Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе МБОУ ООШ п.Алханчурт
по теме:
« Корень слова. Однокоренные слова»
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
Отрабатывать каллиграфию письма;
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Придумано кем-то
При встрече здороваться.
Доброе утро! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
1 слайд
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день.
-Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки. Садитесь.
На предыдущем уроке вы меня очень порадовали вашей активной работой. Я думаю, что сегодня будем работать ещё лучше.
-Сегодня у нас урок-исследование
- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре)
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
.Гинастика пальцев.
- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
II. Чистописание
- Прочитайте слова, написанные на доске.
Кот, кормушка, комар, корыто.
Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждом слове.
- Верно, сегодня повторим написание буквы К.
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).
III. Самоопределение к деятельности.
- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
1.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
т
к
п
н
о
я
б
р
ь
к
а
р
а
н
д
а
ш
у
ч
и
т
е
л
ь
к
а
р
т
и
н
а
о
с
у
й
ы
в
а
и
д
р
а
с
- Какое слово получилось в вертикальном столбике?
- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
Корень
2.Работа по теме урока
- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни?
- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?(слайд 5).
- Сколько значений у слова?
- Какое из его значений относится к науке о языке?
- Что такое корень?
Корень
часть слова
Прочитайте слова, написанные на доске:
Работа, работник, работать, заработать, работающий.
- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
- А попробуйте прочитать только корень.
- Вы поняли, что означает это слово?
- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
- Ясен ли смысл слов?
- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него получаются другие слова.
- Дополним схему. Корень – это …
Корень
значимая часть слов
часть слова
- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные)
- Дополним схему. Что такое корень?
Корень
значимая часть слов
общая часть однокоренных слов
( родственных) слов
часть слова
- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова САД, выделите корень.
IV. Физкультминутка
. Продолжение работы по теме урока.
1,Упражнение в выделении корня в однокоренных словах
- Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам. (Слайд 5)
- Спишите слова, выделите корень ( групповая работа).
Гора, горка, горный.
Лист, листик, лиственное.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
:
Сад, посадка, посадил.
Река, речка, речной..
- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)
- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
- Самопроверка.
2 этап. Слова слова с омонимичными корнями
.- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
- Исследуйте пары слов. ( слайд 6)
- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
Вода - водитель
2 группа:
гора – горе
3 группа:
Друг - другой
- Какой вывод можно сделать?
- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.
VI. Закрепление изученного.
1.Работа с учебником ( упр.121, с. 57. Нужно зачеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.):
(работа в парах). .
Проверка выполнения.
- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какие слова будут «лишними»?
- Почему эти слова не будут однокоренными?
- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
2.Индивидуальная работа по карточкам( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)
К- 1
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.
Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
К- 2
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
___________________________________________________________
К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
Проверка выполнения групповой работы /
VII. Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.
О чём?
Что?
Какая?
Как?
Зачем?
Сколько?
Где?
- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?
- Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
VIII,Домашнее задание: упражнение 120 cтр.57