СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по Африке

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Внутренние воды Африки. Реки Африки».

 

Слайд№1

 

Оборудование: Карты Африки - физическая, климатическая. Географические  атласы 7 класса, раздаточные материалы: маршрутные листы с заданиями (Приложением 1, 2), смайлик, презентация к уроку , интерактивная доска, проектор.

 

                                                     Ход урока.

 Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Открыли тетрадь, записали сегодняшнее число Тема нашего урока – «Внутренние воды Африки. Реки Африки».

Слайд№1- заставка темы урока «Внутренние воды Африки. Реки Африки».

 

Для создания положительного настроя на изучение темы предлагаю посмотреть Слайдфильм.

Ребята,  как вы думаете, какую цель мы сегодня должны достичь?

Слайд№2

Цель урока:

-Изучить особенности внутренних вод материка.

А какие задачи необходимо решить нам для достижения этой темы?

Слайд№3

Задачи урока:

-

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
  2. Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки- реками Африки;
  3. Сформировать у учащихся представление об особенностях рек Африки:  характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки;
  4. Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, с учебником и приложениями,  умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

 

2. Этап усвоения новых знаний.

                                             Игра «Лови ошибку».

- Ребята, мной при составлении презентации была умышленно допущена ошибка. Тот, кто

её найдёт, получит заслуженные 5 баллов! (Для этого нужно быть внимательным при просмотре презентации и работе с учебником.)

 

По общему объему годового стока 5390 м. Африка уступает Азии и Южной Америке.

По площади бассейнов, длине, объему стока многие реки Африки относятся к числу крупнейших в мире.

? Давайте вспомним, какие бывают виды внутренних вод? Заполним схему в маршрутных листах.

Слайд№4

                                  ВИДЫ ВНУТРЕННИХ ВОД

 

подземные воды        болота          ледники       озёра       водопады           реки

 

Слайд№5  «Климат- отец вод». Говорил Н.И. Вернадский.

? Ребята, как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат материка?.

Слайд№6 физ. карта Африки и климатическая. 

- Какой вывод можно сделать, сравнивая и анализируя эти карты?

Слайд№7 ? Определите по карте , к бассейнам каких океанов относятся реки Африки?

Ответ: Атлантического и Индийского. Правильно.

-Но, есть и такие,  которые имеют сток во внутренние части материка. Это реки внутреннего стока материка.

Пример: реки пустыни Сахара.

Задание:- Приведите примеры (один ряд проводит примеры рек Индийского океана,   второй Атлантического , третий бессточного бассейна). При этом учащиеся заполняют в маршрутных листах следующую схему.

                                              Бассейны океанов

 

Индийский океан              Атлантический океан                  Бессточный бассейн

        примеры                              примеры                                             примеры

Слайд№8- Проверим примеры.

Задание: Слайд№9- Ребята сравните физическую и климатическую карту и установите :

?- В каких климатических поясах Африки наибольшая густота речной сети, а в какой наименьшая? Почему?

?- А как вы думаете, какой тип питания  наиболее характерен для рек Африки?

Слайд№10 – Как это может влиять на режим рек Африки?

Слайд№11

Задание: - Поработаем с картой. Найдите наиболее крупные реки Африки. Давайте проведём  виртуальную экскурсию по материку.

Слайд№12 (карта рек).

Задание:- Название основных рек нанесите на контурную карту.

-Внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка:

Слайд№13,14 (использование рек и озёр).

 

Задание: При просмотре следующих страниц презентации запишите в тетрадь САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ…- своего рода рекорды Африки характерные для внутренних вод .

 

                    Презентации детей по теме: « Реки Африки».

Слайд№15(Нил) - презентацию подготовила Богатырёва  Римма.

Слайд№16 (Конго) - презентацию подготовила Хацимова  Фатима.

Слайд№17 (Нигер)- презентацию подготовила Желихажева  Истелла.

Слайд№18, 19 (Замбези)

 

-Познакомимся также с озёрами материка.

Слайд№20(Озёра Африки).

Слайд№21(оз. Виктория).

Слайд№22(оз. Танганьика и Ньяса).

Слайд№23(оз. Чад).

 

                                      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А сейчас выполним практическую часть урока.

В тетради запишем тему

                                         

 

                                     ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

 

Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим питания

1 парта Конго

Ю-В Заира

АО

На запад

Дождевое

Полноводна круглый год

2 парта  Нил

Два истока

Средиземное море

На север

Дождевое и подземное

Транзитная(режим меняется в зависимости от ГП и климата)

3 парта     Замбези

11с.ш., 24в.д.

Мозамбикский пролив

На восток

Дождевое

Летнее половодье

Лимпопо

Высокий Велд

ИО

На восток

Дождевое

Летнее половодье

Оранжевая

 

 

 

 

 

             

                     « Характеристика внутренних вод Африки»

Слайд№24 Характеристика рек Африки

Задание: Перечертите таблицу в тетрадь, заполните её. Для выполнения работы используйте учебник п.27, приложение стр.-312, атлас.

Поработаем группами. Каждая группа описывает одну реку, затем обменяемся информацией.

? – Какой вывод мы можем сделать?

Выводы: 1) Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу. 2) Реки Африки полноводны, порожисты, основной тип питания дождевой.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Проверим как усвоен материал,  достигли ли мы цели поставленной в начале урока?

Слайд№25    - А сейчас ответьте на вопросы:

Слайд№26    - Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне запомнилось……

Больше всего мне понравилось…..

Сегодня я смог (смогла)….

VIII. Информирование учащихся о домашнем задании.

Слайд№27,28

Д/З п.27, к/к – нанести реки и озёра (знать номенклатуру).

Дополнительное задание: подготовить сообщение или презентацию об внутренних водах Африки.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК:- лист.

Слайд№29

- Урок закончен. Спасибо за работу.

- Решим задачку!

Слайд№30

Ответ - Слайд№31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

Открытого урока по географии в 7 классе по теме

 «Внутренние воды Африки. Реки Африки».

учителя МОУ СОШ СП Нижний Курп.

Класс-7

Тема: «Внутренние воды Африки. Реки Африка»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Этапы урока и дидактические задачи на этих этапах.

1 этап - Организационный. Цель этого этапа - подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.

2 этап- Этап подготовки учащихся  к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа- организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.

3 этап-Усвоение новых знаний и умений по теме « Реки Африки». Первичное обобщение новых знаний по теме. Заполнение опорного конспекта в виде маршрутного листа.

4этап-Выполнение заданий опережающего характера.

5 этап- закрепление. Проведение практической работы: « Характеристика  рек Африки: Нил, Конго, Нигер, Замбези.»

6 этап- этап контроля понимания учащимися  нового материала.

7 этап- информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

8 этап- подведение итогов урока.

 

                                     Распределение времени на уроке:

 

Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

Время проведения.

2 минуты

2 минут

17минуты

8 минут

6 минут

5 минут

2 минуты

3 минуты

 

Описание урока.

Проводимый урок является  пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

Этот урок преследует цели знакомства с особенностями внутренних вод, в частности, рек материка Африка,  формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим  материалом.

На уроке предполагается использование следующих методов работы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- словесный;

- метод самостоятельной работы;

- метод контроля и самоконтроля;

- исследовательский.

Приемов работы:

- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;

- работа со статистическим материалом;

- работа с картами;

- выполнение заданий опережающего типа;

- заполнение опорного конспекта.

                                               

Урок на тему «Внутренние воды Африки. Реки Африка» является четвёртым уроком в теме «Материк Африка».

На этом уроке ученики получают первоначальные сведения о внутренних водах материка и получают базу для дальнейшего изучения.

Класс состоит из 15 учеников: 7 девочек и  8 мальчик. Трое девочек – стремятся к знаниям, интересуются материалом в рамках больших, чем заложено в программе, умеют применять ранее полученные знания, активно работают на уроках, старательные и прилежные ученицы. Остальные тоже  стремятся за девочками , данная тема соответствует возрастным особенностям семиклассников. Ребята ответственно подошли к подготовке  урока . Но бывают невнимательны, торопливы,  в то же время активно работают на уроке, стремятся к хорошим оценкам, но некоторым порой не  хватает усидчивости и внимания . В этом классе работать приятно,  с ними всегда интересно, ученики охотно отзываются на любой вид деятельности.

Целью этого урока было:

Углубить знания учащихся об Африке,  вызвать интерес к изучению этого удивительного материка, а также изучить особенности внутренних вод Африки.

Данная цель решалась через задачи.

 

Задачи урока:

 

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
  2. Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки- реками Африки;
  3. Сформировать у учащихся представление об особенностях рек Африки:  характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки;
  4. Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, с учебником и приложениями,  умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

 Я считаю, что цель, поставленная мною  на уроке, была достигнута.

Отбор содержания был построен таким образом, чтобы дать представление о  внутренних водах Африки, влияние рек на климат и рельеф материка.

Для этого ведется работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;
  • работа с различными видами карт;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
  • самостоятельная работа.

При планировании были выбраны следующие формы и методы обучения в соответствии с целью урока:

  • Формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная);
  • Методы и приемы обучения (словесный, работа с картой, работа в тетрадях и маршрутных листах, работа с текстом, визуальный, работа с контурной картой, работа с презентацией).

Главным этапом урока было «Изучение нового материала», который состоял из нескольких пунктов:

  • Работа с настенной картой;
  • Работа с текстом учебника;
  • Работа с интерактивной доской.

 Я считаю, что время было распределено рационально, урок проводился в высоком темпе, был выполнен большой объем работы. Из-за того, что этапов работы я запланировала много, материала над которым необходимо было поработать, так же оказалось достаточно, интервалов времени на каждый из них было предложено мало, и урок должен был проводиться динамично. Связки между этапами было логичными. При планировании было предусмотрено, чтобы все части урока были взаимосвязаны и работали на главный этап.

                                      Как же я связала все этапы урока?

  • Этап мотивация: просмотр презентации с музыкальным сопровождением о материке Африка – заинтересовать в изучении материала;
  • Первичное закрепление: выявление первичных знаний по теме;
  • Закрепление: закрепление полученных знаний на практике;
  • Выходной контроль: выявление уровня усвоения новой темы.

При планировании урока я провела отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями и были использованы: учебник, маршрутный лист, контурная карта, тетрадь, атлас, интерактивная доска, настенная карта «Физическая карта материка Африка», «Физическая карта Мира», презентация с музыкальным сопровождением.

К сожалению , на уроках географии не  всегда используются компьютер, интерактивная доска, но всегда пользуюсь различными  видами  карт и другими наглядными средствами  для оптимизации учебно-воспитательного процесса.

На уроке использовался  дифференцированный подход в обучении: ученикам давались задания различной степени сложности, как при ответе на устные вопросы, при работе с картой, так и при работе с электронным учебников на интерактивной доске, с учетом психолого-педагогической характеристикой класса.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков организован на следующих этапах уроков:

  • Входной контроль: цель – выявление знаний учащихся на начало урока. Ученики отвечают на вопросы поставленные учителем (ответы устные на вопросы). Форма работы – фронтальная, метод – словесный.
  • Первичное закрепление изученного материала (работа с контурной картой): цель – выявление уровня первичных знаний после изучения теоретического материала. Учитель осуществляет контроль за выполнением работы в картах. Учащиеся, выполняют работу в контурных картах. Форма работы – индивидуальная.
  • Закрепление изученного материала (практическая работа в электронном учебнике на интерактивной доске): цель – закрепление полученных знаний на практике. Учитель контролирует работу учеников у интерактивной доски. Ученики по очереди выходят к интерактивной доске и поясняют свои ответы. Форма работы – групповая.
  • Выходной контроль: цель – выявление уровня усвоения темы. Групповая  работа - задания на  интерактивной доски. Учащиеся выполняют  задания (контроль), учитель контролирует, корректирует.

В процессе контроля осуществляется необходимая коррекция знаний учащихся.

            Так как в классе  15 учеников, то в процессе обучения я спрашиваю всех   и проверяю их деятельность на каждом этапе работы.

На уроке была здоровая рабочая атмосфера, благоприятный климат. Старалась воспитывать каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой.

Домашнее задание было объяснено, целью его являлось закрепление «изученного» на уроке. Ученики записали домашнее задание в дневник.

В конце урока ученики заполнили анкету по рефлексии. Получились следующие результаты:

1.Что мне запомнилось на уроке ….                     2.Что мне понравилось на уроке ….                     3.Что я смог (смогла) на уроке….                                    

Рефлексия «Смайлики» - показали,  как ученики  оценили урок , положили розовые смайлики. В связи с этим, считаю, что цель, поставленная на уроке, реализована  через поставленные задачи.

Перспективами своей деятельности считаю: продолжение  формирования навыков работы с картами, т.к. считаю данный вид деятельности обязательным на уроках географии. Внедрение и дальнейшее  использование ИКТ на уроках географии .

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Африке»

Тема урока: « Внутренние воды Африки. Реки Африки».


Слайд№1


Оборудование: Карты Африки - физическая, климатическая. Географические атласы 7 класса, раздаточные материалы: маршрутные листы с заданиями (Приложением 1, 2), смайлик, презентация к уроку , интерактивная доска, проектор.


Ход урока.

Организационный момент.

–Здравствуйте ребята! Садитесь. Открыли тетрадь, записали сегодняшнее число Тема нашего урока – «Внутренние воды Африки. Реки Африки».

Слайд№1- заставка темы урока «Внутренние воды Африки. Реки Африки».


Для создания положительного настроя на изучение темы предлагаю посмотреть Слайдфильм.

Ребята, как вы думаете, какую цель мы сегодня должны достичь?

Слайд№2

Цель урока:

-Изучить особенности внутренних вод материка.

А какие задачи необходимо решить нам для достижения этой темы?

Слайд№3

Задачи урока:

-

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;

  2. Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки- реками Африки;

  3. Сформировать у учащихся представление об особенностях рек Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки;

  4. Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, с учебником и приложениями, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.


2. Этап усвоения новых знаний.

Игра «Лови ошибку».

- Ребята, мной при составлении презентации была умышленно допущена ошибка. Тот, кто

её найдёт, получит заслуженные 5 баллов! (Для этого нужно быть внимательным при просмотре презентации и работе с учебником.)


По общему объему годового стока 5390 м. Африка уступает Азии и Южной Америке.

По площади бассейнов, длине, объему стока многие реки Африки относятся к числу крупнейших в мире.

? Давайте вспомним, какие бывают виды внутренних вод? Заполним схему в маршрутных листах.

Слайд№4

ВИДЫ ВНУТРЕННИХ ВОД


подземные воды болота ледники озёра водопады реки


Слайд№5 «Климат- отец вод». Говорил Н.И. Вернадский.

? Ребята, как вы думаете, какое влияние оказывают на реки рельеф и климат материка?.

Слайд№6 физ. карта Африки и климатическая.

- Какой вывод можно сделать, сравнивая и анализируя эти карты?

Слайд№7 ? Определите по карте , к бассейнам каких океанов относятся реки Африки?

Ответ: Атлантического и Индийского. Правильно.

-Но, есть и такие, которые имеют сток во внутренние части материка. Это реки внутреннего стока материка.

Пример: реки пустыни Сахара.

Задание:- Приведите примеры (один ряд проводит примеры рек Индийского океана, второй Атлантического , третий бессточного бассейна). При этом учащиеся заполняют в маршрутных листах следующую схему.

Бассейны океанов


Индийский океан Атлантический океан Бессточный бассейн

примеры примеры примеры

Слайд№8- Проверим примеры.

Задание: Слайд№9- Ребята сравните физическую и климатическую карту и установите :

?- В каких климатических поясах Африки наибольшая густота речной сети, а в какой наименьшая? Почему?

?- А как вы думаете, какой тип питания наиболее характерен для рек Африки?

Слайд№10 – Как это может влиять на режим рек Африки?

Слайд№11

Задание: - Поработаем с картой. Найдите наиболее крупные реки Африки. Давайте проведём виртуальную экскурсию по материку.

Слайд№12 (карта рек).

Задание:- Название основных рек нанесите на контурную карту.

-Внутренние воды Африки имеют большое значение в жизни и деятельности населения материка:

Слайд№13,14 (использование рек и озёр).


Задание: При просмотре следующих страниц презентации запишите в тетрадь САМОЕ, САМОЕ, САМОЕ…- своего рода рекорды Африки характерные для внутренних вод .


Презентации детей по теме: « Реки Африки».

Слайд№15(Нил) - презентацию подготовила Богатырёва Римма.

Слайд№16 (Конго) - презентацию подготовила Хацимова Фатима.

Слайд№17 (Нигер)- презентацию подготовила Желихажева Истелла.

Слайд№18, 19 (Замбези)


-Познакомимся также с озёрами материка.

Слайд№20(Озёра Африки).

Слайд№21(оз. Виктория).

Слайд№22(оз. Танганьика и Ньяса).

Слайд№23(оз. Чад).


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А сейчас выполним практическую часть урока.

В тетради запишем тему


ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:


Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим питания

1 парта Конго

Ю-В Заира

АО

На запад

Дождевое

Полноводна круглый год

2 парта Нил

Два истока

Средиземное море

На север

Дождевое и подземное

Транзитная(режим меняется в зависимости от ГП и климата)

3 парта Замбези

11с.ш., 24в.д.

Мозамбикский пролив

На восток

Дождевое

Летнее половодье

Лимпопо

Высокий Велд

ИО

На восток

Дождевое

Летнее половодье

Оранжевая






« Характеристика внутренних вод Африки»

Слайд№24 Характеристика рек Африки

Задание: Перечертите таблицу в тетрадь, заполните её. Для выполнения работы используйте учебник п.27, приложение стр.-312, атлас.

Поработаем группами. Каждая группа описывает одну реку, затем обменяемся информацией.

? – Какой вывод мы можем сделать?

Выводы: 1) Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу. 2) Реки Африки полноводны, порожисты, основной тип питания дождевой.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Проверим как усвоен материал, достигли ли мы цели поставленной в начале урока?

Слайд№25 - А сейчас ответьте на вопросы:

Слайд№26 - Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне запомнилось……

Больше всего мне понравилось…..

Сегодня я смог (смогла)….

VIII. Информирование учащихся о домашнем задании.

Слайд№27,28

Д/З п.27, к/к – нанести реки и озёра (знать номенклатуру).

Дополнительное задание: подготовить сообщение или презентацию об внутренних водах Африки.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК:- лист.

Слайд№29

- Урок закончен. Спасибо за работу.

- Решим задачку!

Слайд№30

Ответ - Слайд№31



















Самоанализ

Открытого урока по географии в 7 классе по теме

«Внутренние воды Африки. Реки Африки».

учителя МОУ СОШ СП Нижний Курп.

Класс-7

Тема: «Внутренние воды Африки. Реки Африка»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Этапы урока и дидактические задачи на этих этапах.

1 этап - Организационный. Цель этого этапа - подготовка учащихся к работе на уроке, определение целей и задач урока.

2 этап- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Задача этого этапа- организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся.

3 этап-Усвоение новых знаний и умений по теме « Реки Африки». Первичное обобщение новых знаний по теме. Заполнение опорного конспекта в виде маршрутного листа.

4этап-Выполнение заданий опережающего характера.

5 этап- закрепление. Проведение практической работы: « Характеристика рек Африки: Нил, Конго, Нигер, Замбези.»

6 этап- этап контроля понимания учащимися нового материала.

7 этап- информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

8 этап- подведение итогов урока.


Распределение времени на уроке:


Этапы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

Время проведения.

2 минуты

2 минут

17минуты

8 минут

6 минут

5 минут

2 минуты

3 минуты


Описание урока.

Проводимый урок является пятым уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

Этот урок преследует цели знакомства с особенностями внутренних вод, в частности, рек материка Африка, формирование умений выявлять причинно- следственные связи, работать со статистическим и картографическим материалом.

На уроке предполагается использование следующих методов работы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- словесный;

- метод самостоятельной работы;

- метод контроля и самоконтроля;

- исследовательский.

Приемов работы:

- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;

- работа со статистическим материалом;

- работа с картами;

- выполнение заданий опережающего типа;

- заполнение опорного конспекта.

Урок на тему «Внутренние воды Африки. Реки Африка» является четвёртым уроком в теме «Материк Африка».

На этом уроке ученики получают первоначальные сведения о внутренних водах материка и получают базу для дальнейшего изучения.

Класс состоит из 15 учеников: 7 девочек и 8 мальчик. Трое девочек – стремятся к знаниям, интересуются материалом в рамках больших, чем заложено в программе, умеют применять ранее полученные знания, активно работают на уроках, старательные и прилежные ученицы. Остальные тоже стремятся за девочками , данная тема соответствует возрастным особенностям семиклассников. Ребята ответственно подошли к подготовке урока . Но бывают невнимательны, торопливы, в то же время активно работают на уроке, стремятся к хорошим оценкам, но некоторым порой не хватает усидчивости и внимания . В этом классе работать приятно, с ними всегда интересно, ученики охотно отзываются на любой вид деятельности.

Целью этого урока было:

Углубить знания учащихся об Африке, вызвать интерес к изучению этого удивительного материка, а также изучить особенности внутренних вод Африки.

Данная цель решалась через задачи.


Задачи урока:


  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;

  2. Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки- реками Африки;

  3. Сформировать у учащихся представление об особенностях рек Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки;

  4. Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, с учебником и приложениями, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

Я считаю, что цель, поставленная мною на уроке, была достигнута.

Отбор содержания был построен таким образом, чтобы дать представление о внутренних водах Африки, влияние рек на климат и рельеф материка.

Для этого ведется работа по формированию учебных навыков и умений:

  • работа с книгой;

  • работа с различными видами карт;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;

  • самостоятельная работа.

При планировании были выбраны следующие формы и методы обучения в соответствии с целью урока:

  • Формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная);

  • Методы и приемы обучения (словесный, работа с картой, работа в тетрадях и маршрутных листах, работа с текстом, визуальный, работа с контурной картой, работа с презентацией).

Главным этапом урока было «Изучение нового материала», который состоял из нескольких пунктов:

  • Работа с настенной картой;

  • Работа с текстом учебника;

  • Работа с интерактивной доской.

Я считаю, что время было распределено рационально, урок проводился в высоком темпе, был выполнен большой объем работы. Из-за того, что этапов работы я запланировала много, материала над которым необходимо было поработать, так же оказалось достаточно, интервалов времени на каждый из них было предложено мало, и урок должен был проводиться динамично. Связки между этапами было логичными. При планировании было предусмотрено, чтобы все части урока были взаимосвязаны и работали на главный этап.

Как же я связала все этапы урока?

  • Этап мотивация: просмотр презентации с музыкальным сопровождением о материке Африка – заинтересовать в изучении материала;

  • Первичное закрепление: выявление первичных знаний по теме;

  • Закрепление: закрепление полученных знаний на практике;

  • Выходной контроль: выявление уровня усвоения новой темы.

При планировании урока я провела отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями и были использованы: учебник, маршрутный лист, контурная карта, тетрадь, атлас, интерактивная доска, настенная карта «Физическая карта материка Африка», «Физическая карта Мира», презентация с музыкальным сопровождением.

К сожалению , на уроках географии не всегда используются компьютер, интерактивная доска, но всегда пользуюсь различными видами карт и другими наглядными средствами для оптимизации учебно-воспитательного процесса.

На уроке использовался дифференцированный подход в обучении: ученикам давались задания различной степени сложности, как при ответе на устные вопросы, при работе с картой, так и при работе с электронным учебников на интерактивной доске, с учетом психолого-педагогической характеристикой класса.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков организован на следующих этапах уроков:

  • Входной контроль: цель – выявление знаний учащихся на начало урока. Ученики отвечают на вопросы поставленные учителем (ответы устные на вопросы). Форма работы – фронтальная, метод – словесный.

  • Первичное закрепление изученного материала (работа с контурной картой): цель – выявление уровня первичных знаний после изучения теоретического материала. Учитель осуществляет контроль за выполнением работы в картах. Учащиеся, выполняют работу в контурных картах. Форма работы – индивидуальная.

  • Закрепление изученного материала (практическая работа в электронном учебнике на интерактивной доске): цель – закрепление полученных знаний на практике. Учитель контролирует работу учеников у интерактивной доски. Ученики по очереди выходят к интерактивной доске и поясняют свои ответы. Форма работы – групповая.

  • Выходной контроль: цель – выявление уровня усвоения темы. Групповая работа - задания на интерактивной доски. Учащиеся выполняют задания (контроль), учитель контролирует, корректирует.

В процессе контроля осуществляется необходимая коррекция знаний учащихся.

Так как в классе 15 учеников, то в процессе обучения я спрашиваю всех и проверяю их деятельность на каждом этапе работы.

На уроке была здоровая рабочая атмосфера, благоприятный климат. Старалась воспитывать каждым своим жестом, интонацией голоса, направленностью своих интересов, отношением к делу, выражением своего лица, улыбкой.

Домашнее задание было объяснено, целью его являлось закрепление «изученного» на уроке. Ученики записали домашнее задание в дневник.

В конце урока ученики заполнили анкету по рефлексии. Получились следующие результаты:

1.Что мне запомнилось на уроке ….
2.Что мне понравилось на уроке ….
3.Что я смог (смогла) на уроке….

Рефлексия «Смайлики» - показали, как ученики оценили урок , положили розовые смайлики. В связи с этим, считаю, что цель, поставленная на уроке, реализована через поставленные задачи.

Перспективами своей деятельности считаю: продолжение формирования навыков работы с картами, т.к. считаю данный вид деятельности обязательным на уроках географии. Внедрение и дальнейшее использование ИКТ на уроках географии .















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!