Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд
Среди многочисленных школьных методических объединений, несомненно, особая роль отводится учителям – филологам. Именно на них возлагается огромная ответственность за обучение не только грамотного человека, но и творческого, креативного, уверенного в себе и в своих знаниях. Вот почему ШМО учителей- словесников работает и над имиджем всего образовательного учреждения.
ШМО учителей русского языка и литературы «МБОУ СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» - это творческий союз квалифицированных талантливых учителей, который вносит в работу всей школы позитивную яркую динамику, является инициатором многих инноваций в образовательном процессе.
Итак, в наше ШМО входят пять педагогов:
Илюшина Ольга Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, руководитель ШМО;
Семёнова Марина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории, руководитель муниципальной научной лаборатории, «Почетный работник образования»;
Савина Людмила Валентиновна, учитель высшей квалификационной категории, победитель международного конкурса «Серафимовский учитель», «Почетный работник образования»;
Пакина Татьяна Александровна, руководитель РМО учителей ОРКСЭ;
Горохова Татьяна Владимировна, учитель первой квалификационной категории, руководитель школьного обучения по инклюзии.
В течение последних трех лет ШМО работает над темой «Внедрение инновационных технологий и методик как повышение эффективности и качества обучения учащихся в условиях ФГОС.»
Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания.
Задачи: 1.Совершенствование педагогической компетенции учителей по теме «Педагогические технологии, соответствующие обучению по внедрению ФГОС ООО» через самообразование, участие в работе творческих мастерских, использование современных информационных технологий, внедрение дистанционных методов обучения.
2.Развитие системы проектирования в предметном и метапредметном пространстве школы через урочную и внеурочную деятельность.
3. Выявление, обобщение и распространение опыта учителей.
С чего начинается любая творческая инновационная деятельность? Конечно, с поиска новых идей, формирования нововведений и их реализации.
Поиск новых идей мы начинаем со стимулирования педагогов к участию в конференциях, семинарах, форумах, посвященных развитию инновационных процессов в образовании. После анализа и апробации инновационных идей приходим к принятию решений о внедрении инновационных методик и технологий.
Реализацию осуществляем через современный урок, внеурочную деятельность и образовательную среду.
В свете новых требований в образовательном пространстве актуальным стал метапредметный подход. Почему мы не просто выбрали эту тему, а уже несколько лет глубоко погружаемся в неё, открывая всё новые и новые перспективы?
Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа всё производит из корня и более ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов – всё это рождается только от корня.» Следовательно, правильно обучать - это значит развивать в учащихся способность ПОНИМАТЬ.
Вопрос о воспитании современной личности, способной адаптироваться в сложных ситуациях – один из основных для сегодняшней школы, и метапредметный подход, на наш взгляд, - один из самых продуктивных и приоритетных направлений в образовании и воспитании современной личности.
Что же входит в понятие «метапредметность»? Метапредметность, реализуя четырехкомпонентную модель компетентного ориентированного образования, включающую знания. Умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения, не может быть обеспечена какой – то определённой технологией. Необходима взаимосвязь различных методов обучения и многообразие методических форм и приемов.
Мы начали внедрение метапредметности с организации курсов для учащихся 4 – 9 классов:
4 класс «Информация»;
5 класс «Идея»;
6 класс «Аргументы»;
7 класс «Публичное выступление»;
8 класс «Я - исследователь»;
9 класс «Проектная деятельность»
Эти курсы направлены на формирование метапредметных компетенций.
Изменились требования к современному уроку, мы активно внедряем бинарный , интегрированный и метапредметный урок.
Анализируя предыдущий опыт работы МО с точки зрения успешности в обучении и воспитании школьников, мы пришли к выводу, что проектная деятельность доминирует как средство формирования метапредметных умений и навыков. Учебный проект уже апробирован и имеет свои положительные результаты, но из практики работы мы увидели, что такой проект наиболее успешен, когда перерастает в социально – значимый проект, где каждый участник учится работать в команде, видеть перспективу, взаимодействовать с социумом и публично показывать достигнутый результат.
Остановимся на долгосрочном проекте «Путь подражания», который стартовал в 2014 году. Он состоит из следующих этапов:
« 700 лет Сергию Радонежскому» - проект - победитель в г. Санкт – Петербург;
«Мой храм от роду был мне виден» - проект - победитель 5 Мартыновских чтений;
«Во всем есть души нашей вечной частица» - проект - победитель 7 Мартыновских чтений;
«Мы помним» - проект - победитель муниципального конкурса.
ШМО сотрудничает с различными структурами:
С 2002 года ШМО является консультационной площадкой:
Одним из главных направлений работы ШМО является повышение качества знаний обучающихся. По итогам ОГЭ и ЕГЭ наблюдается положительная динамика.
Особой гордостью нашего ШМО являются результаты работы с одаренными детьми. Вот самые значимые из них:
Уханова Светлана – победитель областного конкурса «Литературное творчество»
Шорганова Арина, Исанов Никита, Афросина Ксения – неоднократные победители Мартыновских чтений;
Зайцева Дарья - победитель регионального интеллектуального конкурса СГУ;
Шорганова Арина – победитель Всероссийского конкурса «Власть слова»
Малова Елизавета, Безрукова Ирина, Рогожина Александра – призеры Фединских чтений;
Коломаренко Оксана, Гладкова Ксения - победители регионального конкурса «Важные слова»
Исаева Даяна, Тугушева Дания, Гаврилова Анна, Верхова Мария, Абрамова Диана – победители международного конкурса «От школьного порога к будущей профессии» и многие другие.
Учителя – филологи ,постоянно работая над самообразованием, активно участвуют в различных конкурсах профессионального мастерства и являются авторами методических публикаций:
элективный курс «Функциональные стили современного русского языка»;
методическая работа «Проблемы изучения зарубежной литературы в школе»;
методическая разработка по духовно – нравственному воспитанию.
Считаем свою профессию ответственной за успех подрастающего поколения.
И на вопрос классика «дано ли нам предугадать, как наше слово отзовется?» с уверенностью отвечаем: «Дано». Главное, чтобы у каждого учителя было свое слово.