СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по литературному чтению. В. Осеева " Волшебное слово"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению. В. Осеева " Волшебное слово"»



Конспект урока литературного чтения

по теме: В.А. Осеева « Волшебное слово»

Цель: научить детей давать нравственную самооценку поступкам; добиться уяснения учениками, что лишь внимательный человек может понять нужды другого человека, помочь ему.

ЗАДАЧИ:

• обучающие:

1. Учить детей анализировать литературное произведение.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.

3. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.

• развивающие:

1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

2. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.

3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

• воспитательные:

1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Метапредметные:

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Предметные:

соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.

Используемая технология: постановка и решение проблемного вопроса.

Оборудование: мультимедийный экран, карточки, выставка книг, учебник, словарь, презентация к уроку, сердечки











Ход урока

Орг. момент. Рефлексия настроения учащихся.

Прошла перемена, услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого урока.

Самоопределение к деятельности

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание и умение анализировать поступки. Я желаю вам удачи!

Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем?

На прошлом уроке Вы познакомились с рассказом Ермолаева «Два пирожных».

Назовите главных героев рассказа?

С какой просьбой обратилась к девочкам мама?

Как поступили девочки?

Прочитайте, что ответила своей сестре Оля на вопрос: «Почему она съела два пирожных?» (стр. 86 последний абзац)

Молодцы!

Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию.




Чему мы научились, прочитав рассказ?

Верно! Мы должны помогать друг другу, быть внимательными.

Ребята, давайте прочитаем стихотворение.

( на доске)

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

О чем это стихотворение?

Давайте прочитаем данное стихотворение с разной интонацией.

  1. Вопросительно

  2. Восклицательное

Какие еще добрые слова вы знаете и часто говорите?

Сообщение темы. Постановка цели и учебных задач.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Да, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Волшебное слово», автор этого рассказ Валентина Осеева. С 20 лет она стала работать воспитательницей в детских учреждениях беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге сочиняла для ребят сказки, писала пьесы и любила придумывать игры.



-Какую цель вы ставите перед собой на уроке?

- Цель нашего урока сегодня - поговорить о «волшебных словах» и понять, как они действуют на людей.

- Прочитайте слова помощники и скажите, какие учебные задачи нужно решить, чтобы достичь цели?

Познакомиться …

Разобраться …

Узнать …

Прогнозирование по опорным словам.

- Как вы думаете, о чем может быть сюжет рассказа с таким названием?

Работа над новым материалом.

Подготовка к первичному восприятию текста.

- Сейчас мы познакомимся с первой частью рассказа, а прочитает ее народный артист СССР Николай Литвинов. Посмотрите на портрет (слайд). Голос Николая Литвинова знали все жители СССР, а особенно дети, потому, что он много работал на радио, где вел детскую передачу «Радио няня». Читал для детей сказки, рассказы, работал в радио - спектаклях. А также снимался в кино.

Словарная работа. Работа с толковым словарем.

Ребята, читая произведения, мы можем встретить слова, значение которых нам неизвестно. Скажите, где мы можем узнать значения слов? (в толковом словаре) У вас в учебнике есть такой словарь, в котором записаны значения слов к тем рассказам, которые вы читаете.

давайте попробуем объяснить смысл выражений и слов.

чуть не поддал хорошенько -не побил, не ударил.

взъерошил волосы-

засопел от обиды-

-Назовите синонимы к слову стряпать – сделать, создать.

Первичное восприятие текста.

Прослушивание 1 части рассказа.

Анализ первичного восприятия.

- Поднимите руку, кому было интересно.

- Назовите главных героев этого рассказа?

-Что случилось с Павликом? (поссорился)

-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?

(красный, сердитый)

-Почему Павлик так выглядел?

(плакал, кричал, ссорился)

– Как Павлик вёл себя при общении с сестрой? (Раздраженно).

– С бабушкой? (Он обижался на неё).

– С братом? (Был назойлив и злился на него, не слушался)

- Правда ли, что все обижали мальчика?

- Нравится ли вам Павлик таким, каким мы его увидели?

- Что можете сказать о старичке?

- А как разговаривал мальчик со старичком?

- Почему же он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)

- Сразу ли мальчик поверил ему? (да) Докажите.

- Тайну, какого слова раскрыл Павлику старичок?

-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?

(Правильно, многое зависит от того, как они сказаны: спокойно, приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными». Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям)

Физминутка.

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

А вот если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Работа над новым материалом (продолжение). Прогнозирование.

- Что произойдет дальше?

- Давайте проверим.

Чтение 2 части по «цепочке»

Анализ первичного восприятия. Выборочное чтение.

- Подтвердились наши догадки?

- Помогла ли Павлику сила волшебного слова?

- Что делала Лена, когда к ней пришел Павлик?

- Что сделала Лена, увидев брата? (спрятала краски)

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

- Прочитайте, как обратился Павлик к сестре?

- Ребята, как изменилось поведение Лены, когда Павлик сказал ей волшебное слово? Найдите эти строки. «Лена широко раскрыла глаза...»

- Прочитайте, как обратился Павлик к бабушке.

- Что сделала бабушка, когда услышала волшебное слово Павлика?  Найдите эти строки в тексте. «Бабушка выпрямилась...».

- Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?

- Прочитаем разговор за столом по ролям.

-Давайте сделаем вывод.

-Каким становилось настроение родных, когда они слышали волшебное слово

- Сравните, как изменился Павлик, его поведение, его жизнь после того, как он узнал тайну волшебного слова?

• РЭШ Тр.з.7




-А теперь вам нравится Павлик?

Итог

-Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?

-Почему он сразу этого не сделал?

– Как вы думаете, как автор относится к своему герою?

– Рассказ начинается и заканчивается противоположными событиями.

-Почему?

- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником?

-Действительно, старичка можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

- Как вы считаете, что же надо делать каждому из нас, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее?


- Чему хочет научить нас В. Осеева этим произведением?

- В чем мудрость этого рассказа?

- А нам в жизни нужны волшебные слова?

Работа над пословицами.

РЭШ Тр.з.6



Заслушивание и обсуждение ответов учащихся.

Итог урока. Стадия рефлексии.

У вас на столе смайлики трех цветов.

В начале урока каждый из вас поставил перед собой цель. Если у вас все получалось, вы достигли на уроке своей цели, то возьмите смайлик зеленого цвета, желтого – если вы считаете, что у вас были небольшие затруднения. Красного - если вы считаете, что у вам было трудно, многое осталось непонятным.

Какого бы цвета не был выбранный вами смайлик, я хочу, чтобы в вашем сердце всегда было место для волшебных слов.

Домашнее задание.

Выразительное чтение стр. 180 - 181




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!