СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний. Цель урока: раскрыть понятие хоровой музыки; развивать умение отличать музыку духовную от светской. Задачи урока: Обучающее: - сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной хоровой музыки; - показать развитие храмовой хоровой музыки от византийского одноголосия до                    композиторской; Развивающее: - развить чувственные ощущения  от прослушанных музыкальных произведений через приобщение к лучшим образцам хоровой музыки; - развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений. Воспитательная: - воспитать эмоциональную отзывчивость, уважение к национальной музыкальной культуре. Здоровьесберегающие: - создать благоприятный психологический климат, предупреждать переутомляемость детей. Оборудование урока: «Есть на Волге утёс» русская народная песня (слушание) Хор Московского Сретенского монастыря - Благослови, душе моя, Господа П.И. Чайковский «Отче наш»  Григорианский (протестанский)  хорал «Kyrie eieison» (Господи, помилуй) В.А. Моцарт «Реквием» «Kyrie eieison» (Господи, помилуй)  Era «Ameno» видео – фильм Песня «Русская Зима» муз., сл. Л. Олифирова. ТСО: электронная презентация, фрагменты видеозаписей. Раздаточный материал: словарь эмоциональных терминов.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.  II. Постановка темы урока Учитель: - Тема нашего урока: «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»  СЛАЙД  3 - Мы будем говорить с вами о хоре, хоровой музыке, и постигать секреты выразительных средств хорового звучания. - Давайте проведём исследование этапов становления (формирования) хоровой музыки. III. Объяснение нового материала. Происхождение хоровой музыки. Формулируем понятие «Хор» в двух аспектах (как название певческого коллектива и как название особого музыкального жанра).  СЛАЙД 4 Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus» - толпа, собрание, коллектив людей, исполняющий вокальную музыку. Но не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.   - Как вы думаете, чем ещё могут  отличаться хоры друг от друга? (Следуют свободные высказывания).  В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать так: •    смешанный хор  (состоит из женских и мужских голосов); •    хор мальчиков и юношей; •    мужской хор  •    женский хор  •    детский хор  Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных составов хоров. (Однородный - женский, мужской, детский; смешанный). СЛАЙДЫ 5-6 С точки зрения манеры пения различают: •    академические хоры — поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона; •    народные хоры — поющие в народной манере; •    церковные хоры  – основная их деятельность — участие в церковных службах. СЛАЙД 7-10 Смотрим фрагменты презентации с фотографиями различных  хоров. По количеству участников различают: •    камерные хоры — от 12 до 30-50 участников; •    большие хоры — от 50 до 120 участников; •    сводные хоры — до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов.  СЛАЙД 11  Учитель: - Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Мы выяснили с вами, что хор отличается большим числом исполнителей.  - Как вы думаете, а чем ещё могут  отличаться хоры друг от друга? (следуют свободные высказывания). - Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения). Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов. СЛАЙД 12

Мужские голоса    Тенор (высокий)     Баритон (средний)     Бас (низкий)

Женские голоса    Сопрано (дискант) - высокий     Меццо-сопрано (средний)     Контральто (низкий)

 Вспоминаем названия основных разновидностей певческих голосов  Постановка проблемы учителем:  СЛАЙД.13 - Как  отличить музыку духовную от светской? - О самой ранней хоровой музыке известно то, что она была составной частью культового группового танца. Хороводы - самый древний тип коллективного музицирования, связанный с обрядами и ритуалами разных народов. А поскольку обрядовая сторона жизни не была отделена от повседневной деятельности человека, то отсюда пошли два родственных начала: духовное и светское. СЛАЙД 14 Сейчас мы с вами прослушаем русскую народную песню «Есть на Волге утёс». - Что вы можете сказать о прозвучавшей песне? (Смешанный хор, музыка звучит сурово, серьёзно, медленно. Представляется утёс, весь обросший лесом; орёл, прилетающий терзать своих жертв. Мощное, могучее  звучание затрагивает  душу каждого человека). Учитель: - Ребята,  как вы думаете, откуда произошла хоровая музыка? (Из жизни, как и песня). - Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, она умела и сама объединять, именно поэтому её отличают слаженность звучания и мощь.  СЛАЙД 15 Когда появились храмы - хоровая музыка поселилась и в них. Поворотным же моментом в развитии русской хоровой музыки стало Крещение Руси святым велики князем Владимиром. Это произошло более тысячи лет назад, в 988 году. Перед вами – фреска Виктора Михайловича Васнецова, изображающая это великое событие.  Учитель: Пожалуйста, скажите – кого вы на ней видите? Дети: Князя Владимира, воинов, простых людей, киевлян, которые принимают крещение в водах реки Днепр от священников. Учитель: А знаете ли вы, из какой страны приехали эти священники?  СЛАЙД. 16 - Они приехали из Византии, которая в те времена была самым сильным православным государством в мире и обладала самой развитой и передовой храмовой хоровой культурой (показать указкой на карте). Именно в Византии была создана система церковного пения из восьми гласов (слушаем). Одноголосие пришло на Русь из Византии и стало тем зёрнышком, из которого впоследствии развилась русская храмовая хоровая музыка.  СЛАЙД. 17  Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии: - строго вокальный характер; - тесная связь музыки и слова; - плавность мелодического движения; - подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста.        Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях: Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Почаевском, Троице-Сергиевой Лавре. СЛАЙД 18              Именно в монастырях возникали постоянные хоры, складывались оригинальные  монастырские распевы. Всё это способствовало созданию русской хоровой школы  (слушаем Хор Московского Сретенского монастыря - Благослови, душе моя, Господа) Постарайтесь ответить, кто и с какими чувствами его исполняет и каков способ хорового исполнения? (Дети слушают и затем отвечают на поставленные вопросы: произведение исполняет мужской хор с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности.) Учитель: Это раннее русское многоголосие. Вывод: Развитие храмового хорового пения происходило от одноголосия к многоголосию. При этом, исполнение становилось всё более сложным и объёмны. Учитель:  - Давайте  попробуем перечислить способы хорового исполнения.       Дети: одноголосное, многоголосное, а капельное,  с аккомпанементом.  Учитель: Однако с разделением христианства на католицизм и православие в каждой из этих церквей сложились различные музыкальные традиции. Римско-католическая церковь продолжила древний обычай использования музыкальных инструментов, сопровождающих хоровое пение. Византийская православная церковь выработала церковный хоровой стиль без сопровождения «а капелла» и запретила инструментальную музыку в церкви. Православные  богословы запрещают использование инструментов во славу Господа, т.к. у инструментов нет  души. СЛАЙД.19           В 19 веке значительный вклад в развитие храмового хорового пения внесли русские композиторы Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Андреевич Архангельский, Александр Тихонович Гречанинов, Павел Григорьевич Чесноков.             Во время службы, в храме звучат молитвы на церковнославянском языке. Одна из главных - "Отче наш". Молитва эта называется "Господнею", потому что её дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу. Молитва «Отче наш» разделяется на призывание, семь прошений, или семь просьб, и славословие (восхваление). Работа с текстом молитвы. СЛАЙД 20 Многие композиторы писали хоровые произведения на текст молитвы «Отче наш». Образец такой музыки – «Отче наш» П.И. Чайковского. При внешней сдержанности и сосредоточенности эта музыка полна глубокого чувства. Это искренняя и страстная молитва, чистая и возвышенная. (Слушаем П. Чайковский «Отче наш») СЛАЙД 21.     Музыкальный характер этого песнопения всегда строг. В нём подчеркивается важность каждого слова молитвы.            Музыка звучит не только в православном храме, но и в католическом. Зарубежные композиторы тоже обращались к этой стороне жизни. Некоторые из них служили в церкви в качестве музыкантов, например, И.С.Бах, некоторые имели сан священника Ф. Лист, А. Вивальди. Первым музыкальным инструментом, которым сопровождалось церковное пение в Западной Европе, был клавесин. Позже ему на смену пришёл орган. СЛАЙД 22 Учитель:  - Сейчас мы прослушаем один из примеров зарубежной духовной музыки. Обратите внимание, как голос выражает все чаяния души, как тонко показывает  состояние человека. Слушание григорианского (протестанского) хорала «Kyrie eleison» (Господи, помилуй) с органным сопровождением. СЛАЙД 23 - Какой образ изображен в этом произведении? (ответы детей) Учитель: - А теперь, для сравнения, ещё один вариант исполнения этого же произведения, написанного великим композиторов В.А. Моцартом.  Слушание В.А. Моцарт «Реквием» «Kyrie eleison» (Господи, помилуй)  СЛАЙД 24 - Какое произведение вам больше понравилось, почему? (ответы учащихся)  Учитель: - Уже давно церковная музыка вышла из храмов и превратилась в светскую духовную музыку. В репертуар хоров включаются произведения о жизни, смерти, о чистоте любви, чтобы человек смог задуматься о том, что на самом деле является главным, что существует более высокие и правильные ценности – терпение, честь, достоинство. В конце прошлого века на музыкальном олимпе появился проект под названием ERA. Эта группа исполняет музыку в стиле new age, записывая и комбинируя католические церковные хоры. Музыка Era это- григорианские песнопения, в основном краткие молитвы Богу. Песнопения исполняются преимущественно на латыни, хотя в некоторых композициях есть вставки на английском языке. - Сейчас мы прослушаем и посмотрим видео одной из композиций этой музыкальной группы.  (слушание ERA «Ameno»)   Учитель: - Какие чувства вызвало у вас это музыкальное произведение? (Ответы детей) Учитель: -  А что вы представили, какую картину нарисовали перед собой,  прослушивая это произведение?  (Ответы детей) Работа над песней Учитель: -  Мы с вами тоже поем на уроках музыки песни. Какую последнюю песню вы выучили на прошлом уроке музыки Дети: - «Русская зима» Учитель: -  Сейчас мы ее с вами исполним, но прежде чем приступить к пению, мы с вами выполним дыхательные и артикуляционные упражнения СЛАЙД 25-30 (Учащиеся выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику). Исполнение песни «Русская зима» СЛАЙД 31 III. Подведение итогов Учитель: - Какое из произведений, прослушанных вами на уроке, больше понравилось? (ответы учащихся). В начале урока мы говорили, что народная хоровая музыка изображает человека и окружающий его мир. А какой мир изображает храмовая хоровая музыка? СЛАЙД 32 (детям предлагается выбрать из 3-х слайдов цвет, соответствующий храмовой музыке). Дети выбирают небесный и обосновывают выбор цвета. - Что же такое  Духовная музыка? (отзвук небесной гармонии - красоты). IV.Рефлексия СЛАЙД 33 Детям предлагается  в форме «Синквейна» выразить своё отношение к теме урока «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме» V. Домашнее задание СЛАЙД 34 Рассказать о действующем хоровом коллективе.

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!