы предметов; - искать разные способы решения задач; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи на уроке; - высказывать свое предположение, на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - отличать верно выполненное задание, от неверного; - выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. |
Методы и форы работы | Формы: индивидуальная, фронтальная, направленная на достижение общей цели, парная. Методы: словесный, наглядный, практический. |
Технологии | Использование ИКТ (презентация) Здоровье-сберегающие (построение урока с учётом возраста, физкультурная пауза, смена разных видов деятельности). Технология модульного обучения (частичная) – (работа по алгоритму, анализ своей деятельности, навык делового общения, работа в парах) Проблемно-поисковые. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Математика. 1 класс» (И. Моро), рабочая тетрадь, презентация |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, геометрические фигуры (квадраты и треугольники) снежинки (белые и голубые) ля рефлексии |
Этапы урока | Формы, методы приемы | Ожидаемый результат со стороны учеников | Вид и формы контроля |
1. Организационный момент (1 мин.) Добрый день ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные: положительное отношение к учению, правильная посадка за столом. | Индивидуальная проверка готовности к уроку. |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.) Отдохнуть вы все успели? А теперь пора за дело. Математика нас ждёт Начинаем устный счёт. - Ребята, а какое время года сейчас на улице? - Поднимите руки, а кто из вас любит играть зимой на улице? - Хорошо. А кто любит учиться? - Я предлагаю сегодня на уроке и учиться и играть. И к концу урока слепить снеговика. Согласны? |
2. Актуализация знаний и умений. (5 мин.) - Прежде че начнем лепить, давайте вспомним счет от 1 до 10 и обратно. - Решите примеры, которые находятся на снежках и из них слепим первый ком. На снежках записаны примеры: (слайд 2) 6 + 1 8 - 1 7 - 2 8 + 2 2 + 2 5 + 2 3 + 2 5 - 1 6 - 2 7 + 2 4 + 1 - Молодцы. Вот из снежков мы слепили первый ком. (слайд 3) - А задачи мы решать умеем? Приготовьте свои пальчики. 1. В класс вошла Марина, а за ней Ирина, а потом пришёл Игнат. Сколько стало всех ребят? (Как получили?) (3 ученика) 2. На плетень взлетел петух Повстречал ещё там двух Сколько стало петухов? У кого ответ готов? (Как записать решение?) (2 петуха) 3. Ёжик по лесочку шёл. На обед грибы нашёл 2 у березки, 1 у осинки Сколько их будет в плетёной корзинке? (Как узнали?) (3 гриба) Ребята оцените себя на данном этапе. Хорошо мы уже умеем прибавлять и вычитать числа 1 и 2. Можно нам двигаться дальше? (Ком 2, слайд 4) | Фронтальная словесная беседа | Регулятивные: прогнозирование (для чего всё повторяли) Личностные: осознавать ответственность за себя и товарищей (хочу узнать новое, потому что могу и есть для этого необходимые знания). Познавательные: развивать самостоятельность в осуществлении учебных задач. Рассуждения с опорой на изученные правила. | Фронтальная работа, закрепление полученных знаний на прошлых уроках. |
3. Создание проблемной ситуации (фиксация индивидуального затруднения). (4 мин.) Прочитаем примеры с доски. 3 + 2, 4 + 2, 8 + 2, 5 + 3 А кто умеет по-другому прочитать? (слагаемое 3, слагаемое 2, сумма равна 5 и т. д.) Что общего в этих примерах? (все примеры на сложение) | Наглядный метод Коллективная работа | Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий: Обмен мнениями, умение слушать других, оценивать правильность ответов детей. Коммуникативные УУД: проявляют готовность к выполнению поставленных задач Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | Умение устно поставить проблему и найти пути решения проблемы. Фронтальный. |
4. Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока. (3 мин.) Какой пример лишний? (5 + 3) Почему? (во всех примерах второе слагаемое 2, а в этом 3) Кто догадался чему будем учиться на уроке? (Сегодня на уроке мы научимся прибавлять и отнимать число 3). Правильно! Сегодня на уроке мы научимся прибавлять и отнимать число 3. Схема на экране □ + 3 □ - 3 (слайд 5) А, что мы можем рассказать про число 3? (однозначное) А из каких двух чисел можно получить число 3? (2 и 1, или 1 и 2) Хорошо. Молодцы! | Фронтальная работа Речевое развитие |
4. Открытие новых знаний. (8 мин.) 4.1. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация проекта Практическая работа (учитель работает с фигурами на доске) Итак, нам нужно к числу 5 прибавить 3. Мы еще не умеем прибавлять 3. Мы умеем прибавлять только 1 и 2. Как же вы предлагаете это сделать? (мы можем прибавлять 3 по частям). Задание 1: Положите 5 кругов. Справа положите 3 квадрата. Как можно прибавить 3 по частям? (сначала 1, потом еще 1, а потом еще 1). Как это можно записать? Запись на доске: 5 + 1 + 1 + 1 = 8 А еще как? (Положить сначала 2 квадрата, а потом 1). Запись на доске: 5 + 2 + 1 = 8 Еще есть способ? (есть, нужно сначала 1 палочку положить, а потом еще 2). Запись на доске: 5 + 1 + 2 = 8 Сделайте вывод: как можно прибавить число 3? (…+1+1+1, или …1+2, или …2+1). Задание 2: А теперь, нам необходимо из числа 5 вычесть 3. Положите 5 треугольников. Как будем вычитать? (Из 5 треугольников заберем 2, а потом 1) Как это запишем? Запись на доске: 5 – 2 – 1 = 2 Еще есть способ? (От 5 треугольников взять 1, а потом 2) Какое запишем выражение? Запись на доске: 5 – 1 – 2 = 2 Сделайте вывод: как можно вычесть число 3? (можно сначала вычесть по 1…-1-1-1, или …- 1 - 2, или …- 2 - 1). Да вы у меня просто молодцы! Какой способ более рациональный? (… + 2 + 1 или … + 1 + 2) | Наглядный метод Создание проблемной ситуации | Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, учебник, смысловое чтение. Регулятивные: Саморегуляция - мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового; Целеполагание - ставить учебные задачи, контролировать свои выводы с выводом эталона; Проговаривание своих действий, построение алгоритма. Логические: анализировать и сравнивать. Коммуникативные: уметь слушать товарища, контроль деятельности партнёра. | Развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий: Обмен мнениями, умение слушать других, оценивать правильность ответов детей. |
Физкультминутка. (2 мин.) ГОРКА (дети поднимают руки вверх), ЯМА (дети приседают), ДОРОГА (руки в стороны), ТРОПКА (руки перед собой). Пришли. | | Личностные УУД: повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся. Психологическая разрядка | |
5. Первичное закрепление изученного материала. Давайте посмотрим, как нам авторы учебника об этом рассказывают. 5.1 Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 104. - Рассмотрите выражения и рисунки к ним. Объясните, как прибавляли к 6 число 3. (К 6 прибавили 2, получилось 8, к 8 прибавили 1 получилось 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9.) (Если к 6 прибавить 1, получится 7, к 7 прибавить 2, получится 9. Значит, если к 6 прибавить 3, получится 9. Из 9 вычесть 3 (Если из 9 вычесть 2 получится 7, из 7 вычесть 1 получится 6. Значит из 9 вычесть 3 получится 6. Если из 9 вычесть 1 получится 8, из 8 вычесть 2 получится 6. Значит, из 9 вычесть 3 получится 6. Стр. 104, № 1 Работа в парах. Ребята сейчас вы будете работать в парах, каждый из вас объяснит соседу поп парте, как прибавить или вычесть число 3. 1 ряд – 1 столбик 2 ряд – 2 столбик 3 ряд – 3 столбик Стр. 104, № 2 (дети выполняют по цепочке письменно в тетради). - Что нужно сделать? Сформулируйте задание. (поставить знаки , ) - Как вы будите рассуждать? (7 + 2 = 9, 9 = 9, значит, ставим знак «равно») -Можем ли мы, не вычисляя сказать, какой знак нужно поставить во втором выражении? (если к тому же самому числу прибавить больше, получится больше, значит, ставим знак больше). | Работа в парах, по рядам | Формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных действий: Общение друг с другом, поиск правильных ответов, оценивать выполненную работу, уважительное отношение к другим ученикам | Индивидуальный контроль работы. Работа цепочкой с комментированием, работа по образцу. |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 мин.) Проверим, как же мы научились прибавлять и отнимать число3. (Проверка по эталону. Слайд 6) Карточка 1. 6 + 1 + 2 = 7 + 1 + 1 = 5 + 2 + 1 = 9 – 1 – 2 = Дети, а для чего мы научились прибавлять и отнимать число 3 (чтобы быстро считать) Где это нам пригодится? (при счете, в магазине) | Самостоятельная работа. Работа на карточках в парах. | Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку. | Самоконтроль. |
7. Включение в систему знаний. (4 мин.) Задача на экране. (слайд 7) Почитайте задачу. О чем говориться в задаче? (о клубнике) Сколько было ягод? (7) Что сказано про ягоду? (стало на 3 меньше) Каким действием будем решать задачу? (вычитанием) Запишите решение задачи и ответ. 7 – 3 = 4 (яг.) Ответ: 4 яг. Задача на экране. (слайд 8) Почитайте задачу. О чем говориться в задаче? (о желудях) Сколько было желудей? (4) Что сказано про желуди? (стало на 3 больше) Каким действием будем решать задачу? (сложением) Запишите решение задачи и ответ. 4 + 3 = 7 (ж.) Ответ: 7 ж. | Коллективная работа Самостоятельная работа | Предметные: в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов. Отрабатывать навык записи задачи в тетради. | Комбинированный контроль, самоконтроль. |
8. Подведение итогов урока. (2 мин.) Мы на уроке не только изучали новую тему, но и слепили снеговика. (Ком 3. Слайд 9) Чему научились на уроке? (прибавлять и вычитать число 3 разными способами) Как можно прибавить и вычесть число 3? 9. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.) Если вы хорошо научились это делать возьмите белую снежинку, а если ещё ошибаетесь тогда синюю и обсыплем снеговика. Он будет очень рад. - Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! | Фронтальная работа Речевое развитие | Регулятивные: Уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя. Коммуникативные: Контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли | Самостоятельно себя оценивают при помощи снежинок. |