СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Учебно-методический комплект по истории и обществознанию: информационное пространство и познавательная модель"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья даёт информацию об использовании рабочих тетрадей на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Учебно-методический комплект по истории и обществознанию: информационное пространство и познавательная модель"»

Учебно-методический комплект по истории и обществознанию: информационное пространство и познавательная модель

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предполагает формирование у обучающихся основ культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Стандарты предполагают развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней, воспитание уважения к историческому и культурному наследию.

Методологической основой стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному самообразованию; активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных психологических и физических особенностей.

Системно-деятельный подход может быть осуществлён как через самостоятельную творческую деятельность учащихся в пределах классно- урочной системы, так и организацию экскурсий, участие в предметных олимпиадах как школьного, так и муниципального уровня.

Самый надёжный способ реализации идеи системно-деятельностного подхода ФГОС общего образования - это организация познавательной деятельности. Познавательное задание - это определённые учебные условия, которые требуют от учащегося активизации всех познавательных процессов - мышления, воображения, памяти, внимания.


СЛ.2 В феврале 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В. В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране.

  • Была сформирована рабочая группа по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

  • Летом 2013 г. Концепция, важной частью которой стал Историко-культурный стандарт, была разработана и представлена на обсуждение. Затем она была доработана с учетом пожеланий, высказанных представителями научного и педагогического сообщества, общественных организаций.

СЛ.3 УМК (учебно-методический комплект) - дополнительные материалы, используемые учителем, в процессе преподавания

Структура УМК

  1. учебник

  2. авторская программа к учебнику

  3. авторская рабочая тетрадь

  4. тесты

  5. атлас

  6. поурочно-тематические разработки/методические пособия

  7. дидактические пособия

  8. электронные приложения

Одной из составляющей УМК является  Рабочая тетрадь  по истории древнего мира Годера Г.И. создана применительно к учебнику "История Древнего мира" авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой.

Рабочая тетрадь - самый распространённый после учебников в современной школе жанр учебной литературы, который представляет собой печатное пособие для работы с содержащимися в ней заданиями. Все учебно - методические комплекты по всем предметам школьной программы предполагают реализацию обучения с помощью рабочей тетради. Использование рабочих тетрадей улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса. Познавательные задания, которые содержаться в них расширяют и дополняют содержание учебно-методического комплекта, дополняют знания учащихся в предметной области, формируют способности школьников к самостоятельной активной познавательной деятельности, способствуют развитию устойчивого познавательного интереса, позволяют наиболее эффективно усвоить учебный материал. Использование рабочих тетрадей положительно влияет на процесс узнавания предметов, общую обработку информации, развивает образное мышление, кратковременную непроизвольную память, активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи. Тетради значительно расширяют методический аппарат учебника. Вопросы сформулированы так, чтобы помочь школьникам выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте. Учащиеся находят материал, письменно отвечают на вопросы и зачитывают их, формулируют ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Задания рассчитаны на краткие, но ёмкие ответы.


Современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения.


СЛ.5 Рабочие тетради могут решать следующие образовательные задачи:

  1. формирование понятий;

  2. приобретение практических умений и навыков;

  3. формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля и самоорганизации, рационального использования своего времени;

  4. развитие мышления у учащихся;

  5. контроль процесса обучения.

Печатная рабочая тетрадь может выполнять следующие функции:

  1. обучающую;

  2. развивающую;

  3. воспитывающую;

  4. формирующую;

  5. рационализирующую;

  6. контролирующую.

В своей работе я практически постоянно использую рабочие тетради на печатной основе. Их можно применять, как при изучении новой темы, например для закрепления материала. При проверке домашнего задания, и как домашнее задание.

Достоинство  рабочей тетради  в том, что, учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки, психолого-педагогические особенности и при подготовке к уроку сам определяет какие задания дать сильным учащимся, какие слабоуспевающим, какие задания выполнять  всем классом, какие дать на дом.

Рабочая тетрадь содержит особую мотивацию обучения. Она, по сути, является образовательным опытом развития ученика. Всем своим конструированием, заданиями и вопросами, источниками она направлена на «соавторство» и «сотворчество». На смену заучиванию и репродукции приходит самостоятельное добывание знаний. Все эти особенности рабочей тетради позволяют повысить эффективность учебного процесса.

На протяжении всех лет работы использую рабочие тетради в преподавании истории и обществознания. Задания тетради использую как при опросе домашнего задания, так и во время урока, так же даю задания на дом. Выработала  целостную систему  работы с рабочей тетрадью.

СЛ.6 Задания в рабочей тетради можно систематизировать по следующим группам:

  1. Работа с контурными картами

  2. Работа с линией времени

  3. Работа  с кроссвордами

  4. Исправить ошибки в тексте

  5. Работа с рисунками и заданиями к ним.

  6. Составить рассказ к рисунку.

  7. Впишите не достающие слова

  8. Задания на развитие творческой фантазии учащихся.

СЛ.7-8 В начале года у многих ребят вызывает сложность задания по контурным картам. Объясняю, как заполнять контурные карты. Для этого учащиеся должны использовать карты в учебнике. Сильные учащиеся быстро ориентируются и хорошо выполняют эти задания. Чаще  всего задаю  эти задания на дом, иногда использую, когда остается время в конце урока.  

СЛ.9 Работу с линией времени использую на уроке. Например:

Отметьте на «линии времени» 100-й год до н. э. и 100-й год н. э. Подсчитайте, какой год был раньше. На сколько раньше?

СЛ.10-11 Кроссворды задаю на дом, но чаще всего разгадываем их в начале или в конце урока по цепочке.  Выполнение заданий проверяю в начале урока, исправляем допущенные ошибки, привлекая сильных учащихся.  Часто используя задания «Кто первым заполнит кроссворд»  (беру не большие и несложные). Если ученики затрудняются, никогда не даю правильного ответа, называю страницу, где они могут найти ответ. Учащиеся очень быстро принимают условия игры и спрашивают уже не ответ, а страницу, на которой они могут его найти. Обратила внимание, если вопросы повторяются через несколько уроков , сильные ученики легко находят ответ.

СЛ.12 Задания исправить ошибки,  используя как в домашнем задании, так и в ходе урока. Правда я облегчила выполнение этого задания. Я разрешаю учащимся подчеркивать ошибки или их нумеровать. Это позволяет сэкономить время на уроке.

СЛ.13 Задания составить рассказ по  рисунку  развивают письменную и устную речь учащихся. Эти задания даю в основном на дом. Выслушиваем несколько вариантов рассказа, затем задаю вопрос,  какой рассказ понравился больше и почему. Учащиеся учатся оценивать ответы товарищей.

СЛ.13-14 Задания вставь пропуски в текст использую в основном по ходу урока.

СЛ.15 Задача на логическое мышление

СЛ.16 С большим удовольствием учащиеся выполняют задания закончи рассказ. Например: Придумайте окончание древнеегипетской сказки.

 Результаты срезовых работ свидетельствуют об увеличении общего уровня сформированности у учащихся  не только  количественных, но и качественных различий уровня сформированности исторического мышления и личностного отношения к истории.

Рабочая тетрадь по обществознанию 7 класс

О.А. Котова, Т.Е. Лискова

Рабочая тетрадь является частью учебно-методического комплекта по обществознанию для 7 класса и адресована учащимся. Её содержание полностью соответствует новому учебнику «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, подготовленному в соответствии с ФГОС основного общего образования. Тетрадь предназначена для работы в классе и дома. В ней представлены задания разного уровня сложности, направленные на реализацию системно-деятельностного подхода, развитие у учащихся предметных и общеучебных умений и навыков.

Задания в рабочей тетради по обществознанию можно систематизировать по следующим группам:


1. Установление соответствия между двумя рядами социальной информации.СЛ.18

2. Задания на анализ источника. СЛ.18

3. Выбор обобщающего понятия СЛ.19

4. Задания на выявление структурных элементов понятий с помощью графических таблиц, диаграмм. СЛ.20

5. Задания на выбор верных позиций из списка. СЛ.20

6. Задание на обращение к социальным реалиям. СЛ.21


Рассматривая различные способы организации познавательной деятельности учащихся, можно сделать вывод, что систематическое выполнение познавательных заданий способствует развитию у школьников познавательного интереса и предполагает активную мыслительную, поисково-исследовательскую деятельность учащихся. В соответствии с требованиями ФГОС организация познавательной деятельности на уроке способствует формированию у обучающихся готовности к саморазвитию и самообразованию.

Использование рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов ведения учебного процесса. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний. Рассказ теоретического материала проходит более разнообразно, что повышает интерес аудитории. А главное, тетрадь предоставляет возможность преподавателю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей