Классный час на тему «Семья и семейные традиции»
Цели:
- Сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семейных традиций в жизни человека;
- Укрепить привязанность к членам семьи; научить гордиться их достижениями, быть терпимыми к их недостаткам;
-Привить желание активно участвовать в продолжение семейных традиций, обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.
Оборудование: пословицы о семье, дидактическая игра «Построй дом», аудиозаписи.
Ход работы:
Учитель: Здравствуйте ребята. Я предлагаю вам прослушать стихотворение:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Учащиеся: (предположительный ответ)О Семье.
Учитель: Правильно, но каждый из нас под словом «Семья» понимает разное значение, что для вас значит «семья»?
Учащиеся: Дают предположительные ответы.
Учитель: Давайте послушаем, как свое мнение об этом высказал российский историк и культуролог Александр Васильевич Камкин:
Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем.
А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить. Например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «семья - это семеро таких же как и я». И правда - в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Ты скажешь, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.
Помни мудрую заповедь:
Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.
Учитель: У каждой семьи есть свои традиции и обычаи. У кого-то это семейные ужины, воскресные прогулки, семейные поездки каждый год в определенное место или же вечерние настольные игры. А какие у вас есть семейные традиции?
Учащиеся: (Дают предположительные ответы) Семейный ужин, игры в настольные игры.
Учитель: Вот мы говорим с вами о семейных традициях, а что это вообще такое?
Учащиеся: (дают предположительные ответы) Семейные традиции-это то,чем вся семья занимается в определенное время все вместе.
Учитель:Да,вы все правильно сказли, но в словаре представлено четкое описание этого термина:
"Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение. У большинства людей при упоминании словосочетания "семейные традиции" возникает ассоциация со словами "дом", "родственники", "родитель", "дети". И, действительно, если закрыть глаза и мысленно произнести слово "детство", то вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в человеческом сознании возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это "что-то" и можно назвать семейной традицией.
Семья - это интересный мир, прочный дом, как кирпичики, плотно лежащие друг к другу, так и традиции, которые мы устанавливаем и сохраняем, делают наш дом прочным. Если у семьи есть традиции, то она никогда не разрушится.
Валентин Берестов
Учитель: Давайте с вами послушаем отрывок из одной прекрасной композиции (звучит песня «Родительский дом»).
Учащиеся внимательно слушают композицию и анализируют ее.
Учитель: Давайте подумаем, из чего может состоять дом. Давайте с вами «построим» своеобразный дом, начиная с фундамента. (Учитель раздает детям листы, на которых нарисован домик, а они в свою очередь пишут слова, которые считают нужным, каким они видят свою семью. Фундамент- это то, на чем основывается семья).Эта работа будет в парах.
Учащиеся выполняют работу в парах, а затем представляют свой домик у доски.
Учитель: хорошо, а теперь давайте попробуем вставить слова в пропущенные пословицы:
В хорошей семье хорошие дети растут.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
В родной семье и каша гуще.
В семье дружат − живут не тужат..
Учащиеся вставляют пропущенные слова в пословицы и отвечают учителю, какие слова они вставили.
Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, какова же была тема нашего занятия? Какие чувства у вас вызвал разговор о семье, семейных традициях?
Приложения:
Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
В жизни каждого человека огромное значение имеет семья . В семье закладываются основы важнейших человеческих качеств. Особенностью семейного воспитания является то, что дети постоянно видят пример для подражания в лице своих родителей. Этот пример не всегда бывает положительным, но и отрицательным. Подражая взрослым, ребенок учится строить свои отношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за ее пределами. Поэтому очень важен положительный опыт семейного воспитания.
Цель данного мероприятия: обмен положительным опытом семейного воспитания, распространение его. Оно позволяет лучше узнать друг друга, помогает определить семейные ценности.