2. Вводно-мотивационный | 2 | Какую роль играла Церковь в жизни средневекового общества? Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман? Почему в истории важно изучать отношения власти и Церкви? Как складывались отношения Церкви с российской властью? Что изменилось в XVI в.? | Раскрывают роль Церкви в средне- вековом обществе. Дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений. | Беседа | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
3. Актуализация знаний | 7 | Учитель: В 16 веке сложилось единое централизованное Российское государство. РПЦ способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель, участвовала в разработке идеологии самодержавия. Церковь стремилась воздействовать на государственную политику, а царская власть желала установить единовластие, подчинить церковь своему государству. Как складывались отношения церкви и государства? Эти и другие вопросы мы обсудим на уроке. Что такое конфессия? Что такое ересь? Как поступали с еретиками в средневековой Европе? Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Почему РПЦ по сравнению с другими конфессиями играла в истории Российского государства ведущую роль? | Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы. Применяют ранее полученные знания. Дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений. Излагают выводы и аргументируют их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя. | Беседа. Работа с источником | Работа с материалами учебника для самостоятельного изучения. Беседа |
4. Изучение нового материала | 20 | Учитель: Работа с первым пунктом параграфа: Духовенств и миряне. Объясните своими словами смысл терминов: митрополит, епархия, архиерей. Сравните с определением, данным в словаре. Ответь на вопросы: Какую роль играл храм в жизни русских людей? Кто учил детей грамоте? Кто избирал священника? Учитель: переходим к следующему пункту: Иосифляне и нестяжатели. В 15-16 веках церковь стала обладателем больших земель. Государство предпринимало попытки изъять церковные земли. Однако в самой церковной среде духовенства возник спор о праве церкви владеть земельным угодьями. Работа с текстом, заполнение таблицы: «Иосифляне и нестяжатели» (Приложение 1). Учитель: Как вы думаете, почему Иван 3 поддерживал нестяжателей, а Иван 4- иосифлян? Учитель: Переходим к третьему пункту нашего плана: Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. Стараясь укрепить «истинную веру», церковь вела упорную борьбу против пережитков язычества, а также разнообразных еретических учений. Разделитесь на 2 группы. Работа с п.3. Ответьте на поставленные вопросы: 1группа: Какую опасность увидела церковь в действиях и размышлениях Матвея Башкина? В чём заключалось его вольнодумство? 2 группа: Какую опасность усмотрела церковь в действиях и размышлениях Феодосия Косого? В чём заключалось его вольнодумство? Учитель: переходим к 4 пункту «Церковь и государство». Рассказ учителя. Ответьте на вопрос: почему для светской власти была важна поддержка церкви? | Работают с первым пунктом параграфа. Объясняют смысл используемых в тексте терминов. Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Систематизируют информацию учебника (в форме таблицы). Работают в группах, отвечают на поставленные вопросы. Выражать собственное отношение к поступкам людей, их взглядам с позиции гуманистических ценностей. Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос. | Беседа. Работа с учебником Индивидуальная работа Групповая работа Дискуссия | Устные ответы. Проверка таблицы |
5. Первичное закрепление изученного | 6 | Учитель: Каковы были главные решения церковных соборов, проходивших в 1547, 1549, 1551 гг.? О чём свидетельствовало изменение титула главы Русской православной церкви? Дайте оценку деятельности митрополитов Филиппа и Макария. Какие человеческие качества, поступки позволяют считать этих людей выдающимися? Собор 1553 г. рассматривал вопрос о «злой ереси» Матвея Башкина и Феодосия Косого. В чём состояло их «вольнодумство»? | Отвечают на поставленные вопросы. Раскрывают значение деятельности социальных институтов. Дают характеристику и оценивают итоги деятельности, раскрывают личностные качества исторического деятеля. Выражают собственное отношение к поступкам людей, их взглядам с позиции гуманистических ценностей. | Фронтальная работа | Характеристика деятельности человека, его личностных качеств. Беседа |
V. Подведение итогов урока. | 7 | Учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы: 1.Какую роль играл приходской храм для округи? 2. Что составляло основу экономического могущества церкви? 3. В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор? 4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви? Учитель: Подведём итоги нашей работы. Предлагаю оценить изученный материал, используя знаки (Приложение 2) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают результаты своей учеб- ной деятельности. | Фронтальная работа | Оценивание учащихся за работу на уроке. |
7.Организация изучения домашнего задания | 2 | Параграф 12, вопросы после параграфа устно. Выучит термины, даты. Выполнить задание (на выбор) в разделе: «Думаем, сравниваем, размышляем». | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная работа | |