СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 4-ой четверти: «Можем ли мы услышать живопись?»

 

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Продолжительность урока 45минут.

 

Цель: познакомить учащихся с особенностями импрессионизма в музыке и живописи.

 

Задачи урока:

 

Образовательные (предметные результаты)

 - познакомить детей с произведениями М. Равеля «Хабанера» и К.Дебюсси «Праздненства».

 - формировать и расширять художественный кругозор

 - расширять знания о музыкальных образах

 - учить разбираться в своих чувствах, эмоциях, возникающих при слушании музыки

 - учить раскрывать художественный образ произведения

 - учить анализировать музыкальные произведения, выявлять особенности образов.

Развивающие (метапредметные результаты)

 - развивать наблюдательность, музыкальный слух, музыкальную память, творческое восприятие событий

 - развивать эмоциональную отзывчивость

 - развивать образное мышление

 - развивать аудиовизуальное художественное восприятие

 - развивать ассоциативное мышление, фантазию, воображение.

Воспитательные (личностные результаты)

 - воспитывать любовь к музыке, к искусству

 - воспитывать музыкальный вкус

 - воспитывать нравственные качества школьников.

 

Формируемые  образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь распознавать образ музыкального  произведения, средства музыкальной выразительности.

- знать  определение понятия  «импрессионизм"

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности,

2. Метапредметные УУД: в результате урока учащиеся смогут

Познавательные УУД :

  • размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
  • познавать  различные явления  жизни  композиторов Равеля и Дебюсси  на основе вхождения в мир их музыкальных образов, их анализа;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;  анализировать  и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.

 Регулятивные УУД:

  • владеть  умением целеполагания в постановке учебных задач,
  • планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки при выявлении связей музыки с  изобразительным искусством,
  • самостоятельно излагать свои мысли о музыке и живописи.
  •  владеть навыками осмысления и обобщения учебных действий в процессе восприятия и исполнения музыки
  • формулировать собственное мнение и позицию по отношению к материалу урока.

Коммуникативные УУД:

  • инициировать  взаимодействия в группе, коллективе в процессе самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией;
  • дать самооценку и интерпретацию собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

 

 3. Личностные  УУД:  в результате урока учащиеся смогут

  • понимать жизненное содержание  музыки, выявлять ассоциативные связи музыки с изобразительным искусством,
  • проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное заинтересованное отношение к музыкальным, живописным  произведениям;
  • уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности

 

 

Методы:

 - наблюдение за музыкой

 - размышления о музыке

 - сравнение

 - проблемный

 - моделирование

 -содержательный анализ инструментального произведения

 - интеграция искусств

 - жизненные ассоциации

 - музыкальные обобщения

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

 - фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Оборудование:  музыкальный центр, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, карточки с заданиями для рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

  1. Организационный.  Звучит музыка К. Дебюсси «Лунный свет»

Искусство - это сказка и яркая мечта,

А звуки это краски для сердца и ума.

И для души, что рвется в неведомый полет,

Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.

  - О чем это четверостишие?( искусство)

 - с какими видами искусства вы знакомились на прошлых уроках?( музыка и живопись)

 - Можем ли мы их назвать друзьями?

2. Введение в тему урока.

Разрешите сегодня пригласить вас в путешествие! Закрыли глаза…

 

Открывайте. Где же мы с вами оказались? (слайд)

 

Во Франции, но не 21 века, а конца 19 века. Представляете?

Эта страна удивительная, необычная, а ещё она подарила миру большое количество деятелей культуры, а так же открыла своё направление искусства и своё впечатление, или как говорят французы, impression от этого безумного – безумного мира.

 Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной.

Гуляя по Парижу можно попасть в национальный художественный музей Лувр.(слайд) Здесь находятся картины художников различных эпох, но мы обратим внимание на две экспозиции.

Взгляните на эти картины и подумайте, почему они разделены и представлены в разных залах?(слайд)

 

- В какой группе (справа или слева) картины проработаны более детально? (слева)

 - На каких из них изображена размытость, импрессия, впечатление?

 

Во втором зале картины отличаются тем, что на них художники старались изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными. Художники, писавшие такие картины стали называть себя импрессионистами, а стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм.

 

Итак, тема нашего урока «Импрессионизм в музыке и живописи». (слайд)

3. Новый материал.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Живописцы применяли особую технику беглых пятен т- мазков, которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальные ощущения живой игры красок, причудливых переливов света.

Позже, в конце 80х-90х годов 19 века, импрессионизм стал развиваться и в другом виде искусства – музыке.

Композиторы – импрессионисты унаследовали от художников стремление передать настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью.

 - Скажите, а что за «краски» используются в музыке? Как «Рисуют» композиторы? С помощью чего? (Это средства музыкальной выразительности(мелодия, лад, гармония, ритм, тембр, динамика….)

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение.

Одним из выдающихся композиторов – импрессионистов был Морис Равель. (Слайд ).

Это французский композитор, дирижер. Родился на юге Франции, в городе Сибур, который находился на самой границе с Испанией. И конечно музыка Испании тоже отразилась на творчестве композитора.

В его пьесах с особой новизной выражены ощущения, вызванные созерцанием природы. Шум прибоя, плеск ручья, шелест леса, щебет птиц сливаются в его музыке с личными переживаниями, впечатлениями.

. Большое внимание Равель уделял так же жанрам танцевальной музыки.

Так и появилось произведение, с интересным названием –хабанера.

 «Хабанера» - медленный старинный испанский танец,                       (слайд)

позднее из хабанеры сформировалось танго.

 

4. Слушание музыкального произведения, анализ.

Давайте послушаем произведение М.Равеля «Хабанера», вслушаемся в него, пофантазируем.

Слушание. М. Равель «Хабанера»

- Какое настроение вызвала  у вас музыка М. Равеля?

 - Какие эмоции вы переживали, когда слушали?

 - Какой инструмент солировал?(труба)

 - Привычно ли звучала труба в этом произведении?

 - Морис Равель написал эту пьесу для трубы с сурдиной. (слайд)

Сурдина – (от латинского слова глухой, глухо звучащий) – приспособление, служащее для уменьшения силы звука, смягчения звука, изменения тембра музыкального инструмента. Вставляется в раструб трубы.

Повторное слушание.

 - Если бы вы захотели нарисовать иллюстрацию к музыке «Хабанеры» М. Равеля,

то какое время суток показали бы в рисунке? Почему?

-  Можно ли увидеть какую-нибудь картину, слушая «Хабанеру»?

 - Что вы представили?

- Взгляните на экран, какая картина на ваш взгляд ассоциируется (наиболее подходит)

с музыкой М. Равеля? Почему?   (слайд)

5. Новый материал.

Слайд (портрет Клода Дебюсси, 1862-1918)

Учитель: Современником   Мориса Равеля был  Клод Дебюсси. Учитель: Они оба жили в Париже, окончили Парижскую консерваторию, были композиторами, дирижерами. Дебюсси был старше на тринадцать лет, и именно  он является создателем импрессионизма в музыке. Его называли "революционером в музыке"

Учитель: Кто такой " революционер в музыке"?

Учащиеся:  первопроходец, новатор, реформатор, тот,  кто ищет новые пути в творчестве.

 Учитель: Совершенно верно. Случается так, что в  поисках своего стиля реформатор  нарушает   некоторые существующие правила.

 Вы ходите в школу, изучаете на уроках какие-то правила, верно? А можно жить без правил? Не соблюдать никаких правил?

  Учащиеся:  отвечают.

Учитель: Дебюсси в течение  11 лет  сначала  дома, затем  в консерватории изучал правила сочинения музыки. Конечно же, он ценил творческое наследие композиторов  прошлого, но интересовался новыми музыкальными веяниями. Даже ссорился со своими учителями, шокируя их своими новыми идеями о гармонии и форме. Больше всего в жизни Дебюсси не любил сочинять по правилам.  И придумывал свои правила. В его произведениях часто отсутствует мелодия в привычном понимании, она сужается до нескольких звуков, порой двух-трех. Ритм зыбкий, неустойчивый. Фактура, т.е. изложение музыки, идет   параллельными  пластами(интервалами, аккордами). 

Учитель: Чтобы не только услышать, но и увидеть это своеобразие музыкального языка , стремящегося  к полифоничным сочетаниям, я предлагаю вернуться к произведению, звучавшему в начале урока. Как оно называлось?

Учащиеся:  "Лунный свет"

6. Слушание музыки

Учитель: Давайте посмотрим графику, как строится  музыка Дебюсси. Музыкальные пласты наслаиваются вертикально друг на друга , как этажи в многоэтажных домах. Демонстрация  фрагмента  "Лунный свет" ( "Музыкальная анимационная машина").(1мин 45 сек).

Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфоническим ноктюрном "Празднества".

Слайд:  "Празднества"симфонический ноктюрн. Клод Дебюсси.

Учитель: Что такое  "празднества"?

Учащиеся:  Праздник

Слайд. Празднества-...

Учитель: Да, в толковом словаре мы читаем:

-празднества- торжественный праздник, веселье, торжество,  празднование в честь чего-нибудь;

- пир, пиршество в честь кого-нибудь;

- официально установленные дни отдыха по случаю таких торжеств;

- счастливый, радостный день, ознаменованный каким-либо важным, приятным событием.

Учитель: Пусть каждый из вас назовет одно слово, которое ассоциируется со словом "Празднества"

Учащиеся: каникулы, подарок, день рождения, семья за столом, фейерверк, торт, маска.

Учитель: Если бы вы были художниками, то какими  бы красками вы изобразили праздник?

Учащиеся:  Яркими, светлыми, солнечными, сверкающими, радостными, т.е. можно взять все цвета радуги.

Слайды: Огюст  Ренуар "Бал в Мулен де ла Галет",Камиль Писсарро "Бульвар Монмартр ночью ",  Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже". Антуан Бланшар. "Париж. Елисейские поля".  Эжен Гальен-Лалу "Париж"."Большие бульвары", "Уличная сцена".

Учитель: Передают ли эти картины  ощущение праздника?

Учащиеся:  Они светлые, радостные.

Учитель: Да, для импрессионистов было важно показать не сам праздник, а  ощущение,  впечатление от праздника.

Учитель: Давайте представим себя в роли композиторов. Будем сочинять картину празднеств с помощью музыкальных  красок.

Учитель: Что такое "Музыкальные краски"?

Учащиеся:  Это средства музыкальной выразительности(мелодия, лад, гармония, ритм, тембр, динамика и т.д.)

Слайд: средства музыкальной выразительности.

7. Работа в группах. Моделирование.

Учитель: Давайте  объединимся в  творческие содружества по 5 человек.  Можно посовещаться, записать на листочке главные мысли. Работаем в течение 2-3 минут. Представитель от каждой группы будет отвечать.

Ответы  лидеров групп.

Учитель: Подойдите к фортепиано.  Найдите эти краски, извлеките  их.

Учитель: А какие инструменты способны передать атмосферу праздника?

Учащиеся:   Струнные, духовые.

 Учитель: А на улице во время праздников какие инструменты слышны?

Учащиеся:   Инструменты  духового оркестра.

 Учитель: А какое  приспособление  для духовых инструментов можно применить для изменения тембра?

Учащиеся: Сурдину.

Учитель: Давайте послушаем и подумаем, совпало ли  ваше мнение о празднике с представлением  Клода  Дебюсси?

Слушание  "Празднества".(4минуты 42сек)

Учащиеся:  ответы.

 Проводится содержательный анализ инструментального произведения.

Учитель: Какой музыкальный образ  увидели?

Учащиеся:  Образ яркого, веселого народного  праздника; праздничная  атмосфера города, радости, яркая оживленная картина из жизни людей, приближение парада, радость жизни, ритмы уличных плясок и шествий, большая толпа народа.

Учитель: Каково настроение?

Учащиеся: Радостное, оживленное, стремительное.

Учитель:  В стремлении приблизить музыку «Празднеств» к живой сценке из народной жизни композитор обратился к бытовым музыкальным жанрам. Какие жанры вы услышали?

Учащиеся:  Танец и марш.

Учитель: Какие действия  увидели?

Учащиеся:   Как будто люди танцуют, суетятся, шествуют.

Учитель: А было  какое-нибудь сопоставление?

Учащиеся:    Да, между стремительным танцем и маршем. Начинается и заканчивается произведение танцем, а в средней части - марш.

Учитель:  На контрастном противопоставлении двух основных музыкальных образов — танца-тарантеллы  и марша- строится трехчастная композиция «Празднеств».

Учитель: Какие краски услышали в музыке?

Учащиеся:   Много вспышек света,  иллюминация, пестрота праздничной толпы, струящийся воздух, блеск.

Учитель: Как композитор показал, что парад-шествие  то приближается, то удаляется?

Учащиеся:  звучание  оркестра нарастает, достигает кульминации, проходит сквозь праздничную толпу , затем  звуки празднества затихают.

Учитель: Музыка живописная?

 Учащиеся: Музыка рисует картину праздника.

Учитель: Связь музыки и живописи очевидна. Не даром Дебюсси часто называл свои произведения "Картинами", "Эскизами", "Эстампами".

Учитель: Дебюсси стремился уловить и запечатлеть изменчивость красок окружающего мира, отразить  настроение при помощи оттенков, «цветов» звука.

 

 

8. Вокально – хоровая работа.

 Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер?

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Не зная этих истин,

Ты не сиди в квартире

 Возьми в дорогу кисти,

Глаза открой пошире,

Смотри, какого цвета

Огромная планета.

Песня «Здравствуй мир!»  музыка – Л.Квинт, слова – В.Костров.

 

 

9. Рефексия.

Слайд.

Чтобы подтвердить мысль о единстве музыки и живописи предлагаю соединить слова:

 звуковая, инструментальный, гармонические, тембровая....краска...колорит... пятна...палитра.

Учащиеся: 

 звуковая ...краска, инструментальный...колорит, гармонические... пятна, тембровая...палитра

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация урока музыки "Импрессионизм в музыке и живописи"»

Франция

Франция

Лувр - один из самых  известных  художественных музеев  в мире.

Лувр - один из самых

известных

художественных музеев

в мире.

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I Бато Дугаржапов «Берёзовая аллея» Архип Куинджи  «Восход солнца»  1 зал 2 зал   Гайдеров Михаил «Берёзовая аллея»

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

I

Бато Дугаржапов

«Берёзовая аллея»

Архип Куинджи

«Восход солнца»

1 зал

2 зал

  Гайдеров Михаил

«Берёзовая аллея»

Тема урока: Импрессионизм    в живописи   и музыке.

Тема урока:

Импрессионизм

в живописи

и музыке.

Импрессионизм от французского –  впечатление.  Импрессионизм  - это направление в искусстве, возникшее во Франции во второй половине 19 века. - это передача автором своих мимолётных впечатлений от реального мира.

Импрессионизм от французского – впечатление.

Импрессионизм

- это направление в искусстве, возникшее во Франции во второй половине 19 века.

- это передача автором своих мимолётных впечатлений от реального мира.

Французский композитор –  импрессионист Морис Равель  (1875–1937)  «Хабанера»   Медленный старинный испанский танец; песня моряков.

Французский композитор –

импрессионист

Морис Равель (1875–1937)

«Хабанера»

Медленный старинный испанский танец; песня моряков.

Клод Дебюсси  1862-1918 Французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик.

Клод Дебюсси 1862-1918

Французский композитор, пианист, дирижер, музыкальный критик.

Клод Дебюсси  Симфонический ноктюрн  «Празднества»

Клод Дебюсси

Симфонический ноктюрн

«Празднества»

 Празднества –   1.торжественный праздник, веселье, торжество, празднование в честь чего-нибудь;  2. пир, пиршество в честь кого-нибудь;  3. официально установленные дни отдыха по случаю таких торжеств;  4. счастливый, радостный день, ознаменованный каким-либо важным, приятным событием.

Празднества – 1.торжественный праздник, веселье, торжество, празднование в честь чего-нибудь; 2. пир, пиршество в честь кого-нибудь; 3. официально установленные дни отдыха по случаю таких торжеств; 4. счастливый, радостный день, ознаменованный каким-либо важным, приятным событием.

Эжен Гальен-Лалу

Эжен Гальен-Лалу "Большие бульвары"

Камиль Писсарро

Камиль Писсарро "Бульвар Монмартр в Париже"

Антуан Бланшар «Театр варьете

Антуан Бланшар «Театр варьете"

Огюст Ренуар «Бал в де ла Галлет»

Огюст Ренуар «Бал в де ла Галлет»

Эжен Гальен-Лалу

Эжен Гальен-Лалу "Париж"

ПРИПЕВ:  Здравствуй, мир, здравствуй, друг.  Здравствуй, песен щедрый круг,  Здравствуй, миг, здравствуй, век,  Здравствуй, добрый человек!  Здравствуй, дом, здравствуй, даль,  Здравствуй, радость и печаль.  Здравствуй, быль, здравствуй, новь,  Здравствуй, светлая любовь!

ПРИПЕВ: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль. Здравствуй, быль, здравствуй, новь, Здравствуй, светлая любовь!

 Здравствуй, мир!  Мир проснулся как ребёнок,  Солнце плещет в берега.  Мчится резвый жеребёнок  На зелёные луга,  Грива стелется разливом,  А во лбу горит звезда....  Мир, ты хочешь быть счастливым?  Значит миром будь всегда!

Здравствуй, мир!

Мир проснулся как ребёнок, Солнце плещет в берега. Мчится резвый жеребёнок На зелёные луга, Грива стелется разливом, А во лбу горит звезда.... Мир, ты хочешь быть счастливым? Значит миром будь всегда!

ПРИПЕВ:  Здравствуй, мир, здравствуй, друг.  Здравствуй, песен щедрый круг,  Здравствуй, миг, здравствуй, век,  Здравствуй, добрый человек!  Здравствуй, дом, здравствуй, даль,  Здравствуй, радость и печаль.  Здравствуй, быль, здравствуй, новь,  Здравствуй, светлая любовь!

ПРИПЕВ: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль. Здравствуй, быль, здравствуй, новь, Здравствуй, светлая любовь!

Если мир певуч и звонок  И во сне и наяву,  Научи нас, жеребёнок,  Верить в солнце и траву.  И ловить стихи и сказки  В золотые невода...  Мир, ты хочешь быть прекрасным?  Значит миром будь всегда!

Если мир певуч и звонок И во сне и наяву, Научи нас, жеребёнок, Верить в солнце и траву. И ловить стихи и сказки В золотые невода... Мир, ты хочешь быть прекрасным? Значит миром будь всегда!

ПРИПЕВ:  Здравствуй, мир, здравствуй, друг.  Здравствуй, песен щедрый круг,  Здравствуй, миг, здравствуй, век,  Здравствуй, добрый человек!  Здравствуй, дом, здравствуй, даль,  Здравствуй, радость и печаль.  Здравствуй, быль, здравствуй, новь,  Здравствуй, светлая любовь!

ПРИПЕВ: Здравствуй, мир, здравствуй, друг. Здравствуй, песен щедрый круг, Здравствуй, миг, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек! Здравствуй, дом, здравствуй, даль, Здравствуй, радость и печаль. Здравствуй, быль, здравствуй, новь, Здравствуй, светлая любовь!

Музыка  Тембры  Рисунок  Палитра  Линия  Портрет  Тона  Живопись  Гамма  Звуковая  Цветовая  Музыкальная  Живописная  Холодные и теплые  Ритмический  Мелодическая  Светлые и сумрачные  Музыкальный

Музыка

Тембры

Рисунок

Палитра

Линия

Портрет

Тона

Живопись

Гамма

Звуковая

Цветовая

Музыкальная

Живописная

Холодные и теплые

Ритмический

Мелодическая

Светлые и сумрачные

Музыкальный

Спасибо  за урок!   Хорошего настроения на весь день!

Спасибо

за урок!

Хорошего настроения

на весь день!

http://content.mail.ru http://puzkarapuz.ru https://ru.wikipedia.org/wiki http://muzofon.com/search/импрессионизм http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=303 http://www.muzmarket.ru http://doc4web.ru/muzika/urok-muziki-v-klasse-impressionizm-v-muzike-i-zhivopisi.html http://www.belcanto.ru/ravel.html http://http://www.artwall.ru/products/poster http://mp3-pesnja.com/song/м http://world-of-art.narod.ru/masters/renoir/10.htm http://www.belcanto.ru/debussy.html http://musike.ru/index.php?id=97 http://ru.wikipedia.org/wiki/Моне http://www.impressionist--paintings.com/russian/MANE/biograph_mane.shtml http://wiki.bks-tv.ru/wiki/Писсарро http://www.impressionism.ru/degas.html http://yandex.ru/images/search http://muzofon.com/dwl2.
  • http://content.mail.ru
  • http://puzkarapuz.ru
  • https://ru.wikipedia.org/wiki
  • http://muzofon.com/search/импрессионизм
  • http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=303
  • http://www.muzmarket.ru
  • http://doc4web.ru/muzika/urok-muziki-v-klasse-impressionizm-v-muzike-i-zhivopisi.html
  • http://www.belcanto.ru/ravel.html
  • http://http://www.artwall.ru/products/poster
  • http://mp3-pesnja.com/song/м
  • http://world-of-art.narod.ru/masters/renoir/10.htm
  • http://www.belcanto.ru/debussy.html
  • http://musike.ru/index.php?id=97
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Моне
  • http://www.impressionist--paintings.com/russian/MANE/biograph_mane.shtml
  • http://wiki.bks-tv.ru/wiki/Писсарро
  • http://www.impressionism.ru/degas.html
  • http://yandex.ru/images/search
  • http://muzofon.com/dwl2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!