Что такое корень? Как выделить корень в слове? - А теперь ответим на первый вопрос: Что такое корень слова? Прослушайте сказку и выделите главное в ней: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (учитель показывает условное обозначение корня) - О чем нам рассказывает сказка? (о корне, он рос, у него появилось много родственников) - Молодцы! Кто-нибудь из вас может сказать, что же такое корень? - Сейчас вы поработаете в парах. Кто мне напомнит, какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? (Будь вежливым. Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед. Поблагодари товарища за совместную работу.) - На каждой парте лежат карточки со словами, ваша задача: прочитать слова, распределить их по группам. Записать группы. Обсудить в «паре» сколько групп у вас получилось. Обменяться с другой парой, провести проверку. Если согласны поставить «+», если нет, то “-“. (рыба, кормить, травка, рыбак, травяной, прикорм, рыбачить, корм, трава, травушка, рыболов, кормушка) - Сколько групп получилось? Почему? (три группы, потому что три одинаковых корня) - Как мы называем такие слова? (родственные) - Почему? (в них есть общая часть, они близкие по значению) - А как мы можем назвать общую часть родственных слов? (корнем) 2. Однокоренные слова. - Как мы можем еще назвать родственные слова, зная о том, что у них один корень? (однокоренные) - Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. (Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.) 3. Роль корня в слове. - Молодцы! Давайте дальше продолжим работу со словами на карточке. Теперь я вам предлагаю в каждой группе слов выделить корень. Каким значком мы должны его выделить? Кто покажет на доске? (ученик выходит к доске и показывает) - Хорошо. Работать продолжаем в парах. - Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (-рыб-, -корм-, -трав-) - А как вы думаете, если убрать корень из слова кормушка (карточка на доске), что у нас получится? (набор букв) - А можно эту часть назвать словом? (нет) - Почему? (нет лексического значения) - Какой вывод можно сделать? (корень слова очень важная часть, он «хранит» общее значение всех однокоренных слов) - Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике на с. 61 (читают вслух) -Правильно вы сформулировали правило? (да) - Давайте сделаем вывод о том, что такое корень? (Общая часть родственных слов, самая главная часть в слове, в котором заключено общее лексическое значение) - А теперь мы сделаем отдых для наших глазок. Сядьте поудобнее. Повторяйте за мной. ФИЗКУЛЬТМИИНУТКА Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! - Глазки наши отдохнули, и мы готовы дальше работать. |