СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии по теме "Гидролиз солей"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Гидролиз солей"»

Предмет: Химия Класс: 9

Дата:

Учитель: Фролова А.М.

Урок № 14

Тема урока: Гидролиз солей

Цель: сформировать у обучающихся понятия гидролиза солей, выстраивание классификации солей по продуктам реакции гидролиза. Научить экспериментально, подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты.

Тип урока: урок усвоение новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

Предметные: обучающиеся узнают основные понятия (гидролиз), классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, практическое значение гидролиза в природе и жизни человека; обучающиеся научатся записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказывать и объяснять изменение среды раствора; уметь проводить химический эксперимент, работать с таблицами.

Метапредметные: организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Формирование УУД:

-регулятивные - организация учебной деятельности - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль;

-познавательные - логические действия, действия постановки и решения проблемы;

-коммуникативные - организация коллективного обсуждения проблемы, организация работы в паре.

Формы работы: коллективная, работа в парах.

Оборудование: растворы солей, индикаторы, химическая посуда, учебник, таблица растворимости.

Этапы урока

1.Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Зарядка (т.к. первый урок). Психологический настрой учащихся на урок (зачитывают цитату недели). (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Фронтальный опрос:

1.Что называется электролитической диссоциацией?

2.Что представляют собой электролиты? Примеры.

3. Какие реакции называют ионными?

4. Каковы условия протекания ионных реакций до конца?

3. Постановка целей и задач урока.

Какие цели ставим на уроке? Что необходимо для достижения цели? (1 мин)

4. Мотивация. (4 мин)

Проведение эксперимента. Изменение окраски индикатора (NaOH + фенолфталеин + HCl). Повторяем правила ТБ при работе с кислотами и щелочами.

Вывод: изменение окраски индикатора вследствие изменения кислотности среды. В результате реакции нейтрализации образуются соли.

Вопрос к учащимся. Какую окраску индикаторы будут иметь в растворах солей.

Постановка проблемы. Всегда ли растворы солей имеют нейтральную среду?

Выполнение эксперимента:

  1. Исследуйте растворы хлорида натрия, карбоната натрия и хлорида алюминия при помощи универсального индикатора.

  2. Исследуйте растворы хлорида натрия, карбоната натрия и хлорида алюминия при помощи индикатора метилового оранжевого.

Что наблюдаете? Объясните причины наблюдений.

Результаты эксперимента занести в таблицу (Приложение 1). Таблица заполняется постепенно в течение урока.

Почему в одном случае индикатор меняет цвет, а в другом нет?

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений?

Что кроме соли ещё присутствует в растворе? Вода вступает в реакцию с солями, она их разлагает.

5. Восприятие и усвоение новых знаний. (20 мин)

Вот и пришли мы с вами к изучаемой на этом уроке теме. Запишите тему урока.

Открываем учебник на с.38, находим определение. Зачитываем, записываем в тетрадь.

Гидролизом называется взаимодействие ионов соли с водой с образованием малодиссоциирующих электролитов.

Определите, какими кислотами и основаниями образованы соли NаСl, Nа2СО3, АlCl3. Сделайте вывод.

Вывод: гидролизу подвергаются соли образованные сильным основанием и слабой кислотой или сильной кислотой и слабым основанием. Избыток ионов Н+ - кислотная среда. Избыток ионов ОН - - щелочная среда. Если концентрации ионов водорода Н+ и гидроксид-ионов ОН - одинаковы – нейтральная среда.

……………………………………………………………………………………………………….

1.Пример: (слабая кислота и сильное основание).

Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32– ; Н2O ↔ Н+ + ОН

Краткое ионно-молекулярное уравнение: СO32– + НOН ↔ НСO3 + ОН ОН- Н+ среда щелочная

По результатам обсуждения проведенного исследования учащиеся делают общий вывод, который записывают в тетрадь:

Вывод: Соль сильного основания и слабой кислоты при гидролизе даёт в растворе гидроксид ионы (ОН -). Реакция идёт по аниону

……………………………………………………………………………………………………………

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Упражнение. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре» - выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4 раза в среднем темпе.

………………………………………………………………………………………………………….

2) Пример: (слабое основание и сильная кислота)

АlCl3 Аl3+ + 3Cl ; Н2O ↔ Н+ + ОН

Краткое ионно-молекулярное уравнение: Аl3+ + НОН  Н+ + Аl ОН 2+; Н+ ОН - = среда кислая

Вывод: Соль слабого основания и сильной кислоты при гидролизе даёт в растворе ионы водорода (Н+). Реакция идёт по катиону.

……………………………………………………………………………………………………………..

3) Рассмотрим гидролиз соли образованной сильной кислотой и сильным основанием (NаCl).

См. табл. 6 с.39. Почему реакции не происходит?

Ученики делают вывод: Соли образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.

6. Проверка полученных знаний. (10 мин)

Задание: Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:

сульфита натрия Nа2SO3 щелочная среда

нитрата меди (II) Cu(NO3)2 кислая среда

сульфат калия К2SO4 нейтральная среда

Тест с последующей взаимопроверкой.

1.В чистой воде среда нейтральная (да)

2.Раствор соляной кислоты – слабый электролит (нет)

3.Соль Na2CO3 образована сильным основанием и слабой кислотой (да)

4.Соль AlCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой (да)

5.Водный раствор соли NaCl имеет кислую среду (нет)

6.Водный раствор соли K2SO4 имеет нейтральную среду (да)

7.Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет кислую среду (да)

8.Соль KNO3 подвергается необратимому гидролизу с выпадением осадка (нет)

9.Раствор соли K2CO3 при действии фенолфталеина остается бесцветным (нет)



7. Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок. (3 мин)


8. Сообщение домашнего задания. (1 мин)

Проработать параграф 10 с.38-40, выполнить №2 с.40. Дополнительно: Приготовить презентации- сообщения по темам «Роль гидролиза в повседневной жизни человека».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!