III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации. Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер». Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер то у нас внутри? (внутренне строение тела человека). Мы рассмотрели внешнее строение человека, его скелет. А теперь узнаем, что у нас внутри? Тело состоит из органов. Вы смотрите вокруг, пишите, читаете. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. В теле человека есть «командный пункт», который управляет работой всего организма – это мозг. Головной мозг является нашим центральным компьютером. Он получает информацию о том, как работают все органы тела человека, и отдает им приказы, контролирует работу всего организма. Он состоит из нервных клеток. — Как же называют головной мозг? (Командный пункт или центральный компьютер). — Какую работу выполняет головной мозг? (Управляет работой всего организма). — В какой части тела располагается этот орган? (В голове). — На партах у вас лежит силуэт человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом. Реакция человека на различные события жизни выражаются эмоциями. Наши эмоции связаны с деятельностью головного мозга. Я сейчас попрошу выйти ко мне…. Я тебе на ушко скажу, какое чувство человека надо изобразить. (Грусть, удивление, гнев, испуг). Дети вы смотрите и отгадываете, что …. изображает. Например, радость (показываю сама). Молодцы! Когда мы спим, мозг отдыхает, но не отключается. Наши сны – свидетельство его непрерывной работы. Сны видит каждый человек, просто не все их запоминают. Наш мозг творчески обрабатывает воспринимаемую глазами картинку, и в результате мы порой видим то, чего на самом деле нет. Это называется оптической иллюзией, или просто обманом зрения. (Показ и разбор иллюзий). Вот мы с вами активно подвигались, положите руку на грудь, слышите тук-тук, это что у нас? (Сердце бьется). А сердце у нас внутри, мы его не видим. Как у машины есть двигатель, чтобы она работала, так и у нас сердце. Сердце – это мышечный насос, качающий кровь по телу. По размеру и по форме напоминает сжатый кулак. Говорят, чтоб узнать какого размера ваше сердце, сожми кулачок и узнаешь. Сердце постоянно сокращается и расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам. За 1 минуту 4-5 литров крови перегоняет. — Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по кровеносным сосудам). — Где находится сердце? (В груди, в левой стороне). — Положите ладошку к своему сердцу, послушайте, как оно бьется. Дети, раскрасьте красным карандшом «сердце» на силуэте человечка. Следующий орган легкие Они похожи на два больших пакета. Расположены легкие в грудной полости, по обе стороны сердца. Легкие нужны, чтобы дышать. В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и удаляют из нее углекислый газ. Когда человек вдыхает воздух, они расширяются, а когда выдыхает – сжимаются. — Для чего нужны легкие? (Чтобы дышать). — Где располагаются? (В грудной полости по обе стороны сердца). — А сейчас возьмите воздушные шарики, посмотрим, как наши легкие работают при вдохе и выдохе. Сделаем вдох, а теперь выдох, надуем шарик. Вот сколько воздуха в ваших легких. За сутки мы делаем около 23 тысяч вдохов и выдохов. — Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте, синим карандашом легкие на силуэте человека. Следующий орган – желудок. В нем происходит подготовка к перевариванию пищи. Он находится в верхней части живота, под ребрами. Желудок похож на мышечный мешок, который растет по мере поступления пищи. Без еды он как спущенный воздушный шарик. Возьмите шарик в руки посмотрите. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. — Какую работу выполняет желудок? (Перерабатывает пищу). — Где располагается желудок? (В верхней части живота, с левой стороны). — Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человека «желудок» и раскрасьте желтым цветом. От желудка начинается длинный, извилистый коридор – кишечник. Его длина более 10 метров. Он состоит из толстой и тонкой кишки. Находится в животе. Он свернут так плотно, что полностью помешается в нем. Он поглощает все ценное из нашей пищи. В тонкой кишке питательные вещества всасываются в кровь. А в толстой кишке накапливаются ненужные вещества. — Что происходит в кишечнике? (Пища переваривается и всасывается организмом). — Где находится кишечник? (В животе). — Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленм цветом. И еще один орган – печень. Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет несколько важных функций. Печень очищает кровь от токсических соединений, выделяет желчь. — Какую роль в организме выполняет печень? (Она помогает переваривать пищу в кишечнике). -Где находится печень? (С правой стороны, в верхней части живота). — Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом. — Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы с вами сейчас разбирали. (Мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень). — В нашем организме также есть мышцы, они дают движение костям и суставам, заставляют работать внутренние органы. Какую функцию выполняет каждый орган? Сердце – орган кровообращения (обогащает кровь питат. веществами) Легкие – орган дыхания. Желудок – орган пищеварения…. Словарь: организм, орган. Работа над пословицей: «В здоровом теле – здоровый дух» — как понимаете смысл пословицы? — какие еще пословицы о здоровье знаете? Здоров будешь – все добудешь. Здоровье не купишь – его разум дарит. Здоровьем слаб – так и духом не герой. Не рад больной и золотой кровати. У кого болят кости, тот не думает в гости. Быстрого и ловкого болезнь не догонит. Сделайте вывод- обобщение: чему нас учат пословицы. |