Классный час(1 класс).
Тема: Моя семья – мое богатство
Цель урока:
1. Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека. Содействие расширению знаний школьников и семье, о нравственных и моральных нормах; формирование ценностного отношения к семье.
2. Привитие детям этических качеств личности и норм поведения в семье.
3. Воспитание ценнейших качеств человека: доброты, отзывчивости, терпения, чувства уважения и взаимопомощи. воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.
4. Укреплять привязанность к членам своей семьи.
5. Сформировать представление о важности каждого члена семьи.
6. Научить детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи.
7. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение правильно общаться в обществе.
8. Способствовать восприятию уважительного отношения ко всем членам семьи.
9. Учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду.
10. Развивать устную речь, память, способности.
воспитание уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения; способствование моральному развитию детей; побуждение их к анализу собственного поведения, обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, нравственное воспитание учащихся.
Оформление:
1. Выставка детских рисунков «Моя семья. Семейный герб».
2. Презентация «Моя семья»
3. Проект по окружающему миру «Вот моя семья».
4. Портфолио «Семейные традиции моей семьи».
4.Пазлы « Собери дом», пословицы, набор «лепестков» о семье, картинки для составления герба, воздушные шарики с пожеланиями членам семьи.
Ход занятия:
1.Организационный момент и сообщение целей урока
Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво
Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнется друг пусть другу. Подарите вы улыбку и гостям сегодня нашим.
Да и мне улыбка ваша очень-очень как нужна!
Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.
Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем
Разговор свой заведем…
2. Актуализация и мотивация.
- Ребята, посмотрите отрывок из известного мультфильма («Простоквашино»). Скажите его название, назовите его героев. Что вам нравится в нем?
- Самое главное, что у героев дружная, большая и крепкая семья. Что же такое семья и для чего она человеку нужна и нужна ли она вообще, мы сегодня попытаемся узнать.
-А как думаете вы?
3. Исследование поставленной проблемы.
(Из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова)
Семья – это группа родственников, живущих вместе.
_А достаточно для семьи просто жить вместе? Что должно людей объединять?
- Не только родственные связи, а и общие интересы, чувства.
_-Отгадайте ребус: 7 Я
Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать, что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.
У каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились и будут любить вас всегда. Кто же это?
Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.
(Просмотр презентации «Моя семья - мое богатство»)
Сегодня мы говорим о семье и вместе будем искать ответ на один вопрос: что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы и всем было хорошо.
(Звучит песня «Бабушка рядышком с дедушкой», которую инсценируют приглашенные родители со своими детьми)
Ученик:
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
-Назовите мультфильмы, в которых показаны семьи («Мешок яблок», «Простоквашино», «Тайна Третьей планеты», «Три медведя», «Красная Шапочка»).
У каждого героя была своя семья, без которой он не мог жить.
Учитель: давайте ребята соберём домики для сказочных героев, ведь у них тоже есть сказочные семьи (работа с пазлами).
- Теплый, уютный дом объединяет людей, создает радостное настроение.
(Игра – соревнование «Мой дом – моя крепость». Участники – родители с детьми , 2-3 пары, быстро расставляют предметы в «своем доме». Побеждает тот, кто быстрее всех украсил дом и правильно расставил все предметы. Пара получает приз).
-У нас есть гость, который подготовил рассказ о своей семье (под музыкальное сопровождение показ портфолио). Оцените его рассказ аплодисментами.)
- Как вы думаете, кто должен быть главным в семье и почему?
(Шуточное соревнование между папами под песню «Папа может»)
-Учитель: Я хочу вам ребята сказать, что сейчас вы маленькие, родители заботятся о вас, а придёт время вы будете ухаживать за ними. И об этом уже сейчас надо думать и говорить. А сейчас мы посмотрим как относятся дети к своим родителям и бабушкам.
(фрагмент мультфильма «Нехочуха»)
- Я надеюсь, что среди вас нет таких ребят, как Нехочуха.
-Что вам не понравилось?
-Как мы должны относится к бабушкам и дедушкам и другим людям старшего поколения?
- У вас есть в семье братишки, сестрёнки старшие у некоторых будут и младшие. Как мы должны обращаться с ними?
- А вы какие обязанности по дому выполняете?
4.Игра «Домашний сундучок»
-Сегодня вы должны были принести самую дорогую вещь в вашей семье, с которой связаны самые интересные или счастливые моменты вашей семьи.
(Демонстрация и несколько слов).
- Что же делает семью счастливой?
(Дети прикрепляют лучик к солнышку и говорят слова)
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
Учитель: Помните народную заповедь: «Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить. Почитать родителей – значит в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте о них заботиться.» если заповеди исполняются ,то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Берегите и любите всех!
5.Продолжи незаконченные предложения.
-А теперь давайте скажем несколько тёплых слов своим родным
(Дети берут воздушные шарики и дарят родителям со словами)
Мама и папа для меня самые…
Я доверяю свои тайны…
Я люблю бабушку за то….
Свою семью я считаю…
Родным я хочу пожелать…
(Дети поют песню «Нынче у родителей дел полно опять»)
6.Работа с кластером.
●Правила общения в семье.
1. Любить друг друга.
2. Уважать друг друга.
3. Слушать родителей и заботиться о них .
4. Быть честным и правдивым.
5. Не огорчать родителей поступками и учёбой.
6. Не держать обиду на родителей.
7. Не требовать от родителей исполнения всех своих желаний.
7.Проектная деятельность.
Ребята, давайте познакомимся с вашими работами о вашей семье.
О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье)
- А теперь у вас появилась ещё одна семья – школьная. И теперь мы вместе будем радоваться и огорчаться, переживать и поддерживать друг друга.
И пусть солнышко согреет своими лучиками каждого из вас
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем
В нашем классе тоже есть свои законы. Давайте вспомним о них (девиз класса,законы в игровой форме).
-Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
-Это мы - 1-В! (повторяют)
-Класс наш в школе самый шумный,
Идет кругом голова!
Мы вам скажем честно-честно:
- Класс наш в школе всех активней
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
- Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы вам скажем без сомнений:
-А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
- Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!(Хором)
8.Практическая работа «Составление семейного герба» (совместно с родителями, используя домашние заготовки)
- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:
(На доске – рисунки животных, птиц, растений и их значение).
лев - сила, великодушие
орел - власть
овца - терпение, кротость
ворон - долголетие
олень - символ воина
цапля - пугливость
волк - жадность, злость
павлин - тщеславие, хвастовство
дуб - крепость
пальма - долговечность
сливовое дерево - мир
Давайте придумаем герб нашего класса. Творческое задание.
( Выставка рисунков семей. Под аплодисменты круг почета)
Ученики читают заповеди:
· свято храни честь своей семьи;
· люби свою семью и делай её лучше;
· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
· подари родителям радость;
· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
9.Итог занятия.
Учитель:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Завершает занятие песня С. Ротару «Я, ты, он, она.».)
3. Заключение
Итак, семья играет огромную роль в процессе воспитания. Ведь именно в семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как человека и гражданина.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Именно поэтому, так важно чтобы ребенок, положительно воспринимал семью. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Родители должны понимать, что они обязаны:
принимать активное участие в жизни семьи; всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.