СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание 7 класс. Тема урока "Деньги, их функции". (по учебнику Л. Н. Боголюбова) Конспект урока и презентация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве урок и презентация. Урок направлен на формирование у учащихся представления о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть  функции современных дене. Познакомится с новыми понятиями с которыми связаны деньги. 

Просмотр содержимого документа
«Деньги и их функции»

7 класс. Урок обществознания по теме "Деньги, их функции".

Цели:

Образовательная: сформировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу о необходимости и значимости появления денег; рассмотреть функции современных денег.

Развивающая: продолжить развитие умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания для решения учебных задач. Продолжить учится извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, научится анализировать, делать выводы.

Воспитательная: формировать экономическую культуру учеников, личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.

Межпредметные связи: история.

Оборудование: презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.;

Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт, ассигнация.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Ход урока.

1. Организация класса, сообщение задач, целей урока:

- Здравствуйте! Сегодня я хотела бы начать наш урок нестандартно, а именно с загадок, попробуйте их отгадать, а отгадав, вы узнаете, как называется наша сегодняшняя тема.

У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь -
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой. (Деньги)

Следующая загадка:

Ну что сказать о первом слоге
О нем известно, слава Богу
Что он антоним слову “ночь”
И приведенья гонит прочь.

Второй же слог – спросите маму
Француза, автора романов,
Усатого де Мопассана
По имени все как зовут.

И что за слово вышло тут?
Что получают в день зарплаты?
Что прячут в сундуках пираты?
За что конфеты продают? (Деньги)

Молодцы. Ну что к знаниям начнем дорогу. И начнем ее с записи сегодняшней темы урока: «Деньги, их функции». (Слайд 1)

2. Объяснение материала.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих, а может быть и даже самых значимых изобретений человеческой мысли. В живой природе вы не найдете аналога денег. А между тем большинство из людей не знает о денежном мире ничего, а если и знает то совсем мало.

Дело в том, что все законы экономики и экономических задач ведомы только профессионалам – экономистам, банкирам, ученым, финансистам, и т.д. Но для того чтобы не делать досадных ошибок, у нас должно быть некоторое представление о законах денежного мира.

На сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.

Давайте откроем учебник на странице 105 (§ 13).

Каждый человек сталкивается с необходимостью решать денежные вопросы, будь то недостаток средств или необходимость, приобрести что-то необходимое. Наверное, и вы сталкивались с такой проблемой.

А скажите, что значат деньги для вас? А, какие ассоциации у вас вызывает слово деньги? (Приём “Корзина чувств”) (Слайд 2)

На прошлых уроках мы говорили об обмене. И, что еще в древнейшие времена существовал бартер. Кто хочет рассказать об этом виде обмена, опираясь на иллюстрации, размещенные на слайде, и на знания, которые были получены на прошлом уроке. (Слайд 3)

(Бартер – это обмен товара на товар. Предположим, что у одного человека был гончарный сосуд у другого – топор. Владельцу сосуда понадобился топор, а владельцу топора – сосуд. Если оба человека были согласны на сделку, они меняли одну вещь на другую.)

Но всегда ли участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга? (наверное, не всегда). Поэтому можно сделать вывод что, бартер обладал многими недостатками. И решение, в конце концов, было найдено. Тот же топор можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.

Запишите новое понятие в тетрадь:

Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. (Слайд 4)

В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, пушнина, соль, керамика, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. (Слайд 5) Но постепенно роль денег перешла к металлам (золоту, серебру, меди и т.д.) Выясним, почему же это произошло?

Начертите в тетради следующую таблицу (слайд 6). В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. И сравните их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».

Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица

Предметы, выступающие в роли денег

Компактность

Делимость

Долговечность

Однородность

Приемлемость

Соль

-

-

+

+

-

Каменные колеса

-

+

+

+

-

Рыба

-

-

-

-

-

Золото

-

+

+

+

+

Медные монеты

+

+

+

+

+


Люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части, поэтому и появились деньги.

Эквивалент=деньги.

Деньги (тюрк.) – специфический товар, являющийся универсальным эквивалентом. (Слайд 7)

Посмотрите на схему, представленную на слайде. (Слайд 8)


Какой еще вывод можно сделать о видах денег? (деньги могут быть как наличные тик и безналичные).

Практическая работа учащихся

Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, а некоторые люди изучают монеты и их коллекционируют.

Есть такая наука – нумизматика (латинского «нумизма» - монета). Эта наука изучает монеты как памятники истории, культуры, искусства, техники. Нумизматы собирают большие коллекции монет и дают их описания.

Запись нового понятия в тетрадь:

Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам. (Слайд 9)

Работа с монетами.

Нескольким учащимся предоставляются монеты и банкноты. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монетах и банкнотах, какие надписи есть на монетах и какие на банкнотах, где и когда были выпущены и те и другие.

(В ходе практической работы учащиеся понимают, что монеты и банкноты могут нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.)

А вы знаете как называются разные части монет? Сторона на которой изображен герб – лицевая или аверс, оборотная сторона – реверс. А в обиходе мы часто слышим – «орел» и «решка». Ясно: «орел» потому, что это наш герб, а слово «решка» образовалось от решетки, вензеля – сочетания царских инициалов в виде вязи. Надпись на монете называется легендой. Она сообщает на аверсе имя и титул императора, к примеру: «Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, император.»

А что такое номинал? Это достоинство монеты: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей, т.е. цифровое обозначение стоимости монеты.

Еще одно название – гурт. Это ребро монеты. По гурту часто делают надписи и насечки, чтобы не появилось у нечестных людей соблазна опиливать монету, как это делали до насечек. Оказывается, и из опилок после переплавки чеканили новые монеты. А сам термин «монета» возник в древнем Риме, где существовал храм богини Юноны монетчицы (советчицы), при котором был устроен первый монетный двор, отсюда и пошло – «монета».

Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, о которых шла речь. (Слайд 10-13)

Запишите новые понятия в тетрадь:

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс – лицевая сторона монеты или банкноты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты или банкноты, на которой помещают герб государства.

Номинал – нарицательная стоимость монеты или банкноты.

Легенда – надписи на монете или банкноте.

Гурт – боковая поверхность монет.

Ассигнации – бумажные деньги

Работа с пластиковыми карточками. (Слайд 14)

А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему?

Функции денег.

А какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание – прочитать текст параграфа стр. 106 -108 и составить схему (таблицу) «Функции денег». (Слайд 15-20)

Давайте немного попрактикуемся в функциях: (Слайд 21-25)

  1. Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. (Мера стоимости)

  2. Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (Средство обращения)

  3. «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)

  4. Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (Мировые деньги)

  5. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство платежа)

Молодцы. Хорошо поработали.

Перед окончанием нашего урока давайте устроим веселую минутку. (Слайд 26-27)

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар
И ещё купила дом
И кафе открыла в нём
Чашек, плошек накупила,
После вывеску прибила,
Что клиентов, мол, зовут
Посетить кафе “Уют”
Тут клиенты приходили,
Ели торты, кофе пили.
Удивлялися цене:
Мол, приемлема вполне
.
За еду, за угощенье,
За конфеты, за печенья
Муха денежки берёт-
Так идёт за годом год.
А ещё продлятся годы-
Возрастут её доходы.
Ты запомни, наш читатель,
Муха та -? (предприниматель)

Продолжите предложение:

  1. Кем стала муха? (Предпринимателем)

  2. Почему в её кафе много клиентов? (Цены приемлемые)

  3. Как узнали клиенты об открытии кафе? (Прочитали вывеску)

  4. С какой целью муха открыла кафе? (Заработать деньги)

3. Закрепление изученного материала (Слайд 27-29)

Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте вспомним, как он составляется, и составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн.

  1. Одно слово.

Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  1. Два слова.

Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

  1. Три слова.

Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  1. Фраза из четырех слов.

Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

  1. Одно слово.

Характеризует суть предмета или объекта.



Примеры:

Деньги

Бумажные, металлические
Обменивают, покупают, торгуют
Всеобщий эквивалент обмена
Обмен


Деньги

Металлические, древние
Накапливают, платят, стоят
Средство товарного обмена
Торговля


4. Подведение итогов

Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами. (Слайд 30)

5. Домашнее задание (Слайд 31)

Дома вы изучите §13 учебникаи ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» Желающие могут подготовить небольшое сообщение на тему: «Деньги на Руси»

  1. Выставление учащимся оценки.










Список используемой литературы и интернет сайтов:

  1. Учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.;

  2. http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanoe-predstavlenie-muha-biznes-ledi.html (Фрагмент «Мухи-Бизнес леди»)

  3. Загадка: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/957643-zagadka-dengi-u-kazhdoj-iz-nih-dostoinstvo-est-i-po-nemu-sm.html

  4. Загадка: http://rudocs.exdat.com/docs/index-284234.html

  5. https://znanija.com/task/5783034 (Практикум функции денег по сказке «Буратино»)

  6. http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/ (Синквейн)


Просмотр содержимого презентации
«Деньги и их фунуции»

Деньги. Их функции.   Обществознание 7 класс

Деньги. Их функции.

Обществознание 7 класс

Деньги

Деньги

Бартер – натуральный обмен  (товар на товар)

Бартер – натуральный обмен (товар на товар)

Эквивалент  (лат.) – равноценный, равнозначный продукт (товар-посредник),
  • Эквивалент (лат.)равноценный, равнозначный продукт (товар-посредник), используемый в обмене на другие товары.

Товар-посредник – эквивалент  (нечто равноценное): Мех Зерно Скот Раковины и др.

Товар-посредник – эквивалент

(нечто равноценное):

  • Мех
  • Зерно
  • Скот
  • Раковины

и др.

Деньги (тюрк.) – специфический товар, являющийся универсальным эквивалентом.

Деньги (тюрк.) – специфический товар, являющийся универсальным эквивалентом.

  • Деньги (тюрк.) – специфический товар, являющийся универсальным эквивалентом.
Нумизматика  (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам

Нумизматика

(от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам

Язык монеты. Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов, Аверс - лицевая сторона монеты, Реверс – оборотная сторона монеты,        Номинал – официально объявленная стоимость ценных бумаг, бумажных денег, банкнот, монет…,  Легенда – надпись на монете, банкноте  Гурт - боковая поверхность монеты

Язык монеты.

Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов,

Аверс - лицевая сторона монеты,

Реверс – оборотная сторона монеты,

Номинал – официально объявленная стоимость ценных бумаг, бумажных денег, банкнот, монет…,

Легенда – надпись на монете, банкноте

Гурт - боковая поверхность монеты

Легенда Номинал Аверс Реверс

Легенда

Номинал

Аверс

Реверс

Ассигнации – бумажные деньги

Ассигнации – бумажные деньги

Мера стоимости Средство обращения Средство платежа Функции денег Мировые деньги Средство накопления

Мера стоимости

Средство обращения

Средство платежа

Функции денег

Мировые деньги

Средство накопления

Мера стоимости  При помощи денег сравниваются между собой разные товары, определяется их стоимость. У товаров появляется цена – стоимость товара выраженная в деньгах. ?  20 руб.  60 руб.

Мера стоимости

При помощи денег сравниваются между собой разные товары, определяется их стоимость. У товаров появляется цена – стоимость товара выраженная в деньгах.

?

20 руб.

60 руб.

Средство обращения . Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. При совершении акта купли – продажи деньги покупателем передаются из рук в руки продавцу.

Средство обращения .

Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. При совершении акта купли – продажи деньги покупателем передаются из рук в руки продавцу.

Средство накопления Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте. Деньги как средство накопления позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Однако, покупательная способность зависит от инфляции . Банк

Средство накопления

Функцию средства накопления выполняют

деньги, непосредственно не участвующие в

обороте. Деньги как средство накопления

позволяют переносить покупательную

способность из настоящего

в будущее. Однако,

покупательная

способность зависит

от инфляции .

Банк

Средство платежа

Средство платежа

  • Как средство платежа деньги используются при выплате зарплаты, при продаже товаров в кредит, при оплате штрафов и тд.
Функция мировых денег Деньги как всеобщее платёжное средство между странами. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы, в первую очередь золото. В наши дни эту роль выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро.

Функция мировых денег

Деньги как всеобщее платёжное средство между странами. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы, в первую очередь золото. В наши дни эту роль выполняют некоторые национальные валюты - доллар США, фунт стерлингов, евро.

Определите функции денег  Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. Мера стоимости

Определите функции денег

Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку.

Мера стоимости

Определите функции денег  Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке Средство обращения

Определите функции денег

Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке

Средство обращения

Определите функции денег  «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. Средства накопления

Определите функции денег

«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево.

Средства накопления

Определите функции денег  Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. Мировые деньги

Определите функции денег

Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль.

Мировые деньги

Определите функции денег  Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. Средство платежа

Определите функции денег

Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление.

Средство платежа

«Весёлая минутка»

«Весёлая минутка»

  • Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла муха на базар И купила самовар И ещё купила дом И кафе открыла в нём Чашек, плошек накупила, После вывеску прибила, Что клиентов, мол, зовут Посетить кафе “Уют” . .
  • Тут клиенты приходили, Ели торты, кофе пили. Удивлялися цене: Мол, приемлема вполне . За еду, за угощенье, За конфеты, за печенья Муха денежки берёт- Так идёт за годом год. А ещё продлятся годы- Возрастут её доходы. Ты запомни, наш читатель, Муха та -???
Продолжите предложение:

Продолжите предложение:

  • Кем стала муха?
  • Почему в её кафе много клиентов?
  • Как узнали клиенты об открытии кафе?
  • С какой целью муха открыла кафе?
Синквейн  Одно слово . Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова .  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова.  Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов.  Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово.  Характеризует суть предмета или объекта.

Синквейн

  • Одно слово . Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова . Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  • Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  • Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Деньги Бумажные, металлические  Обменивают, покупают, торгуют  Всеобщий эквивалент обмена  Обмен

Деньги

Бумажные, металлические Обменивают, покупают, торгуют Всеобщий эквивалент обмена Обмен

Деньги Металлические, древние  Накапливают, платят, стоят  Средство товарного обмена  Торговля

Деньги

Металлические, древние Накапливают, платят, стоят Средство товарного обмена Торговля

Вывод Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами

Вывод

Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами

. Домашнее задание Дома вы изучите § 13 учебникаи ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси»

. Домашнее задание

Дома вы изучите § 13 учебникаи ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!