СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое гармония в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может быть использован для самостоятельного изучения темы на дистанционном или индивидуальном обучении или в помощь учителю для подготовки к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое гармония в музыке"»

Тема урока «Что такое гармония в музыке».

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?

Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,

узнать её происхождение и установить связь с другими силами,

которыми держится Вселенная.


Птолемей (теоретик в музыке).


«Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает?


Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки. Люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.


Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений.


В музыке слово «гармония» выражает её основное свойство – благозвучие (благозвучный – приятный на слух). Благозвучие как порядок в царстве звуков, аккордов, ладов – это и есть музыкальная гармония.


Как и всякое искусство, музыка имеет свой собственный «материал». Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре - так звук в музыке есть её ядро, из которого рождается музыкальное произведение. Однако любой произвольный порядок звуков ещё не является признаком гармонии. Послушайте, как звучит случайный набор музыкальных звуков.




Сикстинская мадонна.

Рафаэль (1483-1520), итальянский художник.


Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам, которым подчиняется музыкальное произведение.


Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка о гармонии сказал так: «Дело гармонии дорисовать слушателям те черты, которых нет и не может быть в мелодии». Иными Словами - гармония как бы досказывает мысль, которая заключена в мелодии. Без помощи гармонии музыкальная мысль не может быть высказана полным голосом.


Гармония - одно из выразительнейших средств в музыке, это голоса и аккорды, сопровождающие мелодию. Они составляют с мелодией не только одно гармоническое целое, но поддерживают, дополняют и украшают её звучание.


Гармония ощутима в любом произведении. В самых высших своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором мы ощущаем отблеск неземной божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии, есть у многих композиторов - у Баха и Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И. С. Баха.


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), немецкий композитор.


Создавая свой цикл прелюдий и фуг, известный ныне всему миру под названием «Хорошо темперированный клавир», Бах ставил перед собой вполне определённую цель: познакомить играющих на клавире со всеми двадцатью четырьмя мажорными и минорными тональностями, многие из которых до того времени не были в употреблении.


«Хорошо темперированный клавир» справедливо считается своеобразной энциклопедией баховских образов. В редком разнообразии камерных форм «Хорошо темперированного клавира» раскрывает Бах большой и сложный мир человека, его художественно-поэтические представления, богатейшую область человеческих чувств.


Бах тонко использовал в прелюдии приёмы, идущие от лютневой музыки XVIII века (для щипковых инструментов характерна фактура из разложенных аккордов), ставшие уже традиционными в клавирной музыке.


Вслушаемся в звучание Прелюдии До мажор. Отчего её музыка кажется такой светлой, такой умиротворённой?


Слушание: И. Бах. Прелюдия До мажор. «Хорошо темперированный клавир» (1 том).


Прежде всего, этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, ни темп ... Лишь только гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными звучаниями, то чуть омрачаясь, то вновь умиротворяясь.



Вопросы и задания:


  1. Что мы называем музыкальной гармонией?

  2. Где, помимо музыки, проявляет себя гармония?

  3. Что отличает характер Прелюдии До мажор И. С. Баха? Как проявляет себя гармония в этой прелюдии?

  4. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии До мажор? Попробуйте объяснить, в чём проявляется эта созвучность?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!