Конспект урока на тему:
Деньги их функции.
Цели: формирование представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основных социальных функциях денег.
Оборудование: учебник «Обществознание», проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: проблемного обучение.
Методы: проблемный, поисковый.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Планируемые результаты:
Предметные: Умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической и др.), закрепить определение понятия «деньги», рассмотреть виды денег (банкноты, монеты), выяснить, для чего нужны деньги, и как меняется облик денег в современном мире.
Личностные: использование полученной информации для решения общеобразовательных задач, воспитание бережливости, уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.
Метапредметные: учить принимать решения в практических ситуациях, развивать навыки общения.
Регулятивные учить планировать, контролировать, оценивать свои действия
Коммуникативные уметь формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения.
Ход урока.
Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть на уроке обществознания. Вам предстоит сегодня выполнить очень интересную работу. Я вас призываю к тому, чтобы вы были очень внимательными и наиболее активными участниками урока. И так готовы?
У Вас на столах лежат кружки красного, желтого и зеленого цвета. Они будут нашими помощниками в сегодняшнем уроке. Зеленый цвет – все понятно, задание выполнено; желтый цвет – возникли сложности, нужна помощь; красный цвет – задание не понятно или не выполнено.
Также на рабочих столах у вас лежат рабочие листы, которые мы будем заполнять по ходу урока.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Определение темы и цели урока.
На интерактивной доске задание: (слайд № 1) из слов составьте определение и назовите, значение какого термина оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Задание выполняется путем перемещения слов.
Учащиеся определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
Слайд № 2. Перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: с помощью словаря на букву «ф» определите значение термина. Учащиеся называют, что это функция.
Итак, какова тема нашего урока? Называют - Деньги и их функции (на презентации слайд № 1) Затем называют цель урока – изучить функции денег (слайд № 2)
Кто узнал этот мультик?
Кто помнит, как Белодона зарабатывала деньги?
Учащиеся выходят на проблемный вопрос урока: Деньги: зло или добро?
Актуализация знаний.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один - составляет на доске).
Текст: «Что было деньгами».
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. (Слайд №3). Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты.
(Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.)
Учитель:
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Как называется такой обмен? (бартер, т.е. обмен товара на товар)
Какие сложности возникли при обмене? (бартер обладает недостатками, не всегда участники сделки заинтересованы в товарах друг друга)
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Да
Первичное усвоение новых знаний.
Как мы увидели на ярмарке, люди нашли решение, товар сначала меняли на товар – посредник. Потом уже этот товар, на нужную вещь. Этот товар- посредник выступал в роли эквивалента.
Запишем: (слайд ) Эквивалент - нечто равноценное, равнозначное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту.
Заполните таблицу: В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. И сравните их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность |
Соль | - | - | + | + |
Каменные колеса | - | + | + | + |
Рыба | - | - | - | - |
Медные монеты | + | + | + | + |
Вывод: Металлические деньги имеют ряд преимуществ перед бартером. Во-первых, они компактный эквивалент почти любого товара, во-вторых, владелец денег сам решает на что их обменять, в третьих, деньги не портятся, их можно собирать и хранить.
Учитель:
В начале урока мы с вами уже обращались к определению денег, давайте еще раз посмотрим на него
«Деньги – это особый товара, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товара»
Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”.
Виды денег:
Товарные деньги
Наличные деньги: металлические и бумажные
Безналичные деньги
Электронные деньги
Разминка: В разных углах класса висят изображения денег. В разном порядке смотрим на них и глазами рисуем букву.
Учитель: А теперь мы выясним основные функции денег.
Задание: Работа в группах. Учащиеся делятся по 4 человека и получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Карточка №1
Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена (обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения (мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
Учитель: Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.
( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)
Учитель: Давайте немного попрактикуемся в функциях:
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. (Мера стоимости)
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (Средство обращения)
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (Мировые деньги)
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство платежа)
Молодцы. Хорошо поработали.
Первичное закрепление изученного материала:
Вопросы:
Какую тему мы сегодня изучили?
Какие новые термины мы теперь знаем?
Какие функции денег мы сегодня изучили?
В каждой группе должны написать несколько предложений: деньги – добро, потому что……
Деньги – зло, потому что.…… Заслушиваются ответы.
Учитель: Деньги - универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. Мир денег – удивительный и необычный. Человечество уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической теории.
6. Рефлексия.
Эмоциональная, смайлики
7. Подведение итогов, выставление оценок.
VI. Домашнее задание: (3 мин.)
1. § 13
2. Ответить на вопросы § 13.
3. По выбору:
* Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег.
*Выполнить письменно задание 4 на стр. 113
Примеры ситуаций | Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. | ? |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. | ? |
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. | ? |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. | ? |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. | ? |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. | ? |