2-Д класс
Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Сила волшебных слов в произведении В. Осеевой «Волшебное слово»
Задача урока: обучение анализу художественного произведения.
Цели:
Предметные:
продолжить знакомить детей с произведением «Волшебное слово», формировать представление о добре и отзывчивости.
Метапредметные:
развивать умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения; умение отвечать на поставленные вопросы по прочитанному произведению.
Личностные:
прививать интерес к чтению; воспитывать нравственное поведение, культуру общения, вежливость, развивать коммуникативные навыки общения.
Тип урока: работа с художественным текстом.
Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация, карточки с вопросами заданиями для работы в парах, солнышко, лучики (с добрыми словами ), сердечко, разноцветные лучи (красные, розовые, желтые)
- Оргмомент
Слайд 1.
– Здравствуйте, ребята! Начать наш урок я хочу такими словами.
-Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро пусть длится до вечера!
- Ребята, повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь!
Вы сейчас поделились хорошим настроением друг с другом. Ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю вам хорошего настроения и дружной работы.
Слайд 2
- Речевая разминка.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
- Прочитайте стихотворение про себя; шёпотом.
- Прочитайте в полный голос и выразительно.
- прочитать с чувством гордости, торжества.
- прочитать спокойно, а словосочетание « С добрым утром» выделите голосом.
- с вопросительной интонацией.
- рассказать стих – е наизусть
3. Определение темы и цели урока.
3.1. - Ребята, а какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу.
- Для чего мы говорим эти слова?
3.2. Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
Закончить стихотворение.
Кто знает ответ – поднимает руку.
(Подготовленные дети читают стихи. Ребята получают, записанные на листочках - лучиках, угаданные слова)
Встретив зайку, ёж-сосед,
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
- Прочитайте слова, которые вы сказали.
- Как называют такие слова? (вежливыми)
(Волшебными)
- Почему они волшебные? (помогают нам, людям)
(ребята выходят к доске и прикрепляют к солнышку лучики со словами: привет, здравствуй и т.д.)
- С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше.
Поэтому девизом к нашему уроку будут слова: «Волшебное слово помочь всегда готово».
(Девиз записан на доске.)
- Попробуйте определить тему нашего урока. (Продолжим работу над произведении В. Осеевой «Волшебное слово». Слайд 3
Цель нашего урока-поговорить о волшебных словах и понять, как они действуют на людей. В конце урока ответим на вопрос
«Может ли слово быть волшебным?»
Слайд 4.
4.Работа по тексту.
4.1.Работа с иллюстрацией с.88
- Кого вы видите на иллюстрации?
- Что делает старик? Павлик?
- Найдите и зачитайте строки из текста, которые можно отнести к этой иллюстрации.
4.2. Работа по тексту
- О ком этот рассказ?
- Каким мы видим мальчика в начале рассказа?
(Сердитый мальчик: красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.)
Слайд 5.
- Как он разговаривал с окружающими? (Грубо)
- Нравится ли он вам? (Нет).
- Чем он вам не нравится? (Он не воспитанный)
- Что случилось с Павликом? ( поссорился с родными). Почему поссорился?
- Можно ли было помочь мальчику? (Можно). Чем? (Помочь стать вежливым, воспитанным)
- Кто помог Павлику? (Старик).
- Как выглядел старик?
- Что шепнул старик на ухо Павлику? (Волшебное слово: «пожалуйста»).
- Напомните мне, пожалуйста, Как нужно говорить это волшебное слово?
- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? (Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал).
5.Физминутка.
5.1. музыкальная.
5.2. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, вы должны их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста». Если вы не услышите этого слово, то выполнять действие не нужно:
- Пожалуйста, сделайте вдох и выдох.
- Руки на пояс.
- Пожалуйста, положите руки на пояс.
- Руки вверх!
- Выполните 3 раза приседания.
- Попрыгайте, пожалуйста, как зайчики.
- Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза.
- Пожалуйста, сядьте на свои места.
Пожалуйста! Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
6. Работа в парах. Выборочное чтение.
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в произведении и прочитайте эти строчки.
1 пара: Найдите строчки, подчеркните и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. (Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
Слайд 6.
- Павлику нужны были краски? А зачем он их попросил у сестры?
2 пара: Найдите строчки, подчеркните и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
Слайд 7.
Давайте прочитаем по ролям Как Павлик просил пирожки у бабушки?
3 пара: Подчеркните строчки и прочитайте, почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
- Как вы думаете, зачем побежал Павлик на улицу в сквер?
4 пара: Как называл Павлик старика, вспоминая его про себя?
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?
(Оно становилось хорошим и добрым).
- Можно ли старика назвать волшебником? (Можно) Почему?
(Потому что он помог мальчику стать добрым)
- Найдите строчки и прочитайте, каким стал мальчик, после общения со стариком?
(Добрый мальчик: смущённое доброе лицо, смотрит в глаза, говорит тихим голосом, подпрыгнул от радости, расцеловал в обе щеки, сидел притихший, тихо попросил)
Слайд 8.
- Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?
- Что для этого нужно?
(Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.
волшебные слова действительно существуют, надо чаще говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой.)
7.Работа с пословицами в паре.
(Собрать пословицы и объяснить их смысл)
- Из частей пословиц соберите целые и подумайте,
какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек….. добру и учит.
За добро….. добром и платят.
Что посеешь, ….то и пожнешь.
- К кому из героев рассказа их можно отнести?
8. Подведение итогов урока.
- Может ли слово быть волшебным?
- Как они (волшебные слова) действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
- С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? ( Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)
- Так в чем состоит главная мысль рассказа? (нужно быть вежливым, воспитанным)
- А вы не забываете быть вежливыми?
9. Рефлексия
Игра «Добрый круг»
-Давайте передадим вот это сердечко по классу и произнесём друг другу какое - нибудь доброе слово.
Слайд 9.
Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
У вас на столе солнечные лучики-«зайчики»
- Красные солнечные лучики «зайчики» - я уважителен и доброжелателен к людям,
- Розовые солнечные лучики «зайчики» - я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
- Желтые лучики «зайчики» - мне трудно быть уважительным и вежливым.
|
10. Выставление оценок
11. Д/з Пересказ от лица Павлика