План-конспект урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка)
Предмет «Природоведение»
Класс: 5
Учитель: Неверова Н.Ф. Дата проведения
Тема урока Жизнь на разных материках (Евразия, Северная Америка, Африка)
Тип урока Урок формирования знаний, умений и навыков
Технологии Здоровье- сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, поискового обучения
Решаемые проблемы С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) Фронтальный опрос, работа по карточкам, демонстрация видеоматериала, работа с учебником, составление таблицы
Планируемые результаты
Предметные Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков
Метапредметные УУД Коммуникативные: добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи (география). Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: уметь выделять особенности растительного и животного мира различных материков
Личностные УУД Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы
Задачи:
1.Помочь учащимся в осознании и осмыслении материала о биоразнообразии животного и растительного мира на разных материках Земли 2.Способствовать умению школьников находить необходимые сведения в тексте учебной статьи и других источниках информации. 3.Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.
4. Воспитывать позитивному отношению к учебе, взаимодействию в парной работе, создание комфортной атмосферы между участниками образовательного процесса.
Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие, но для того чтобы оно было познавательным и приятным возьмите с собой друга, карту путешествия и конечно же хорошее настроение. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбка открывает все двери, ну а теперь в путь!
Сейчас мы все вместе выберем маршрут нашего путешествия.
Актуализация знаний
Слайд№2 -3.
Посмотрите внимательно на карту. Что вы видите?
На какие материки делится суша нашей планеты?
Какой материк самый большой?
На каком материке находится Россия – наш дом.
Что такое материк?
Слайд №4
Учитель – ребята, в какое путешествие по морям и океанам мы с вами отправимся? Ответы-в путешествие по материкам.
Учитель предлагает на 1 странице в «Путеводителе путешествия» заполнить колонку «Начало путешествия»
Игра по парам «Откуда вы родом?». Игра предполагает использование ранее полученных знаний о происхождении растений и животных. Учащиеся получают «Путеводитель путешествия» с заданиями – 1. Задание -распределить группы животных и растений по материкам. Класс выполняет задания, однако результат частично отрицательный, поскольку ощущается нехватка знаний.
Учитель – какая проблема у нас возникла?
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
Изучение нового материала.
Показ презентации, параллельно работа с учебником - природоведение. 5 класс. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин., М., Дрофа,2012г.стр.109-114 «Жизнь на разных материках»
Задание №2 «Ориентировка по карте»
Учитель предлагает сделать обзор параграфа №24 стр. 109-113 и выполнить задание №2. 1.Впишите в таблицу «путеводителя путешествия» название материков и обозначьте цифрой на карте. (работа с учебником) Жизнь на разных материках
Название материка
Представители растительного мира, особенности строения и жизнедеятельности
Представители
животного мира,
особенности строения и жизнедеятельности
Евразия
Слайд №5-6
Учитель рассказывает об особенностях материка – Евразия.
Евра?зия — самый большой материк на Земле. Площадь — 53,893 млн км, что составляет 36 % площади суши.
В Евразии представлены все природные зоны (Арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные леса, пустыня, сухие и влажные тропические леса.... ). Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен.
(Некоторых ребятам учитель предварительно ознакомил с маршрутом путешествия, они подготовили небольшие сообщения об обитателях материков)
Правило номер один – если ты знаешь куда отправляешься и какую цель преследуешь, познакомься заочно с обитателями этих мест.
Слайд №7
1 ученик. Евразия (страна Китай). Рассказывает об особенностях растительного и животного мира.
Учитель заостряет внимание на новом слове – Энде?мики, или энде?мы (от греч. ?νδημος — местный) — виды, роды, семейства или другие таксоныживотных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью. Эндемичные виды растений и животных, в связи с ограниченным ареалом и, следовательно, ограниченной численностью, часто заносятся в Красные книги как редкие или исчезающие виды.
Слайды 8-16
Знакомство с животным миром разных природных зон (ребята выделяют животных которые встречаются в нашей Ульяновской области)
Слайд №17
Физ. минутка
Учитель предлагает ребятам, перед тем как отправиться на новый материк расслабиться и представить следующую ситуацию - ребята повстречали таких же путешественников как они. Их надо поприветствовать (встают поворачиваются к соседней паре ребят, жмут друг другу руки, похлопывают улыбаясь по одному и другому плечу еще раз жмут руки и прощаются взмахом руки в сопровождении теплых словесных пожеланий).
Слайд №18
Учитель предлагает ребятам отправиться в Африку.
А?фрика — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга
Слайд №19
2 ученик рассказывает о самом знаменитом растении материка – баобаб.
Баобаб
Высотой этот вид баобаба может быть до 30 метров, окружность достигает отметки в 15,9 м
Баобаб предпочитает расти в саваннах. Это дерево считается не только наиболее толстым деревом на планете, но и деревом-долгожителем. Радиоуглеродный анализ показал, что баобаб может жить тысячи лет. Это дерево не пугают ни бури, ни засуха. Во время ливней, он напитывает в себя влагу. Если это дерево упало, оно укореняется и продолжает расти, а на месте содранной коры вырастает новая. Каждый цветок баобаба цветет одну ночь, увядая на рассвете. Несмотря на то, что баобаб считается лакомством слонов, листья, плоды и даже семена этого дерева применяют в кулинарии жители тех мест, где оно растет. Кора и корни используются в текстильном производстве, а древесина – для краски и топлива
Слайд №20
3 ученик рассказывает о трубкозубе.
Африканское животное трубкозуб можно считать рекордсменом по скоростному «землекопанию». С помощью мощных лап и длинных когтей, напоминающих по форме ложечки, трубкозуб может прорыть нору в мягкой почве быстрее, чем несколько человек, вооруженных лопатами, выроют траншею той же длины. Трубкозуб не способен спасаться от врагов бегством, он для этого слишком неповоротлив. Зато может скрыться от опасности в норке, которую мгновенно для этого выроет. За пять минут зверьку иногда удается прокопать ход длиной в несколько метров. Даже твердая, высушенная палящим солнцем почва поддается усилиям трубкозуба, разве что работа затягивается на более долгий срок. Детеныши трубкозуба начинают рыть собственные ходы в земле, когда достигают возраста 6 месяцев. Роя ходы, трубкозуб прижимает уши к голове и закрывает ноздри - это необходимо, чтобы туда не набилась почва, не заползли муравьи и термиты.
Слайд №21
Работа с учебником.
Прочитайте на странице №110 в абзаце «Африка» об этом удивительном животном.
Что вы можете рассказать о жирафе:
Почему его называют сторожем для обитающих по соседству животных? Чем питается это животное?
Какие особенности в его строении?
Слайд №22
Учитель. Путешествие в Северную Америку.
Се?верная Аме?рика — один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного
полушария Земли.
Северная часть североамериканского континента покрыта хвойными лесами. Эта среда обитания животных и живущие там виды животных похожи на азиатские.
Слайд №23
4 ученик. Рассказывает о секвойи – хвойное дерево.
Учитель обращает внимание на слово - Кордилье?ры - величайшая по протяжённости горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.
Слайд № 24
5 ученик. Рассказывает о снежном баране - толстороге.
Снежный баран обитает в горах и на Великой равнине в Северной Америке. Шкура его окрашена в коричневый цвет с большим белым пятном сзади. У самцов большие тяжелые, закрученные спиралью рога, у самки они меньше и легче. Летом самцы и самки живут отдельно друг от друга. Осенью они сходятся и самцы устраивают между собой жестокие битвы, сшибаясь большими рогами. Снежные бараны питаются различными растениями.
Слайд №25
Работа с учебником.
Прочитайте на странице №110 абзац «Северная Америка» об удивительном животном.
Что это за животное?
Опишите окраску шерсти зверька.
Какие особенности в его поведении?
Слайд №27
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
Вывод:
Материки расположены в разных частях нашей планеты Земля
Живые организмы заселяют все уголки земного шара.
Разнообразия животного и растительного мира связано в первую очередь с климатом, где они живут, где растут, чем они питаются и в каких они условиях проживания находятся.
Закрепление изученного материала.
Наше путешествие на сегодня закончилось, и теперь нужно подвести итоги , кого мы повстречали на своем пути. Заполните на первом листе вторую колонку «КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Ребята выскажите свои впечатления о пройденном пути в виде смайлика – 1.понравилось путешествие, я узнал много интересного
2.не понравилось, мне было не интересно.
Рефлексия
Игра по группам. «Экологический кодекс жителей Земли» (если останется время)
Учащимся предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце Кодекс обсуждается и дополняется участниками.
Домашнее задание: учебник – стр.109-114 «Жизнь на разных материках». Вопросы 1-7.стр 114.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект (презентация) урока на тему «Жизнь на разных материках» (первый урок-Евразия, Африка, Северная Америка)»
Жизнь на разных материках (5 класс -1урок)
Живые существа заселили все материки нашей планеты.
МБОУ СШ № 10 город Димитровград
Ульяновская область
Учитель биологии Н.Ф.Неверова.
Северная Америка
Евразия
3
1
Африка
2
Южная Америка
4
Австралия
5
Антарктида
вода
суша
6
Посмотрите внимательно на карту. Что вы видите?
На какие материки делится суша нашей планеты?(стр109-111)
Материк – крупнейшая часть____ , со всех сторон окруженная _______ .
суши
водой
1.Евразия 2. Африка 3. Северная Америка
4.Южная Америка 5. Австралия 6. Антарктида
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ Евразия, Африка, Северная Америка
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
ЗАДАЧИ ПУТЕШЕСТВИЯ :
Познакомиться с растениями и животными разных материков; научиться видеть различия животного и растительного мира разных материков
Евразия
Евра́зия — самый большой материк на Земле. Площадь — 53,893 млн км, что составляет 36 % площади суши.
Природные зоны
В Евразии представлены все природные зоны. Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен.
В горных лесах Южного Китая сохранились бамбуковый медведь панда, черный гималайский медведь, леопард.
Животный мир Евразии. Тундра
Белая куропатка
Северный олень.
Песец
Тундровая куропатка
Заяц-беляк.
Лемминг.
На летний период в тундру прилетают.
Чайки (розовая) Гагары Лебеди
Животный мир Евразии. Тайга
Волк, бурый медведь, лиса, лось, рысь, белка.
Тайга
Росомаха Каменная куница
Тайга
Тетерев, глухарь, рябчик, клест.
Степь
Степные животные — степной хорек, суслики, различные мыши. Из крупных животных сохранился сайгак.
Разнообразны птицы — жаворонки, ласточки, соколы.
Пустыня , полупустыня
В полупустынях и пустынях преобладают пресмыкающиеся, грызуны, копытные.
В Центральной Азии обитают двугорбые верблюды, дикие ослы — куланы.
Евразия
Для Индии и Индокитая характерно обилие обезьян, большое количество различных пресмыкающихся, особенно ядовитых змей. Многие животные, обитающие в Евразии, занесены в Красную книгу : зубр , уссурийский тигр , кулан и др.
Физкультминутка
Два друга повстречались в путешествии, они улыбаются, жмут друг другу руки, похлопывают одобрительно по одному, потом по другому плечу и жестом рук говорят - «пока» и расстаются.
Африка.
А́фрика — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга
Африка
Баобаб – самое знаменитое растение материка
30 м.
15,9 м .
Необычное животное материка
Трубкозуб
Африканское животное трубкозуб можно считать рекордсменом по скоростному «землекопанию». С помощью мощных лап и длинных когтей, напоминающих по форме ложечки, трубкозуб может прорыть нору в мягкой почве быстрее, чем несколько человек, вооруженных лопатами, выроют траншею той же длины. Трубкозуб не способен спасаться от врагов бегством, он для этого слишком неповоротлив. Зато может скрыться от опасности в норке, которую мгновенно для этого выроет. За пяТь минут зверьку иногда удается прокопать ход длиной в несколько метров. Даже твердая, высушенная палящим солнцем почва поддается усилиям трубкозуба, разве что работа затягивается на более долгий срок. Детеныши трубкозуба начинают рыть собственные ходы в земле, когда достигают возраста 6 месяцев. Роя ходы, трубкозуб прижимает уши к голове и закрывает ноздри - это необходимо, чтобы туда не набилась почва, не заползли муравьи и термиты.
Прочитайте на странице №110 в абзаце «Африка» об этом удивительном животном.
Что вы можете рассказать о жирафе:
Почему его называют сторожем для обитающих по соседству животных? Чем питается это животное?
Какие особенности в его строении?
ЖИРАФ - САМОЕ ВЫСОКОЕ ЖИВОТНОЕ НА СВЕТЕ (ДО 6 М.)
Северная Америка
Черноногий хорек
Краснохвостый сарыч
Се́верная Аме́рика — один из 6 материков планеты Земля, расположенный на севере Западного
полушария Земли.
Секвойя
Скунс
Северная
Америка
Карибу
Северная часть североамериканского континента покрыта хвойными лесами. Эта среда обитания животных и живущие там виды животных похожи на азиатские.
Красная рысь
Кордилье́ры - величайшая по протяжённости горная система земного шара, простирающаяся вдоль западных окраин Северной и Южной Америки.
Секвойи – хвойное дерево
10м.
100м.
Снежный баран -толсторог
Снежный баран обитает в горах и на Великой равнине в Северной Америке. Шкура его окрашена в коричневый цвет с большим белым пятном сзади. У самцов большие тяжелые, закрученные спиралью рога, у самки они меньше и легче. Летом самцы и самки живут отдельно друг от друга. Осенью они сходятся и самцы устраивают между собой жестокие битвы, сшибаясь большими рогами. Снежные бараны питаются различными растениями.
ПОЛОСАТЫЙ СКУНС
Прочитайте на странице №110 абзац «Северная Америка» об удивительном животном.
Что это за животное?
Опишите окраску шерсти зверька.
Какие особенности в его поведении?
Какие материки мы исследовали?
Куда мы отправимся в следующем путешествии?
С чем связано разнообразие растительного и животного мира различных материков?
Материки расположены в разных частях нашей планеты Земля
Живые организмы заселяют все уголки земного шара.
Разнообразия животного и растительного мира связано в первую очередь с климатом, где они живут, где растут, чем они питаются и в каких они условиях проживания находятся.
Наше путешествие на сегодня закончилось, и теперь нужно подвести итоги , кого мы повстречали на своем пути. Заполните на первом листе вторую колонку «КОНЕЦ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Ребята выскажите свои впечатления о пройденном пути в виде смайлика - понравилось путешествие, я узнал много интересного