Фронтальная работа. 1.«Работа со справочным материалом» «История Гжельской керамики» - Снежно – белая посуда, расскажи – ка, ты откуда? Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное Московской области, 60 км от Москвы. Своё название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» История промысла. Начиналось всё с глины. Издавна жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями. Всем хотелось напасть на хорошую глину Когда мастер отец заканчивал свою работу звал детей своих. Мальчишки помогали обливать глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг в печку. Кроме утвари лепил отец детишкам и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Простую, обыденную вещь мастер превращал в сказочный предмет; по сюжетам можно узнать чем занимались люди, как отдыхали…… Изначально, Гжель была из красной глины многоцветной, цветы жёлтые, красные и зелёные. Называлась она майолика. Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, цвет неба и воды. Роза является главным узором. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Гжельская роспись делится на три вида. 1. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это растительная роспись. 2. Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки –вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики». 3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж. Это персонажи из русских сказок: : Синие птицы, разные Русалки и т. п ГОНЧАР- название профессии по производству глиняной посуды МАЙОЛИКА- изделие из красной глины с многоцветной росписью по белому. ФАРФОР- керамические изделия ПРОМЫСЕЛ— Занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования ГЖЕЛЬ— один из традиционных российских центров производства керамики Задание 2 (На мониторе компьютера иллюстрации разных промыслов). В чем сходство и различие Гжельской керамики с другими промыслами?
1
Задание3. Составление композиции. Человек начинал нести на себе отблеск волшебного света и дарить радость людям. А чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птиц и цветов, одушевлять природу через художественные образы. ФИЗМИНУТКА (музыка русская-народная в современной обработке) Дети встают. Отвели свой взгляд налево, Отвели свой взгляд направо, Оглядели потолок, Посмотрели все вперед. Раз-согнуться-разогнуться, Два-согнуться-потянуться, Три-в ладоши три хлопка, Головою три кивк. Пять и шесть тихонько сесть. Учитель одевает костюм и демонстрирует мк Учитель: -А есть ли у нас в классе изделия, которые выполненные в стили гжели? Дети обращают внимание на кокошник Учитель: В суете предновогодней ждет чудес народ честной. Разрешите мне сегодня стать волшебницей-зимой. Свой наряд я надевая, кисть волшебную возьму Вас в мир гжели приглашая, за собой я уведу . «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительноукрашенную керамику из белоснежной глины. Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!.. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Везде ли на рисунках цвет синий одинаковый? - а как можно получить такие оттенки? Учитель обращает внимание детей, что у них на столе голубые листочки. Демонстрация на доске приемов рисования. Итак – я приглашаю вас в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству Начинать изучение техники нужно с прямых линий различной толщины, точек, сеточек, завитков, дуг, травинок. Кисть держу вертикально. - Можно синий цвет смешать с белым; добавить больше воды в синий цвет…… Тогда я получу оттенки. Главное ребята, это фантазия. И еще не забываем, что главным элементом в росписи-РОЗА. Она царица узора. При работе вы можете рисовать одним цветом. Получаются очень красивые рисунки. Если вы хотите попробовать себя в более сложной технике используйте растяжку цвета. Можно много интересного показать вам на уроке, но наше время не бесконечно.
Учитель: Открывайте краски, берите кисточки, все готовы! Знайте, сейчас мы с вами художники-волшебники, а в конце урока будем зрителями и дадим оценку своим чудным картинам. Для работы необходимо иметь: Гуашь художественную белого и синего цветов Кисти круглые Баночку с водой Мягкую тряпочку для снятия лишней крас Не забывайте о правилах работы при работе с художественным инструментам и конечно о техникебезопасности.!!!!!!!!!!! Задание Контурные шаблоны. 2. На столе лежат вырезанные из бумаги предметы быта. Вам необходимо придумать и нарисовать сказочный узор, применив элементы гжельской росписи. Желаю удачи! Вам на работу 10-15 минут Выставка работ и анализ Ну, а теперь мы с вами зрители. Приглашаю посетить нашу художественную галерею. Понравилось ли вам работать? Где вы испытывали затруднение при работе? Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью? Молодцы, ребята! Я думаю, То, что мы сегодня узнали пригодится вам в жизни. Вы очень хорошо сегодня работали! показали себя, свои знания . Меня не подвели. Я предлагаю оценить свою работу вам так. Перед вами на столе листочки, вам неободимо прикрепить их к ветвям дерева. Если вы считаете у вас все получается и вы довольны своей работой прикрепите свои кружочки-игрушки повыше к самой макушке. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к серединке. Ну, а если совсем вам трудно было работать прикрепите кружочки внизу. И неважно ребята, где бы не висели ваши кружочки. Вы были замечательными сегодня художниками-волшебниками. Но наша гжельская сказка еще не закончена. Я на правах волшебницы -зимы, хочу преподнести вам подарки. Сказочными они будут тогда, когда вы завершите на них роспись до конца. Я своей волшебной кистью нанесла волшебный узор. Как вы думаете почему этот? Это и есть ваше домашнее задание которое поможет вам закрепить полученные знания . Это будет наша совместная работа с вами. И в память о нашем уроке. Учитель на подносе в костюме, как сказочный персонаж разносит шкатулки из бумаги для росписи. И в дальнейшем на память об уроке закончить работу в цвете. |