СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе МБОУ ООШ п.Алханчурт по теме: « Корень слова. Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  открытого  урока по русскому языку в 3 классе МБОУ ООШ п.Алханчурт

по теме:

« Корень слова.   Однокоренные слова»

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе МБОУ ООШ п.Алханчурт по теме: « Корень слова. Однокоренные слова»»



Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе МБОУ ООШ п.Алханчурт

по теме:

« Корень слова. Однокоренные слова»



Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;

  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку



Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Придумано кем-то

При встрече здороваться.

Доброе утро! Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, улыбчивым лицам!

1 слайд

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день.



-Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки. Садитесь.



На предыдущем уроке вы меня очень порадовали вашей активной работой. Я думаю, что сегодня будем работать ещё лучше.



-Сегодня у нас урок-исследование
- Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре)


« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)


.Гинастика пальцев.


- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.


II. Чистописание

- Прочитайте слова, написанные на доске.

Кот, кормушка, комар, корыто.

Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждом слове.


- Верно, сегодня повторим написание буквы К.

- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

- Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).


III. Самоопределение к деятельности.

- А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.



1.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.




т

к

п

н

о

я

б

р

ь

к

а

р

а

н

д

а

ш

у

ч

и

т

е

л

ь

к

а

р

т

и

н

а

о

с

у

й

ы

в

а

и

д

р

а

с















- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

- Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?



Корень









2.Работа по теме урока

- Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?


1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни?

- У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?(слайд 5).

- Сколько значений у слова?


- Какое из его значений относится к науке о языке?

- Что такое корень?


Корень






часть слова




Прочитайте слова, написанные на доске:

Работа, работник, работать, заработать, работающий.


- Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

- А попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

- Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него получаются другие слова.

- Дополним схему. Корень – это …

Корень






значимая часть слов

часть слова






- При помощи какого значка выделить корень в слове?
- Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные)

- Дополним схему. Что такое корень?

Корень






значимая часть слов

общая часть однокоренных слов

( родственных) слов

часть слова






- Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова САД, выделите корень.


IV. Физкультминутка


. Продолжение работы по теме урока.


1,Упражнение в выделении корня в однокоренных словах


- Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам. (Слайд 5)


- Спишите слова, выделите корень ( групповая работа).



  1. Гора, горка, горный.

Лист, листик, лиственное.



  1. Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

:

  1. Сад, посадка, посадил.

Река, речка, речной..



- Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

- Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

- Самопроверка.


2 этап. Слова слова с омонимичными корнями

.- А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

- Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Исследуйте пары слов. ( слайд 6)

- Можно ли их назвать однокоренными? Почему?


1 группа:

Вода - водитель

2 группа:

гора – горе

3 группа:

Друг - другой



- Какой вывод можно сделать?

- При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.


VI. Закрепление изученного.

1.Работа с учебником ( упр.121, с. 57. Нужно зачеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.):

(работа в парах). .


Проверка выполнения.

- Все ли слова в строке являются однокоренными? Какие слова будут «лишними»?

- Почему эти слова не будут однокоренными?

- Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?



2.Индивидуальная работа по карточкам( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)



К- 1

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са!
Ты в каких живёшь л…сах?
Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?













К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________













К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.

















К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.


Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.












Проверка выполнения групповой работы /


VII. Рефлексия

Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

- Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чём?

Что?

Какая?

Как?

Зачем?

Сколько?

Где?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

- Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!


VIII,Домашнее задание: упражнение 120 cтр.57




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!