Тема урока: Целое уравнение и его корни.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения: урок теоретических и практических самостоятельных работ
(исследовательского типа)
Цель урока:. восприятие учащимися и первичное закрепление ими нового учебного материала.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и углубить сведения об уравнениях;
- ввести понятие целого уравнения и его степени;
- сформировать навыки решения рациональных уравнений с помощью разложения на множители;
Развивающие:
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса, самостоятельности в овладении новыми знаниями, умение выделять главное в учебном материале;
- способствовать развитию умений оперировать математическими понятиями при ответе на вопрос.
Воспитательные:
- способствовать развитию таких личностных качеств как чувство самоуважения и взаимоуважения, умения работать в сотрудничестве.
Оборудование: - мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в группах, коллективная работа.
Методы обучения: по источнику приобретенных знаний – словесные, практические; по уровню познавательной активности – индуктивный, проблемный, частично-поисковыйВ ходе урока используются следующие личностно ориентированные педагогические технологии:
-педагогика сотрудничества;
-проблемное обучение;
-игровые технологии.
Ход урока.
1.Орг. момент. (слайд 2)( психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии).
-Добрый день! Я рада вас видеть. Желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости из соседних школ. Оглянитесь, посмотрите, поприветствуйте их улыбкой, и мы начнем наш урок.
-А начну я его с притчи:
«Однажды к учителю подошел ученик поймавший бабочку и спросил: «Учитель, какая у меня в руках бабочка: живая или мертвая?» Учитель, даже не взглянув на ученика, ответил: «Все в твоих руках»»
- Вот и наш сегодняшний урок в наших руках.
2. Целеполагание и актуализация опорных знаний. (Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; обеспечить мотивацию учения школьников). (повторение теоретического материала, необходимого при изучении нового материала). (слайд 3)
- Ребята что вы видите на экране?
(Уравнения).
-Что такое уравнение?
(Равенство, содержащее переменную)
-А что с уравнением обычно делают?
(Решают)
- А что значит решить уравнение?
(Найти все его корни, или доказать, что корней нет).
- Что называется корнем уравнения?
(Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство).
- Молодцы! Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз внимательно на экран, разделите данные уравнения на две группы. По какому признаку вы их разделили?
(Здесь целые уравнения и дробно- рациональные)
-А какие уравнения на ваш взгляд проще решать? Это и будет тема нашего урока «Целое уравнение и его корни» ) (слайд 4-5)
-Действительно, сегодня мы познакомимся с целыми уравнениями, узнаем как определить степень уравнения, рассмотрим способы решения целых уравнений. Откройте тетради. Запишите дату и тему урока.
3.«Открытие» нового знания. (Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.)
А какие выражения называют целыми? (Выражения, которые составлены из чисел и переменных, с помощью знаков сложения, вычитания, умножения и деления на число, отличное то нуля.)
-Давайте попробуем сформулировать определение целого уравнения с одной переменной. Посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова в определение
(слайд 6)
(уравнения, в которых левая и правая часть являются целыми выражениями, называются целыми уравнениями с одной переменной).
Какой многочлен называют многочленом стандартного вида? (Слайд 7)
- А что называется степенью многочлена? (Слайд 8)
Наибольший показатель степени переменной
-Ребята, вспомните, пожалуйста, как определить степень уравнения?(Слайд 9)
(Нужно выполнить преобразования, чтобы в левой части получить многочлен стандартного вида, а в правой нуль. Наивысшая степень многочлена и будет степенью данного уравнения.).
- Определите степень уравнения (слайд 10)
(а-5, б-10, в-4, г-1, д-1,)
- Ребята, уравнения какой степени вы уже умеете решать?
(первая, вторая, третья)
- А кто помнит, какова цель нашего урока?
(научиться решать целые уравнения)
- Совершенно верно! И так, начнём решать целые уравнения.(слайд 11)
- Уравнения ребята бывают 1, 2, 3, 4, и более высоких степеней. Мы с вами большей частью решаем уравнение I, II иногда III степени. Давайте решим уравнение I степени и узнаем, сколько оно может иметь корней. (слайд 11)
2х+5=15 0х=7 4х=1
(а)- 2,5; б)-решений нет; в)- 0,25)
-Решили? Называем решения. Сделайте вывод … Сколько корней может иметь уравнение I степени?
(Не более одного.)
х²-5х+6=0 у²-4у+7=0 х²-12х+36=0(Слайд 12)
-Рассмотрим уравнения на следующем слайде. (слайд 12) Запишите в тетрадях решение: 1 гр – 1 ур, 2 гр – 2 ур, 3 гр – 3 ур.
- Проверим … А теперь хором ответьте на вопрос: Сколько корней может иметь каждое уравнение II степени?
(Не более двух)
- А как вы думаете, сколько корней будет иметь каждое уравнение 3 степени? 4 степени? 5 степени? 6 степени? 7 степени? n-ой степени?
(Не более трех, не более четырех, не более пяти, не более шести, не более семи)
-То есть, вообще уравнение n-ой степени имеет не более n корней.
4. Физминутка. ( упражнение на релаксацию).(Слайд 13)
-Продолжаем работу.
-Вы уже решили уравнения первой и второй степени, давайте попробуем решить уравнение третьей степени (слайд 14)
Разберем способы решения уравнений
I способ:
Первая группа уравнений
0,5х3-72х=0 2х³-8х=0 (слайд 12)
- Посмотрите внимательно на данное уравнении каким способом, мы будем его решать, как нам лучше это сделать? (Разложение на множители)
Какими способами можно разложить многочлен на множители? (вынесение, группировка, формулы сокр.умн.)
- Когда произведение равно нулю?
Следующее уравнение
- Запишите ответ
5. Этап оценивания знаний учащихся
№272
-предлагаю вам решить предложенные уравнения по карточкам, используя решения уравнений вы соберете мозаику и увидите в каких областях нашли свое применение различные уравнения и их значимость для нас.
2 карточка. Решите целые уравнения
1) х6=4х4
2) 2х4-х3=0
3) (5х-2) (11-х)=0
4) х4-17х2+16=0
5) (х2-3) 2+х2-3=2
Ответы: 1) 0; -2; 2
2) 0; ½
3) 2/5; 11
4) -1; 1; -4; 4
5) -1; 1; -2; 2
ЭКОНОМИКА
3 карточка. Решите целые уравнения
1) х6=9х4
2) х3-64х=0
3) (х-1)(х+1)=24
4) х4+5х2-6=0
5) х3-4х2-9(х+4)=0
Ответы: 1) -3;0;3
2) 0;-8; 8
3) -5;5
4) -1; 1
5) 4; -3; 3
АСТРОНОМИЯ
6. Подведение итогов урока (слайд 15
-А теперь давайте, ребята обобщим то, о чём мы говорили.
- Какие уравнения мы сегодня решали?
- Какой степени они были?
- Вспомните методы решения уравнений!
- Перечислите: сколько корней может иметь целое выражение____ степени?
7. Контроль и рефлексия. -Каждому предлагаю нарисовать на доске смайлик цветным мелом, если все было понятно –смайлик в верхней части доски
Если что-то осталось непонятно – в средней части
Если ничего не понятно – в нижней
В начале урока я прочитала вам притчу, подводя итог хочу сказать : действительно всё в ваших руках, дерзайте и у вас всё получится
.
8. Домашнее задание. (слайд 16)
П.12 №272(а,в,д),285
Пусть наш урок послужит для вас кирпичиком в здании под названием «МАТЕМАТИКА». И я хочу чтобы каждый из вас испытывал удовольствие, приходя на эти уроки. Спасибо за урок. До свидания!