I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните два мнения. 1 2 – Считается, что жизнь на Земле зародилась в океане. – Однако сейчас основная толща вод Мирового океана почти безжизненна. 2. – Какой вопрос у вас возникает? 1 3. – Почему основная толща вод Мирового океана почти безжизненна? 4. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 5. – Какие водные объекты выделяют на Земле? 1 – Какие из них относятся к водам суши, а какие – к Мировому океану? 1 – Кто живёт в воде, кроме рыб? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Какие среды заселяют живые организмы? 1 – Сравните водную, наземную, подземную и воздушную среды жизни. (Критерии для сравнения: плотность, количество света, влажность, температура.) 1 4 – Какая среда жизни более благоприятна для живых организмов? 1 2. – Используя текст на с. 157, определите, на какие группы делят водных обитателей. 2 4 – Каково соотношение разных организмов в океане и на суше? Для ответа используйте рис. 166 на с. 157. 2 4 – Выполните задание 4 на с. 160. 1 3. – Как водные обитатели приспособлены к особенностям водной среды? 1 2 Заполните таблицу. 3 4 Особенности водной среды | Приспособления | Распространение света | | Амплитуда температур | | Солёность | | Количество кислорода | | 4. – Как изменяется состав и количество организмов с глубиной и с широтой? 1 5. – Используя рис. 167 на с. 158, определите, на какие группы можно распределить организмы по мере увеличения глубины? 2 – Какие организмы для них характерны? 2 Заполните схему. 3 4 Водные организмы Планктон Нектон Бентос ____________ ____________________ _____________ 6. – Выскажите свою точку зрения по вопросу, можно ли считать воду связующим звеном между неживой и живой природой. Приведите аргументы. 1 2 3 7. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |