Конспект урока изобразительного искусства
3 класс
Тема урока: «Сказочная птица в технике гжели»
Цель урока: учить учащихся выполнять сказочную птицу по мотивам гжельской росписи.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить детей с искусством гжельских мастеров; познакомить с основными приемами выполнения гжельской росписи.
Развивающие: формировать практические умения и навыки рисования; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии; совершенствовать навыки работы с красками.
Воспитательные: воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров; воспитывать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; дать возможность детям почувствовать себя народным мастером; воспитывать желание своими руками создавать красоту.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
стремление к самостоятельной творческой деятельности;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
проявлять интерес к истории и культуре своего народа.
Метапредметные УУД:
Предметные УУД:
владение знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров гжельской росписи;
использование в своей творческой работе разнообразных композиционных решений;
создание мысленного и зрительного образа птицы;
уметь создать форму будущей птицы;
моделирование структуры узора гжельской росписи.
Оборудование:
Для учащихся:
акварель;
кисти;
баночка для воды;
лист бумаги;
салфетка.
Для учителя:
предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), рисунки, фотографии работ гжельских мастеров;
педагогический рисунок;
презентация.
Ход урока
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт. Поднимите руки, у кого нет красок \ кистей \ бумаги \ баночки \ салфеток.
Подготовка к восприятию нового материала:
- Ребята, сегодня расскажу я вам не сказку, а быль. А вы попробуйте определить, чему будет посвящен наш сегодняшний урок.
Рассказ учителя
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
- Итак, ребята, вы прослушали быль. С каким промыслом мы сегодня познакомимся? Из чего гжельские мастера делают свои изделия? Какие изделия делают мастера из глины?
(обсуждение были, определение учащимися темы урока)
- Что же изображают в своих росписях гжельские мастера: стилизованные цветы, например знаменитая гжельская агашка (роза), сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж (учитель обращается к наглядному материалу – рисунки художников, фотографии работ гжельских мастеров).
3. Объяснение нового материала с выполнением практической работы:
- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Сегодня мы попробуем нарисовать птицу по мотивам гжельской росписи. Мы будем рисовать на бумаге круглой формы, похожей на тарелочку. Сначала смочим кисть и равномерно покроем бумагу водой.
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Освоив этот прием, мы сможем изобразить туловище, голову, хвост, бедра и крылья нашей птицы.
- Выполним туловище птицы. Для начала разведем на палитре синюю краску, добавив немного белой краски. Возьмем кисть № 8. Немного смачиваем ее в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой ячейке палитры расправляем ворс кисти «веером», или «лопаткой», чтобы она стала плоской. Круговыми, плавными движениями набираем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти (демонстрация учителем).
- Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижимаем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем сильнее, а в конце плавно поднимаем, поворачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только пальцами, которые сжимают кисть. Получилось туловище сказочной птицы (демонстрация учителем техники выполнения мазка).
- Аналогичными движениями выполним крылья, бедра, хвост и голову нашей птицы (демонстрация учителем техники выполнения мазков).
- Оперение крыла выполняем кистью № 6. Пёрышки будут темно-синими, поэтому мы не будем смешивать синюю краску с белой. Мазки похожи на капельки: чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближаясь к туловищу птицы. Аналогично выполним хохолок птицы, используя 3 «капельки» (демонстрация учителем).
- Крыло птицы украсим «сеткой». Самой тонкой кистью выполняем мелкие детали - маленькие пёрышки, глазки, клюв, лапки, завитки, точки. Птицу «посадим» на ветку (демонстрация учителем; учащиеся выполняют птицу вместе с учителем; в процессе практической работы учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь при затруднениях).
Практическая работа. Контроль, коррекция деятельности
- Вот какие замечательные птицы у вас получились. Хотя мы и делали работу вместе, но обратите внимание, все птицы у вас получились разные.
4. Анализ работ учащихся: В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои работы на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие. Учитель не забывает похвалить каждого ученика.
5. Подведение итогов:
- Потрудились вы на славу. Сегодня на уроке вы все были художниками, старались проявить свое мастерство, придумать свой узор. Молодцы! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!