Тема урока: « Внутренние воды Африки. Реки Африки».
Слайд№1
Оборудование: Карты Африки - физическая, климатическая. Географические атласы 7 класса, раздаточные материалы: маршрутные листы с заданиями (Приложением 1, 2), смайлик, презентация к уроку , интерактивная доска, проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
–Здравствуйте ребята! Садитесь. Открыли тетрадь, записали сегодняшнее число Тема нашего урока – «Внутренние воды Африки. Реки Африки».
Слайд№1- заставка темы урока «Внутренние воды Африки. Реки Африки».
Для создания положительного настроя на изучение темы предлагаю посмотреть Слайдфильм.
Ребята, как вы думаете, какую цель мы сегодня должны достичь?
Слайд№2
Цель урока:
-Изучить особенности внутренних вод материка.
А какие задачи необходимо решить нам для достижения этой темы?
Слайд№3
Задачи урока:
-
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки- реками Африки;
Сформировать у учащихся представление об особенностях рек Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки;
Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, с учебником и приложениями, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.
2. Этап усвоения новых знаний.
Игра «Лови ошибку».
- Ребята, мной при составлении презентации была умышленно допущена ошибка. Тот, кто
её найдёт, получит заслуженные 5 баллов! (Для этого нужно быть внимательным при просмотре презентации и работе с учебником.)
По общему объему годового стока 5390 м. Африка уступает Азии и Южной Америке.
По площади бассейнов, длине, объему стока многие реки Африки относятся к числу крупнейших в мире.
? Давайте вспомним, какие бывают виды внутренних вод? Заполним схему в маршрутных листах.
Слайд№4
ВИДЫ ВНУТРЕННИХ ВОД
подземные воды болота ледники озёра водопады реки
Слайд№5 «Климат- отец вод». Говорил Н.И. Вернадский.
? Ребята, как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат материка?.
Слайд№6 физ. карта Африки и климатическая.
- Какой вывод можно сделать, сравнивая и анализируя эти карты?
Слайд№7 ? Определите по карте , к бассейнам каких океанов относятся реки Африки?
Ответ: Атлантического и Индийского. Правильно.
-Но, есть и такие, которые имеют сток во внутренние части материка. Это реки внутреннего стока материка.
Пример: реки пустыни Сахара.
Задание:- Приведите примеры (один ряд проводит примеры рек Индийского океана, второй Атлантического , третий бессточного бассейна). При этом учащиеся заполняют в маршрутных листах следующую схему.
Бассейны океанов
Индийский океан Атлантический океан Бессточный бассейн
примеры примеры примеры
Слайд№8- Проверим примеры.
Задание: Слайд№9- Ребята сравните физическую и климатическую карту и установите :
?- В каких климатических поясах Африки наибольшая густота речной сети, а в какой наименьшая? Почему?
?- А как вы думаете, какой тип питания наиболее характерен для рек Африки?
Слайд№10 – Как это может влиять на режим рек Африки?
Слайд№11
Задание: - Поработаем с картой. Найдите наиболее крупные реки Африки. Давайте проведём виртуальную экскурсию по материку.
Слайд№12 (карта рек).
Задание:- Название основных рек нанесите на контурную карту.
-Внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка:
Слайд№13,14 (использование рек и озёр).
Задание: При просмотре следующих страниц презентации запишите в тетрадь САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ…- своего рода рекорды Африки характерные для внутренних вод .
Презентации детей по теме: « Реки Африки».
Слайд№15(Нил) - презентацию подготовила Богатырёва Римма.
Слайд№16 (Конго) - презентацию подготовила Хацимова Фатима.
Слайд№17 (Нигер)- презентацию подготовила Желихажева Истелла.
Слайд№18, 19 (Замбези)
-Познакомимся также с озёрами материка.
Слайд№20(Озёра Африки).
Слайд№21(оз. Виктория).
Слайд№22(оз. Танганьика и Ньяса).
Слайд№23(оз. Чад).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-А сейчас выполним практическую часть урока.
В тетради запишем тему
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
Название реки | Исток | Устье | Основное направление | Питание | Режим питания |
1 парта Конго | Ю-В Заира | АО | На запад | Дождевое | Полноводна круглый год |
2 парта Нил | Два истока | Средиземное море | На север | Дождевое и подземное | Транзитная(режим меняется в зависимости от ГП и климата) |
3 парта Замбези | 11с.ш., 24в.д. | Мозамбикский пролив | На восток | Дождевое | Летнее половодье |
Лимпопо | Высокий Велд | ИО | На восток | Дождевое | Летнее половодье |
Оранжевая | | | | | |
« Характеристика внутренних вод Африки»
Слайд№24 Характеристика рек Африки
Задание: Перечертите таблицу в тетрадь, заполните её. Для выполнения работы используйте учебник п.27, приложение стр.-312, атлас.
Поработаем группами. Каждая группа описывает одну реку, затем обменяемся информацией.
? – Какой вывод мы можем сделать?
Выводы: 1) Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу. 2) Реки Африки полноводны, порожисты, основной тип питания дождевой.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Проверим как усвоен материал, достигли ли мы цели поставленной в начале урока?
Слайд№25 - А сейчас ответьте на вопросы:
Слайд№26 - Продолжите фразу:
Сегодня на уроке мне запомнилось……
Больше всего мне понравилось…..
Сегодня я смог (смогла)….
VIII. Информирование учащихся о домашнем задании.
Слайд№27,28
Д/З п.27, к/к – нанести реки и озёра (знать номенклатуру).
Дополнительное задание: подготовить сообщение или презентацию об внутренних водах Африки.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК:- лист.
Слайд№29
- Урок закончен. Спасибо за работу.
- Решим задачку!
Слайд№30
Ответ - Слайд№31
Самоанализ
Открытого урока по географии в 7 классе по теме
«Внутренние воды Африки. Реки Африки».
учителя МОУ СОШ СП Нижний Курп.
Класс-7
Тема: «Внутренние воды Африки. Реки Африка»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Этапы урока и дидактические задачи на этих этапах.
1 этап - Организационный. Цель этого этапа - подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.
2 этап- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа- организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.
3 этап-Усвоение новых знаний и умений по теме « Реки Африки». Первичное обобщение новых знаний по теме. Заполнение опорного конспекта в виде маршрутного листа.
4этап-Выполнение заданий опережающего характера.
5 этап- закрепление. Проведение практической работы: « Характеристика рек Африки: Нил, Конго, Нигер, Замбези.»
6 этап- этап контроля понимания учащимися нового материала.
7 этап- информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.
8 этап- подведение итогов урока.
Распределение времени на уроке:
Этапы урока | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Время проведения. | 2 минуты | 2 минут | 17минуты | 8 минут | 6 минут | 5 минут | 2 минуты | 3 минуты |
Описание урока.
Проводимый урок является пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.
Этот урок преследует цели знакомства с особенностями внутренних вод, в частности, рек материка Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим материалом.
На уроке предполагается использование следующих методов работы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемно-поисковый;
- словесный;
- метод самостоятельной работы;
- метод контроля и самоконтроля;
- исследовательский.
Приемов работы:
- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;
- работа со статистическим материалом;
- работа с картами;
- выполнение заданий опережающего типа;
- заполнение опорного конспекта.
Урок на тему «Внутренние воды Африки. Реки Африка» является четвёртым уроком в теме «Материк Африка».
На этом уроке ученики получают первоначальные сведения о внутренних водах материка и получают базу для дальнейшего изучения.
Класс состоит из 15 учеников: 7 девочек и 8 мальчик. Трое девочек – стремятся к знаниям, интересуются материалом в рамках больших, чем заложено в программе, умеют применять ранее полученные знания, активно работают на уроках, старательные и прилежные ученицы. Остальные тоже стремятся за девочками , данная тема соответствует возрастным особенностям семиклассников. Ребята ответственно подошли к подготовке урока . Но бывают невнимательны, торопливы, в то же время активно работают на уроке, стремятся к хорошим оценкам, но некоторым порой не хватает усидчивости и внимания . В этом классе работать приятно, с ними всегда интересно, ученики охотно отзываются на любой вид деятельности.
Целью этого урока было:
Углубить знания учащихся об Африке, вызвать интерес к изучению этого удивительного материка, а также изучить особенности внутренних вод Африки.
Данная цель решалась через задачи.
Задачи урока:
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки- реками Африки;
Сформировать у учащихся представление об особенностях рек Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки;
Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, с учебником и приложениями, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.
Я считаю, что цель, поставленная мною на уроке, была достигнута.
Отбор содержания был построен таким образом, чтобы дать представление о внутренних водах Африки, влияние рек на климат и рельеф материка.
Для этого ведется работа по формированию учебных навыков и умений:
работа с книгой;
работа с различными видами карт;
развитие устной и письменной речи учащихся;
самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
самостоятельная работа.
При планировании были выбраны следующие формы и методы обучения в соответствии с целью урока:
Формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная);
Методы и приемы обучения (словесный, работа с картой, работа в тетрадях и маршрутных листах, работа с текстом, визуальный, работа с контурной картой, работа с презентацией).
Главным этапом урока было «Изучение нового материала», который состоял из нескольких пунктов:
Работа с настенной картой;
Работа с текстом учебника;
Работа с интерактивной доской.
Я считаю, что время было распределено рационально, урок проводился в высоком темпе, был выполнен большой объем работы. Из-за того, что этапов работы я запланировала много, материала над которым необходимо было поработать, так же оказалось достаточно, интервалов времени на каждый из них было предложено мало, и урок должен был проводиться динамично. Связки между этапами было логичными. При планировании было предусмотрено, чтобы все части урока были взаимосвязаны и работали на главный этап.
Как же я связала все этапы урока?
Этап мотивация: просмотр презентации с музыкальным сопровождением о материке Африка – заинтересовать в изучении материала;
Первичное закрепление: выявление первичных знаний по теме;
Закрепление: закрепление полученных знаний на практике;
Выходной контроль: выявление уровня усвоения новой темы.
При планировании урока я провела отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями и были использованы: учебник, маршрутный лист, контурная карта, тетрадь, атлас, интерактивная доска, настенная карта «Физическая карта материка Африка», «Физическая карта Мира», презентация с музыкальным сопровождением.
К сожалению , на уроках географии не всегда используются компьютер, интерактивная доска, но всегда пользуюсь различными видами карт и другими наглядными средствами для оптимизации учебно-воспитательного процесса.
На уроке использовался дифференцированный подход в обучении: ученикам давались задания различной степени сложности, как при ответе на устные вопросы, при работе с картой, так и при работе с электронным учебников на интерактивной доске, с учетом психолого-педагогической характеристикой класса.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков организован на следующих этапах уроков:
Входной контроль: цель – выявление знаний учащихся на начало урока. Ученики отвечают на вопросы поставленные учителем (ответы устные на вопросы). Форма работы – фронтальная, метод – словесный.
Первичное закрепление изученного материала (работа с контурной картой): цель – выявление уровня первичных знаний после изучения теоретического материала. Учитель осуществляет контроль за выполнением работы в картах. Учащиеся, выполняют работу в контурных картах. Форма работы – индивидуальная.
Закрепление изученного материала (практическая работа в электронном учебнике на интерактивной доске): цель – закрепление полученных знаний на практике. Учитель контролирует работу учеников у интерактивной доски. Ученики по очереди выходят к интерактивной доске и поясняют свои ответы. Форма работы – групповая.
Выходной контроль: цель – выявление уровня усвоения темы. Групповая работа - задания на интерактивной доски. Учащиеся выполняют задания (контроль), учитель контролирует, корректирует.
В процессе контроля осуществляется необходимая коррекция знаний учащихся.
Так как в классе 15 учеников, то в процессе обучения я спрашиваю всех и проверяю их деятельность на каждом этапе работы.
На уроке была здоровая рабочая атмосфера, благоприятный климат. Старалась воспитывать каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой.
Домашнее задание было объяснено, целью его являлось закрепление «изученного» на уроке. Ученики записали домашнее задание в дневник.
В конце урока ученики заполнили анкету по рефлексии. Получились следующие результаты:
1.Что мне запомнилось на уроке ….
2.Что мне понравилось на уроке ….
3.Что я смог (смогла) на уроке….
Рефлексия «Смайлики» - показали, как ученики оценили урок , положили розовые смайлики. В связи с этим, считаю, что цель, поставленная на уроке, реализована через поставленные задачи.
Перспективами своей деятельности считаю: продолжение формирования навыков работы с картами, т.к. считаю данный вид деятельности обязательным на уроках географии. Внедрение и дальнейшее использование ИКТ на уроках географии .