СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию (Тетрадь№1)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги!

Существующие рабочие тетради по различным учебным дисциплинам, в том числе и по обществознанию, представляют собой сборники заданий, которые выполняются преимущественно самостоятельно, то есть дома. Безусловно, эти задания могут быть применены и для первичного закрепления нового учебного материала во время урока, и в качестве проверочной работы по теме, и в составе итоговой контрольной работы по разделу, курсу. Однако, так или иначе, подобные учебные пособия – это сборники заданий для выполнения с применением полученных на уроке и в результате внеаудиторной самостоятельной работы знаний и умений. Свое предназначение такие рабочие тетради с успехом выполняют.

Комплект Рабочих тетрадей, проект которого я имею честь представить Вам сегодня, имеет несколько иное назначение. Все мы знаем, что такое технологическая карта урока (по-старому и по-простому -  конспект). Всем нам знаком процесс, когда преподаватель расписывает в специальную таблицу этапы урока: «что делают студенты?», «что делает преподаватель?» и так далее. Получается некий рабочий документ для преподавателя, инструкция, если хотите,  дорожная карта. Выдержать порядок, хронологические рамки этапов, успеть сделать все запланированное на уроке – все это действительно важно. И очень помогает в работе четкое знание того, что нужно делать, когда нужно делать, как нужно делать. Научиться самому организовывать учебный процесс – для преподавателя это много, но еще не все. Нужно научить этому и студентов. Ведь главная цель педагога в современных условиях не просто научить, а научить учиться, научить организовывать свою учебную деятельность. Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Проект, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции.

О подходах, целях и технологиях

Комплект Рабочих тетрадей разработан на основе системно-деятельностного подхода в соответствии  с требованиями Федерального государственного стандарта и является  частью  методического  обеспечения  учебного  курса  «Обществознание». По сути, каждая тема – это технологическая карта урока для студента. Уроки спланированы в логике технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), что означает следующее:

  1. уроки построены  с логическим выделением стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия»;
  2. некоторые уроки делятся на логические части, которые так же выдержаны в логике РКМЧП, то есть в рамках стадии «Осмысление» несколько раз повторяется цепочка «Вызов – Осмысление – Рефлексия» (использован принцип эффективной лекции);
  3. применяются такие приемы технологии РКМЧП как кластер, синквейн, бортовой журнал, концептуальная (сравнительная) таблица, таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», эссе (как задание для внеаудиторной самостоятельной работы);
  4. применяются такие педагогические стратегии как уже упомянутая эффективная лекция и групповая работа.

Как показывает практика, ни один из существующих ныне учебников по логике изложения учебного материала, не совпадает с рабочими программами, составленными по примерным программам по обществознанию. То же касается и учебников, используемых в нашем учебном учреждении. Таким образом, одной из задач, стоящих перед преподавателем в этих условиях, становится приведение в логическую связь программы и учебника, или «проторение и разметка пути» от темы программы к параграфу учебника. Комплект Рабочих тетрадей должен помочь решить и эту проблему. Он выполнен в соответствии с рабочей программой, ориентирован на учебник и практикум к нему и содержит некоторые дополнительные материалы, которые позволяют расширить кругозор студентов.

О структуре уроков

Работа по темам строится следующим образом.

На комбинированных уроках на этапе проверки знаний предполагается проведение понятийных диктантов (что остается за рамками Рабочих тетрадей).

На стадии «Вызов» студенты вовлекаются в работу по осмыслению и принятию цели, формулированию задач урока; используется «Кластер предположений»; заполняется Бортовой журнал.

Стадия «Осмысление» предполагает лекцию преподавателя, работу с текстом учебника, дополнительной литературой, раздаточным материалом; продолжается работа с Бортовым журналом, составляются и заполняются различные схемы и таблицы.

На этапе первичного закрепления материала студентам предлагается выполнить задания из Практикума.

На стадии «Рефлексии» студентам предлагается составить синквейн и после обсуждения сформулировать вывод урока.

После того, как сформулирован и записан вывод урока, студентами проводится рефлексия – самоанализ собственной деятельности на уроке, оценка результатов.

По результатам изучения каждого раздела программы предполагается написание эссе (художественная форма письменной рефлексии) по одной из тем, приведенных в конце Рабочей тетради на выбор (вариант задания: выбор темы самостоятельно из дополнительных источников).

В конце каждого урока содержатся задания для внеаудиторной самостоятельной работы, важная роль в которой отводится работе с Терминологическим словарем, помещенным в конце Рабочей тетради.

Некоторые темы программы предлагаются для самостоятельного изучения студентами с последующим представлением результатов и обсуждением в аудитории.

Изложенный алгоритм проведения уроков по обществознанию позволяет обеспечить условия развития критического мышления у студентов, добиться усвоения ими учебного материала, развивать универсальные учебные действия, развивать в студентах такие ключевые компетенции как самоорганизация, целеполагание, планирование, постановка познавательных задач, анализ, самооценка деятельности, выдвижение гипотез, владение способами совместной деятельности в группе.

О технической функции

Комплект рабочих тетрадей выполняет не только методическую функцию, но и чисто техническую.

Во-первых, он исправляет недостатки организации Практикума (содержит специальные формы для выполнения заданий).

Во-вторых, он позволяет отказаться от ведения студентами обычных тетрадей (на уроках вместе с Рабочей тетрадью используются только черновики).

Итак, в целом Комплект рабочих тетрадей призван обеспечить условия для успешного овладения студентами базовым понятийным аппаратом общественных наук и облегчить работу преподавателя по предварительной подготовке, организации и проведению учебно-воспитательных занятий по курсу «Обществознание».

Представляется, что материалы, содержащиеся в Комплекте при внесении необходимых изменений могут быть использованы на уроках как с любыми учебниками по дисциплине «Обществознание», так и без таковых.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей