КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ. ТЕМА: «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Цели:
развивать умение распознавать однокоренные слова;
находить и выделять в словах корень;
уточнить представление о признаках однокоренных слов;
развивать речь обучающихся, познавательный интерес, творческие способности, обогащать словарный запас.
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку. Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям! Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2.Чистописание.
-На минутке чистописания повторим соединения буквы ~ «дэ». (д)
Д Дд дд ди до од род
З ученика работают по карточкам:
1. Измени слово корень по падежам, выдели окончания(на доске) .
2.Разбери по составу слова: Корень, корневой, укоренить (на доске).
3. Фонетический разбор слова «корень» (на доске по памятке).
3. Работа по теме урока.
Актуализация опорных знаний.
1.Беседа
- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?
- Что их объединяет?( общий корень)
- Кто сформулирует тему урока? (Корень слова. Однокоренные слова) Назовите наши учебные задачи. (Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах).
Беседа о родственниках.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.
В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
- Какие слова можно назвать родственными? (Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень ).
- Назовите эту общую часть. ..(Корень). Как выделяем корень?(Дугой).
Что такое слово «корень» слова мы узнавали в словаре.
(1 ученик отвечает, остальные дополняют).
Корень:
подземная часть растения;
часть волоса, зуба, ногтя;
начало, источник чего-либо;
часть слова.
Наше слово «корень» имеет несколько значений .
Как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
Докажите, что слова: ~ сад, садик, садовый, садовник, посадил ~ однокоренные.
Подберите однокоренные слова в таком порядке:
Имя существительное ~ – имя прилагательное ~ – глагол.
Образец: ~ соль ~ – солонка ~ – солёный ~ – солить. В тетради и на доске.
Звон – ~~ звонок – ~ ~ звонкий – ~ ~ звонить.
Боль – ~ ~ болезнь –~ ~ больной – ~ ~ болеть.
4.Работа по учебнику
Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Упр. 92 стр. 64 (в парах)
Задание:
Прочитай слова,к слову найди однокоренные слова по словарю (с.135),запиши всю группу однокоренных слов. Выдели в них корень. (У каждого ряда своё слово)
Упр. 93 стр. 64 (с/р)
Задание:
Прочитай. Выпиши пары однокоренных слов. Выдели корень.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Почесал Дед Мороз, закрасневшийся нос,
Хлоп в ладоши: “Пурга, я хочу пирога”
И пошла Пурга-стряпуха, суетливая старуха,
Сеять снежную муку - на потеху старику.
Долго стряпала Пурга, стряпала умело.
Испекла три пирога - три сугроба белых.
А закат слегка подрумянил им бока.
6.Закрепление
-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
лес -лесник , стена- гвоздь
река- плот , кот - котик
сад - садовый, поле - полюшко
дом - домашний, дом - дым
- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов?
. Признаки однокоренных слов:
- имеют общую часть
- близки по смыслу
Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка
Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.
Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .
(Лес, лесника, лесок, лесной)
Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.
На каникулах мы поедем к бабушке. В большом... много комнатных цветов. У бабушки живёт … кот. У него есть свой маленький … .
(Доме, домашний, домик)
Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.
В школу мы приходим... . Старательные … слушают внимательно. Учёба- серьёзный труд.
(Учиться, ученики, учёба)
- зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; - выделить корень в однокоренных словах.
- Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисёнок,
Лось, лоскут, лосёнок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок,
Где слова родные (однокоренные)?
У в..р..бья очень б..льшая сем..я. Весь день в..р..бьиха хл..почет над д..тьми. А отец пищ.. добывает. Вырастут в..р..бьишки и будут защ..щать р..дные л..са, п..ля, с..ды.
7. Итог урока
Закончите фразу.
Корень – это … часть слова.
Корень выражает … .
8. Домашнее задание
Упр. 94, стр. 64