СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: «Волшебное слово» В.А. Осеева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения, тема "Волшебное слово" В.А. Осеева, на котором учащиеся получат возможность научится художественному анализу произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: «Волшебное слово» В.А. Осеева.»

Конспект урока по литературному чтению

Тема урока: «Волшебное слово» В.А. Осеевой.

Тип урока: закрепление изученного.

Цель: обучение анализу художественного произведения.

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

  • познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

  • личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.


Ход урока:

  1. Организационный момент. Слайд 1 Песня Фунтика «Хорошо бродить по свету»

- Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

- Повернитесь друг другу, улыбнитесь. Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям. Садитесь.

  1. Речевая разминка. Работа над дыханием.

звукоподражание: шум леса (ш-ш-ш);

полет жука (ж-ж-ж);

писк комара (з-з-з);

надувание шарика (ф-ф-ф);

сдутие мяча (с-с-с);

вдыхаем аромат цветка

  1. Проверка д/з

- Что было задано на дом? (Провести мини - исследование)

- Какое? (Найти в словарях и энциклопедиях значение этих слов).

Здравствуй – наше привычное приветствие – не то, что иное, как пожелание здоровья.

Пожалуйста – от глагола «пожаловать». Употребляется в разговоре как вежливый оборот для выражения просьбы.

Спасибо – изначально – спаси Бог! Употребляется в разговоре для выражения благодарности.

  1. А как называется произведение, с которым вы познакомились вчера?

Выберите правильный ответ (слайд 2)

Волшебное яблоко.

Волшебное слово.

Волшебное колечко.

А кто же автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)

слайд 3

Биографию Осеевой нам расскажет

Сообщение темы:

А сейчас мы проверим, как вы поняли этот рассказ. Сегодня мы будем работать в группах. У вас на партах, на листочке нарисован кроссворд. Я буду задавать вопросы, а вы будете писать ответы. Давайте вспомним правила работы в группах

Кроссворд.

1. Как зовут мальчика?

2. Что было в руке у старика?

3. Как зовут девочку?

4. Кто пекла пирожки?

5. На чем сидел старик в начале рассказа?

6. Кого попросил Павлик, чтобы его взяли кататься на лодке?

7. Где пекла пироги бабушка?

8. Что пекла бабушка?

9. На чем чертил старик зонтиком?

10. Что попросил Павлик у Лены?

11. На чем хотел покататься Павлик?

12. Куда положил Павлик руку, когда попросил брата взять его покататься?

13. Как назвал старика Павлик?

14. Какое волшебное слово сказал старик?


  1. Проблемная ситуация:

Ребята, а вам понравился рассказ «Волшебное слово»? Продолжим работу над произведением? Постановка учебной задачи. Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.

Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92.

Слайд 4. Может ли слово быть волшебным?

Ваше мнение вы выскажете в конце урока.


  1. Физминутка. (Музыка Барбарики)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!

Руки на пояс!

Пожалуйста, руки на пояс!

Выполняем приседания!

Приседаем 2 раза, пожалуйста!

Прыгаем, как зайчики!

Пожалуйста, сделали вдох и выдох!

Пожалуйста, садимся на свои места!


И продолжаем наш урок.

  1. Работа с новым материалом. Воспроизведение последовательности действий.

Возвращаемся к нашему произведению. Давайте попробуем вспомнить ход событий. Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.

События записаны вразброс на доске:

1. Встреча со стариком.

2. Разговор с Леной.

3. Разговор с бабушкой.

4. Беседа за обедом.

5. Возвращение в сквер.

Давайте прочитаем написанное все вместе.

А что у нас получилось? (план текста). Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.

Анализ первой части текста

Работа над иллюстрацией.

Откройте, пожалуйста, учебник и найдите на странице 88 иллюстрацию.

Кто изображён? Как зовут мальчика?

Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?

Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком «цепочкой».

Стр.87-89 с начало до слов: … он вскочил и побежал домой.

Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.

сердитое лицо, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул кулаком по скамейке

Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?

Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

Почему он захотел помочь Павлику? (потому, что у дедушки большой жизненный опыт, знает, как помочь маленьким)

Сразу ли мальчик поверил ему? (да)

Работа над второй частью текста

Ребята, а что же в рассказе было дальше? (Павлик стал просить у Лены краски)

Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)

Чтение по ролям

Сейчас прочитаем эту часть рассказа по ролям.

Стр. 90 со слов: Павлик боком подошел к сестре…

До слов Он думал теперь только о волшебном слове

Анализ

Какое волшебное слово сказал Павлик?

Как подействовало волшебное слово на Лену?

(широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски)

Работа над третьей частью текста

К кому следующему пошёл мальчик? (к бабушке)

Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)

Стр. 91 со слов: - Горяченького….

До слов: румяный пирожок.

А реакция Павлика? (Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки)

Работа над четвёртой частью

Какое самое трудное испытание ожидало Павлика в третий раз? (уговорить брата, чтоб тот взял покататься на лодке)

Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вёл себя за столом. (он сидел притихший)

Как он обратился к брату? (положил руку на плечо и сказал, возьми пожалуйста.)

Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы? (стал вежливым)

В чём секрет волшебного слова? (возникает понимание)

Как еще называют такие слова (вежливыми).

Давайте вспомним, какое слово сказал старичок Павлику? (пожалуйста)

слайд 5 - Может ли измениться отношение к человеку, если он научился использовать добрые слова? (да)

  1. Итог урока.

- Давайте же вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Слайд 4

Может ли слово быть волшебным? (может). Это в прямом или переносном смысле? (конечно в переносном, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой)

- Понял ли мальчик, что без вежливости в жизни нельзя? (да)

- Зачем Павлик побежал обратно в сквер? (чтобы поблагодарить старика)

Но благодарить нужно сразу же.


Выберите крылатое выражение, которое подходит к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Слайд 6

1. Добрый человек добру учит.

2. Любишь кататься, люби и саночки возить.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Или Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.

Добрый человек ... ...добру учит.

Любишь кататься,… …люби и саночки возить.

Не имей сто рублей... ... а имей сто друзей.


-Наш урок подходит к концу.

-Вам понравился урок? (Поднимите руки). У вас на партах цветочки разного цвета: розовые и желтые. (Музыка, 3 песня)

Оцените свою работу на уроке:

розовый – работал в полную силу;

желтый – работал как обычно;

Выйдите к доске и поместите ваши цветы в общую вазу.


  1. Домашнее задание (на выбор): слайд 7

  1. Придумать продолжение рассказа.

  2. Выразительное чтение любой части текста.

  3. Нарисовать иллюстрацию к произведению (всем).

  1. Чтение стих (наизусть)

В заключении урока мы послушаем стихотворение «Добрые слова», а написал это стихотворение еврейский советский писатель Овсей Овсеевич Дриз, а расскажет нам его

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром!» - я кричу

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.


Я надеюсь, что вы не будете забывать говорить окружающим людям волшебные слова, и я хочу сказать вам «спасибо за урок».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!