СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  "Корень слова. Однокоренные слова" во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"»

Конспект урока русского языка

в 2 «В» классе

на муниципальном уровне


Тема: « Корень слова. Однокоренные слова».

Целевые установки:

Предметные:

-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

-формировать умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию;

-умение объяснять и аргументированно обосновывать выполняемые действия.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку,

-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

-воспитывать уважение к труду и его результату,

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.



Ход  урока:

I. Организационный момент.

- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.        Слайд №1

Постарайтесь все понять,

Интересное  узнать,

Чтобы грамотно писать.

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

– Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.

– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

Запишите число и вид работы.

II. Чистописание.

Д, к, а, и, н, с, о, в

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти буквы?

- Назовите звуки группы согласных букв. Какая из них лишняя? Почему?

Охарактеризуйте звук н

- Посмотрите и определите закономерность, с какой записаны буквы.

Нн Ннн Нннн

- Продолжите закономерность.

- Какое слово можно составить из данных букв?

- Кого так называют?

Запишите это слово. Садовник принес нам стихотворение.

III. Презентация нового материала

- Прослушайте стихотворение:

Как то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово - слово корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод.

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.


- Что интересное вы заметили в стихотворении?

Запишите эти слова

- Сравните эти слова, выделите общую часть.

- Как называется общая часть родственных слов?

Что станет главным на нашем уроке? вывешиваю Таблица корень

Соберем знания, которые вы уже получили.


Iⱱ. Работа над темой

- Что такое корень слова?

- Давайте исследуем, какое еще значение имеет слово «корень». Узнаем подробнее его лексическое значение.

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. начало, источник чего-либо;

  4. часть слова.


- Какое значение нас интересует на уроках русского языка?

(часть слова) Вывешиваю таблицу Часть слова


- Знаете ли вы, что слово корень мы еще употребляем в речи, когда говорим о чем то важном, главном. Слышали такое выражение


Смотри в корень. Зри в корень.


- Когда так говорят? Когда хотят, чтобы вы увидели самое главное, самое важное.

-

Формирование понятия «корень», однокоренные слова

Какое значение имеет корень в слове?

А вот послушайте:

Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт. 

- Давайте прочитаем, какие слова образовались от корня лет.

Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные( вывешиваю таблицу) : у них один и тот же корень.
Так какое же значение имеет корень в слове?

Как называют такие слова?



- Бывает ли слово без корня?
– Правильно! Слов без корня не бывает.

- Какой вывод можно сделать? Корень главная часть слова.

Это 1 секрет корня

Значимая часть, в ней заключено лексическое значение слова.
– Прочитайте правило на стр. 74.

. Работа в группах.

Вы сами станете садовниками. Вырастите деревья из корней.

Поможем веселому садовнику вырастить сад.

- Для этого подберите однокоренные слова к данным вам корням. Поработаем в группах. Напомните правила работы в группах.

- рыб-

-ум-

- звон-

-цвет-

-свет-

-корм-



Отчеты групп.

I. Физминутка

ⱱII. Работа по учебнику.

- Применим полученные знания. Выполним упражнение 131 из учебника. Всем ли понятно задание?

Все ли правильно выполнили задание?

- Прочитайте еще раз слова. Все гласные в корнях слов слышатся одинаково?

Это 2 секрет корня. Корни пишутся одинаково и могут подсказывать, как писать слова.

У кого возникли трудности? Все ли смогли выделить корень слова?

- Так как же найти корень в словах?

- В этом нам поможет учебник. Чтение правила на стр. 75.

Самостоятельная работа (разноуровневая)

1 уровень.

Найти лишнее слово.

Часовщик, часть, часы

Репа, репка, репейник.

2 уровень.

Выписать однокоренные слова. Выделить корень.

Цвет, клумба, поход, цветник, мост, цветной, бегать, белить, цветок.

3 уровень.

Придумать с данным корнем слова разных частей речи

Сущ. Прил. Глаг.

-Мир-



Самопроверка. Кто все выполнил верно?

- У кого появились затруднения?

Развитие речи.

На доске записан вопрос. Вам нужно составить и записать ответ, подобрав не менее двух однокоренных слов.

Кто пасёт овец и коз там, где луг травой зарос?

Подберите синоним к слову пастух. Где вы могли видеть такую картину?

- В горах. А вы любите ездить в горы? А ваши родители? Почему?

Вы любите свою родину? Что такое Родина?

Как называется наша Родина? Дагестан.

Что значит слово Дагестан?

Родник родит реку, а река льется через всю родину, кормит народ и все эти слова как бы родня между собой. К Паустовский.

Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

Какие еще слова можно подобрать к этому корню?

VIII. Рефлексия урока Конкурс «Верю – не верю»: Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные? Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные? Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются? Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?


Домашнее задание: подобрать однокоренные слова к корню -род-

Итог урока.

- Какие секреты корня узнали?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!