СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по дисциплине «Специальный инструмент (баян)» Тема: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок проводится со студентом III курса отделения «Инструменты народного оркестра» Лиманским Жаном.

Тема урока; «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна (В. Гридин. Обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай)»

Цель урока: Систематизировать основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа в работе над музыкальным произведением. 

Задачи урока: 

Образовательные:

  • изучение музыкально-выразительных средств, используемых композитором для понимания содержания исполняемой пьесы;
  • формирование у учащегося знаний и умений при работе над музыкальным произведением;
  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выразительного исполнения произведения.

Развивающие:

  • развитие слуховых представлений, логического мышления, творческих способностей в овладении исполнительскими навыками;
  • развитие творческого воображения и эмоционального восприятия музыкального образа;
  • расширение музыкального кругозора, способствующего развитию интеллекта обучающегося.

Воспитательные:

  • воспитание целеустремленности и аккуратности в работе с нотным текстом;
  • формирование музыкальной отзывчивости, волевого начала;
  • формирование любознательности, мотивации к дальнейшей потребности исследовательской работы в музыкальной сфере;
  • воспитание коммуникативной культуры поведения и общения.

 

Форма урока: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-практикум.

Методы обучения:

  • проблемные – создание на уроке педагогической ситуации, способствующей совместному поиску решения поставленных задач;
  • словесные – изложение теоретического материала, беседа, объяснение;
  • наглядные – показ на инструменте, использование нотного материала;
  • практические – показ на инструменте;
  • междисциплинарных взаимодействий – анализ музыкального произведения, сведения о композиторе;
  • ассоциативные – использование образных характеристик, выстраивание  ассоциативного ряда.

Элементы педагогических технологий:

  • здоровьесберегающие;
  • проблемно-диалогового обучения;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • межпредметной интеграции;
  • развивающего обучения.

 

Ход урока:

  1. Введение.
  1. Организационный этап. Приветствие.
  2. Характеристика базы знаний, умений и навыков обучающегося.
  3. Обоснование выбранной темы.
  4. Сообщение цели и задач урока.

II. «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна (В. Гридин. Обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай)».

 

Обучающийся III курса Лиманский Жан имеет отличные природные музыкальные данные. Студент проделал большую работу по овладению музыкально-исполнительской деятельностью, является активным участником концертов колледжа и конкурсов различного уровня.

Сегодня в рамках открытого урока мы покажем работу над основными этапами работы над музыкальным произведением в классе баяна (В. Гридин. Обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай).

Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.

Педагогическая практика показывает, что работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа: 

1. Знакомство с произведением, создание общего представления о пьесе, о её основных художественных образах.

2. Освоение музыкального текста, выразительных и технических средств.

3. Работа над раскрытием художественного содержания произведения в целом.

         На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.

         Работу над музыкальным произведением мы начинаем со знакомства с материалами о произведении, его авторе. Предварительно мы прослушаем произведение в исполнении известных музыкантов в видео и аудиозаписи. Этот показ даёт студенту  общее представление о характере и стиле произведения, заинтересовывает его, стимулирует художественную инициативу и работоспособность ученика.

(слушаем  произведение В. Гридина. «Ехал казак за Дунай» в исполнении самого автора)

Виктор Гридин – народный артист России, баянист-виртуоз, композитор, аранжировщик. В мире баянного исполнительства - музыкант-новатор. Он обладал своеобразным, только ему присущим звукоизвлечением, изобрел новые приемы игры на баяне. Его феноменальная техника двойных нот не имеет аналогов в исполнительстве на баяне. Гридин внес большой вклад в развитие баянного исполнительства в России, является автором многочисленных виртуозных сочинений для баяна, изданных в грамзаписях. 

Пьесы и обработки Виктора Гридина пользуются огромной популярностью у баянистов. Они используют их на концертной эстраде, по радио, телевидению. Пьесы Гридина привлекают своеобразием и яркостью гармонического языка, его темы на редкость удачно сочетают в себе черты народного мелоса с современными острыми гармониями и ритмическими рисунками. Виртуозные пьесы Виктора Гридина требуют совершенного владения всеми приемами игры на современном баяне.

«Ехал казак Дунай» - одно из наиболее известных произведений композитора. Оно отличается тонким ощущением национального мелоса, искрометностью творческой фантазии, подлинно концертным блеском. Автор в этой обработке прекрасно раскрывает художественные и технические возможности баяна.

Ознакомившись с произведением, приступаем к разбору нотного текста.

Основная тональность произведения – a-moll, в вариативной форме.

Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует легкому и правильному исполнению текста, неправильная – тормозит процесс выучивания. 

В данной обработке – пятипальцевая аппликатура.

Далее мы предварительно знакомимся с наиболее трудными фрагментами, скачками, пассажами. Распределяем произведение на части, проставляем цифры для удобства работы, и тогда уже приступаем к чтению нот с листа по частям.  Уже при "черновом" проигрывании, необходимо обращать внимание студента на указания характера, темпа, динамики, штрихов. На данном этапе не следует заострять внимание на погрешностях исполнения. В пьесе основной штрих –non legato.

Итак, в результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.

Второй этап самый трудоёмкий и длительный, основная задача которого - разучивание текста, отбор выразительных средств и работы над ними. Грамотный, осмысленный разбор, создаёт основу для дальнейшей правильной работы.

На этом этапе следует отработать отдельные фразы, объединяя их затем в предложения, периоды. Работая над фразировкой, необходимо не только определить границы фразы, но и артикуляцию фразы, звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные построения. Выстраивая артикуляцию каждой фразы, важно установить нахождение её кульминации, подход к ней и завершение фразы.  

При распределении смены движений направления меха следует исходить, прежде всего, из художественной целесообразности, а затем из индивидуальных физических особенностей студента. Как правило, смена движения меха производится на границах фраз и других структурных элементов. В таких случаях момент смены движения меха должен быть не заметен на слух. Это как бы естественное дыхание, способствующее выразительному исполнению мелодии. Смена меха возможна, а иногда необходима внутри фраз, и даже на одном тянущем звуке. В этих случаях нужна незаметная, плавная смена движения меха, которая не нарушила бы развития музыкальной мысли, не прервала бы её.

Особое место на втором этапе занимает работа над техническими трудностями. В основе их преодолений находится задача по подбору грамотной и рациональной аппликатуры. Аппликатуру можно считать правильной, если она удобна для  данного ученика, основана на естественном чередовании пальцев и их нормальной растяжке. Но главное - аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Важно использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения в игре других пальцев. Аппликатура воздействует на ритм, динамику, артикуляцию, подчеркивает выразительные фразы, придает определённую окраску звучанию и т.д.

Работа над техническими трудностями проводится путём многократных повторений в медленном темпе небольших построений. Медленный темп позволяет найти и закрепить необходимые игровые движения; ученик успевает сыграть уверенно все звуки правильной аппликатурой и, что не менее важно, проконтролировать слухом качество исполнения.

Работая над техникой, полезно применять различные ритмические, штриховые и динамические варианты. Важно работу строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части, педагог ставил конкретные задачи.

После того, как произведение будет разобрано самым тщательным образом, можно приступать к его запоминанию. Но только учить на память надо не механически, а чрезвычайно внимательно, исходя из внутренних закономерностей произведения. Учить наизусть надо активно, а не пассивно. Главное, что нельзя полагаться только на один вид памяти - слухо-моторный, хотя это и наиболее крепкий, надёжный вид памяти. Нельзя игнорировать такие важные дополняющие виды памяти, как память аналитическая, конструктивная, зрительная, и конечно эмоциональная.

Результатом второго этапа работы должно быть свободное и уверенное владение студентом текста и всеми средствами выражения художественного содержания произведения.

     

На третьем этапе устанавливается окончательная работа над музыкальным содержанием произведения в целом: достижение нужного темпа, доведение игры до полной свободы, автоматизма, всецело отдаваясь выразительному исполнению и слушанию самого себя.

Проигрывание пьесы целиком и в темпе должно чередоваться с игрой отдельных фрагментов в медленном темпе, что позволяет избежать «заигрывания». «Заигрывание» пьесы характерно неточностями, неровностями, некачественным звучанием, а нередко и срывами, остановками.

 

Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы). Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для студента, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Акимов Ю.   Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. – Москва: Советский композитор, 1980.
  2. Завьялов В. Баянное искусство. – Воронеж,1995.
  3. Липс Ф. Искусство игры на баяне. – Москва: Музыка, 1985.
  4. Онегин А. Азбука баяниста. – Москва: Музыка, 1964.
  5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – Москва: Музыка, 1988.
  6. Максимов В. А. Баян. Основы исполнительства и педагогики: Психомоторная теория артикуляции на баяне. – Санкт – Петербург: Композитор, 2013.
  7. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне: учебное пособие по курсу методики обучения игре на баяне (аккордеоне). – Москва: РАМ им. Гнесиных, 1997.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по дисциплине «Специальный инструмент (баян)» Тема: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»















ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по дисциплине «Специальный инструмент (баян)»

Тема: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»











Автор: Шатилова О.Г.,

преподаватель

ОБПОУ «Суджанский колледж

искусств им. Н.В. Плевицкой»

со студентом III курса отделения

«Инструменты народного оркестра»

Лиманским Жаном




г. Суджа, 2023 г.

Открытый урок проводится со студентом III курса отделения «Инструменты народного оркестра» Лиманским Жаном.

Тема урока; «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна (В. Гридин. Обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай)»

Цель урока: Систематизировать основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа в работе над музыкальным произведением. 

Задачи урока: 

Образовательные:

  • изучение музыкально-выразительных средств, используемых композитором для понимания содержания исполняемой пьесы;

  • формирование у учащегося знаний и умений при работе над музыкальным произведением;

  • формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выразительного исполнения произведения.

Развивающие:

  • развитие слуховых представлений, логического мышления, творческих способностей в овладении исполнительскими навыками;

  • развитие творческого воображения и эмоционального восприятия музыкального образа;

  • расширение музыкального кругозора, способствующего развитию интеллекта обучающегося.

Воспитательные:

  • воспитание целеустремленности и аккуратности в работе с нотным текстом;

  • формирование музыкальной отзывчивости, волевого начала;

  • формирование любознательности, мотивации к дальнейшей потребности исследовательской работы в музыкальной сфере;

  • воспитание коммуникативной культуры поведения и общения.


Форма урока: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-практикум.

Методы обучения:

  • проблемные – создание на уроке педагогической ситуации, способствующей совместному поиску решения поставленных задач;

  • словесные – изложение теоретического материала, беседа, объяснение;

  • наглядные – показ на инструменте, использование нотного материала;

  • практические – показ на инструменте;

  • междисциплинарных взаимодействий – анализ музыкального произведения, сведения о композиторе;

  • ассоциативные – использование образных характеристик, выстраивание ассоциативного ряда.

Элементы педагогических технологий:

  • здоровьесберегающие;

  • проблемно-диалогового обучения;

  • личностно-ориентированного обучения;

  • межпредметной интеграции;

  • развивающего обучения.


Ход урока:

  1. Введение.

  1. Организационный этап. Приветствие.

  2. Характеристика базы знаний, умений и навыков обучающегося.

  3. Обоснование выбранной темы.

  4. Сообщение цели и задач урока.

II. «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна (В. Гридин. Обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай)».


Обучающийся III курса Лиманский Жан имеет отличные природные музыкальные данные. Студент проделал большую работу по овладению музыкально-исполнительской деятельностью, является активным участником концертов колледжа и конкурсов различного уровня.

Сегодня в рамках открытого урока мы покажем работу над основными этапами работы над музыкальным произведением в классе баяна (В. Гридин. Обработка украинской народной песни «Ехал казак за Дунай).

Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.

Педагогическая практика показывает, что работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа: 

1. Знакомство с произведением, создание общего представления о пьесе, о её основных художественных образах.

2. Освоение музыкального текста, выразительных и технических средств.

3. Работа над раскрытием художественного содержания произведения в целом.

На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.

Работу над музыкальным произведением мы начинаем со знакомства с материалами о произведении, его авторе. Предварительно мы прослушаем произведение в исполнении известных музыкантов в видео и аудиозаписи. Этот показ даёт студенту общее представление о характере и стиле произведения, заинтересовывает его, стимулирует художественную инициативу и работоспособность ученика.

(слушаем произведение В. Гридина. «Ехал казак за Дунай» в исполнении самого автора)

Виктор Гридин – народный артист России, баянист-виртуоз, композитор, аранжировщик. В мире баянного исполнительства - музыкант-новатор. Он обладал своеобразным, только ему присущим звукоизвлечением, изобрел новые приемы игры на баяне. Его феноменальная техника двойных нот не имеет аналогов в исполнительстве на баяне. Гридин внес большой вклад в развитие баянного исполнительства в России, является автором многочисленных виртуозных сочинений для баяна, изданных в грамзаписях. 

Пьесы и обработки Виктора Гридина пользуются огромной популярностью у баянистов. Они используют их на концертной эстраде, по радио, телевидению. Пьесы Гридина привлекают своеобразием и яркостью гармонического языка, его темы на редкость удачно сочетают в себе черты народного мелоса с современными острыми гармониями и ритмическими рисунками. Виртуозные пьесы Виктора Гридина требуют совершенного владения всеми приемами игры на современном баяне.

«Ехал казак Дунай» - одно из наиболее известных произведений композитора. Оно отличается тонким ощущением национального мелоса, искрометностью творческой фантазии, подлинно концертным блеском. Автор в этой обработке прекрасно раскрывает художественные и технические возможности баяна.

Ознакомившись с произведением, приступаем к разбору нотного текста.

Основная тональность произведения – a-moll, в вариативной форме.

Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует легкому и правильному исполнению текста, неправильная – тормозит процесс выучивания. 

В данной обработке – пятипальцевая аппликатура.

Далее мы предварительно знакомимся с наиболее трудными фрагментами, скачками, пассажами. Распределяем произведение на части, проставляем цифры для удобства работы, и тогда уже приступаем к чтению нот с листа по частям.  Уже при "черновом" проигрывании, необходимо обращать внимание студента на указания характера, темпа, динамики, штрихов. На данном этапе не следует заострять внимание на погрешностях исполнения. В пьесе основной штрих –non legato.

Итак, в результате первоначального знакомства с произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.

Второй этап самый трудоёмкий и длительный, основная задача которого - разучивание текста, отбор выразительных средств и работы над ними. Грамотный, осмысленный разбор, создаёт основу для дальнейшей правильной работы.

На этом этапе следует отработать отдельные фразы, объединяя их затем в предложения, периоды. Работая над фразировкой, необходимо не только определить границы фразы, но и артикуляцию фразы, звуковое соотношение фраз при объединении их в более крупные построения. Выстраивая артикуляцию каждой фразы, важно установить нахождение её кульминации, подход к ней и завершение фразы.  

При распределении смены движений направления меха следует исходить, прежде всего, из художественной целесообразности, а затем из индивидуальных физических особенностей студента. Как правило, смена движения меха производится на границах фраз и других структурных элементов. В таких случаях момент смены движения меха должен быть не заметен на слух. Это как бы естественное дыхание, способствующее выразительному исполнению мелодии. Смена меха возможна, а иногда необходима внутри фраз, и даже на одном тянущем звуке. В этих случаях нужна незаметная, плавная смена движения меха, которая не нарушила бы развития музыкальной мысли, не прервала бы её.

Особое место на втором этапе занимает работа над техническими трудностями. В основе их преодолений находится задача по подбору грамотной и рациональной аппликатуры. Аппликатуру можно считать правильной, если она удобна для  данного ученика, основана на естественном чередовании пальцев и их нормальной растяжке. Но главное - аппликатура должна способствовать свободному исполнению. Важно использовать только установленную аппликатуру, не допуская даже случайного применения в игре других пальцев. Аппликатура воздействует на ритм, динамику, артикуляцию, подчеркивает выразительные фразы, придает определённую окраску звучанию и т.д.

Работа над техническими трудностями проводится путём многократных повторений в медленном темпе небольших построений. Медленный темп позволяет найти и закрепить необходимые игровые движения; ученик успевает сыграть уверенно все звуки правильной аппликатурой и, что не менее важно, проконтролировать слухом качество исполнения.

Работая над техникой, полезно применять различные ритмические, штриховые и динамические варианты. Важно работу строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части, педагог ставил конкретные задачи.

После того, как произведение будет разобрано самым тщательным образом, можно приступать к его запоминанию. Но только учить на память надо не механически, а чрезвычайно внимательно, исходя из внутренних закономерностей произведения. Учить наизусть надо активно, а не пассивно. Главное, что нельзя полагаться только на один вид памяти - слухо-моторный, хотя это и наиболее крепкий, надёжный вид памяти. Нельзя игнорировать такие важные дополняющие виды памяти, как память аналитическая, конструктивная, зрительная, и конечно эмоциональная.

Результатом второго этапа работы должно быть свободное и уверенное владение студентом текста и всеми средствами выражения художественного содержания произведения.

     

На третьем этапе устанавливается окончательная работа над музыкальным содержанием произведения в целом: достижение нужного темпа, доведение игры до полной свободы, автоматизма, всецело отдаваясь выразительному исполнению и слушанию самого себя.

Проигрывание пьесы целиком и в темпе должно чередоваться с игрой отдельных фрагментов в медленном темпе, что позволяет избежать «заигрывания». «Заигрывание» пьесы характерно неточностями, неровностями, некачественным звучанием, а нередко и срывами, остановками.


Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы).
Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для студента, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!