СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. История России 7 класс. Тема: "Церковь и государство в 16 веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России. Тема: "Церковь и государтво в 16 веке"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. История России 7 класс. Тема: "Церковь и государство в 16 веке"»

Технологическая карта урока истории

Тема урока

Церковь и государство в XVI в

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Познакомить с ролью церкви в жизни российского общества в 16 веке, её взаимоотношения с властью.

Задачи урока

На основе работы с текстом учебника, определить роль приходского храма для округи; основу экономического могущества церкви; суть спора между иосифлянами и нестяжателями. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Образовательные ресурсы

Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией академика РАН А.В. Торкунова. История России 7 класс. Часть 1., Москва., Просвещение., 2017 год.

План урока

1) Духовенство и миряне. 3) Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

2) Иосифляне и нестяжатели. 4) Церковь и государство

Личностно значимая проблема

Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества.

Формы: работа в группе, фронтальная.

Основные понятия

Миряне. Приходской храм. Епархии. Митрополит. Архиерей. Патриархия. Церковный собор. Иосифляне и нестяжатели. Ереси. Основные даты 1551 г. — Стоглавый собор. 1584 г. — отмена церковных и монастырских тарханов. 1589 г. — назначение патриархом Иова

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Давать определения понятия архиерей; описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; высказывать суждения о важности для светской власти её поддержки церковью; сравнивать интересы церкви и государства. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; составлять и заполнять таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: владеть общим приёмом решения учебных задач; выделять обобщённый смысл и формальную структуру ученой задачи

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой. .Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока




Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Формы

контроля

1.Организационный

1

Приветствует учащихся, создаёт позитивный настрой на работу.

Приветствуют учителя. Настраиваются на продуктивную работу на уроке.



2.

Вводно-мотивационный

2

Какую роль играла Церковь в жизни средневекового общества? Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман? Почему в

истории важно изучать отношения власти и Церкви?

Как складывались отношения Церкви с российской властью? Что изменилось в XVI в.?

Раскрывают роль Церкви в средне-

вековом обществе.

Дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.


Беседа

Включение в учебный процесс Постановка учеб-

ной задачи урока

3.

Актуализация

знаний

7

Учитель: В 16 веке сложилось единое централизованное Российское государство. РПЦ способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель, участвовала в разработке идеологии самодержавия. Церковь стремилась воздействовать на государственную политику, а царская власть желала установить единовластие, подчинить церковь своему государству. Как складывались отношения церкви и государства? Эти и другие вопросы мы обсудим на уроке.

Что такое конфессия? Что такое ересь? Как поступали с еретиками в средневековой Европе?

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Почему РПЦ по сравнению с другими конфессиями играла в истории Российского государства ведущую роль?

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

Применяют ранее полученные знания.

Дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

Излагают выводы и аргументируют их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя.

Беседа. Работа с источником

Работа с материалами учебника

для самостоятельного изучения.

Беседа

4.

Изучение

нового

материала



20

Учитель: Работа с первым пунктом параграфа: Духовенств и миряне.

Объясните своими словами смысл терминов: митрополит, епархия, архиерей. Сравните с определением, данным в словаре.

Ответь на вопросы: Какую роль играл храм в жизни русских людей? Кто учил детей грамоте? Кто избирал священника?


Учитель: переходим к следующему пункту: Иосифляне и нестяжатели.

В 15-16 веках церковь стала обладателем больших земель.

Государство предпринимало попытки изъять церковные земли. Однако в самой церковной среде духовенства возник спор о праве церкви владеть земельным угодьями.

Работа с текстом, заполнение таблицы: «Иосифляне и нестяжатели» (Приложение 1).

Учитель: Как вы думаете, почему Иван 3 поддерживал нестяжателей, а Иван 4- иосифлян?

Учитель: Переходим к третьему пункту нашего плана: Ереси Матвея Башкина

и Феодосия Косого.

Стараясь укрепить «истинную веру», церковь вела упорную борьбу против пережитков язычества, а также разнообразных еретических учений.

Разделитесь на 2 группы. Работа с п.3. Ответьте на поставленные вопросы:

1группа: Какую опасность увидела церковь в действиях и размышлениях Матвея Башкина? В чём заключалось его вольнодумство?

2 группа: Какую опасность усмотрела церковь в действиях и размышлениях Феодосия Косого? В чём заключалось его вольнодумство?

Учитель: переходим к 4 пункту «Церковь и государство». Рассказ учителя.

Ответьте на вопрос: почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Работают с первым пунктом параграфа. Объясняют смысл используемых в

тексте терминов.




Отвечают на поставленные вопросы.















Отвечают на вопросы учителя.

Систематизируют информацию учебника (в форме таблицы).










Работают в группах, отвечают на поставленные вопросы.




Выражать собственное отношение к поступкам людей, их взглядам с

позиции гуманистических ценностей.


Слушают учителя, отвечают на поставленный вопрос.

Беседа.






Работа с учебником















Индивидуальная работа











Групповая работа








Дискуссия

Устные

ответы.













Проверка таблицы



5. Первичное закрепление изученного

6

Учитель: Каковы были главные решения церковных соборов, проходивших в 1547, 1549, 1551 гг.?

О чём свидетельствовало изменение титула главы Русской православной церкви? Дайте оценку деятельности митрополитов Филиппа и Макария. Какие человеческие качества, поступки позволяют считать этих людей выдающимися? Собор 1553 г. рассматривал вопрос о «злой ереси» Матвея Башкина и Феодосия Косого. В чём состояло их «вольнодумство»?


Отвечают на поставленные вопросы. Раскрывают значение деятельности социальных институтов. Дают характеристику и оценивают итоги деятельности, раскрывают личностные качества исторического деятеля.

Выражают собственное отношение к поступкам людей, их взглядам с

позиции гуманистических ценностей.


Фронтальная работа

Характеристика

деятельности человека, его личностных качеств.

Беседа

V. Подведение итогов урока.

7

Учитель просит учащихся ответить на следующие вопросы:

1.Какую роль играл приходской храм для округи? 2. Что составляло основу экономического могущества церкви? 3. В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор? 4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Учитель: Подведём итоги нашей работы. Предлагаю оценить изученный материал, используя знаки (Приложение 2)


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают результаты своей учеб-

ной деятельности.


Фронтальная работа


Оценивание учащихся за работу на уроке.

7.Организация изучения домашнего задания

2

Параграф 12, вопросы после параграфа устно. Выучит термины, даты. Выполнить задание (на выбор) в разделе: «Думаем, сравниваем, размышляем».

Записывают домашнее задание.


Индивидуальная работа




Приложение № 1

Таблица «Нестяжатели и иосифляне»


Критерии для сравнения


Нестяжатели

Иосифляне

Идейный лидер


Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Последователи


Максим Грек

Вассиан


Вопрос о земле


Церковь не должна вести хозяйственную деятельность, поэтому земля ей не нужна.

Церковь должна иметь обширны земли и богатства, чтобы успешно распространять веру и иметь влияние.

Взаимоотношения с властью


Невмешательство церкви в дела государства и государства в дела церкви.

Глава церкви выше князя (равен ему).

Отношение к еретикам


Выступали против казни еретиков.

Еретиков необходимо казнить.


Приложение № 2

v- новая интересная информация

! - я думал иначе

? -эта информация меня удивила

Х - эта информация мне не интересна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!