Классный час на тему
«Семья. Семейные ценности и семейные традиции» (6-й класс)
Подготовила
Классный руководитель 6 «А» класса
МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак
Саратовской области»
Богданова Мария Васильевна
2021г.
Цели:
-воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
-развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;
-формирование положительного отношения к семьям одноклассников;
Оформление:
1. Эпиграф «Семья – убежище души» (народная мудрость);
2.Фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;
3.Генеалогическое древо семей;
4.Выставка семейных реликвий;
5.Презентация «Я и моя семья»;
6.Сочинения учащихся на тему «Кем я горжусь в своей семье».
Ход классного часа
Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.
Учитель: Добрый день, уважаемые родители, гости, ребята! Сегодня мы проводим классный час на тему «Семья. Семейные ценности и семейные традиции». И это не случайно, потому что 15 мая весь мир отмечает Международный день семьи. Этот день провозглашен ЮНЕСКО для того, чтобы каждый человек на земле ощутил роль семьи в своей жизни.
Ребята, прочитайте эпиграф к нашему классному часу «Семья – убежище души». Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?
(Ответы детей)
Учитель: Да, семья – это прежде всего близкие люди, которые помогут в трудную минуту, дадут совет, порадуются твоим успехам, любят тебя таким, какой ты есть. Очень много пословиц и поговорок создано народом о семье, семейном очаге. А какие вы, ребята, знаете?
Ответы детей:
Семья в куче – не страшна и туча.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Каждый кулик свое болото хвалит.
Дом вести – не бородой трясти.
В тесноте, да не в обиде.
Какого на дому – такого и самому) и др.
Учитель: Молодцы, вы много знаете пословиц и поговорок о семье. А я расскажу вам притчу. Она называется «Волшебная копейка». А вы постарайтесь понять, о каких семейных ценностях идет речь в этой притче.
2. Рассказ учителем притчи «Волшебная копейка».
-Шел по дороге паренек. Смотрит – лежит копейка. «Что ж, - подумал он, - и копейка – деньги». Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел 1000 рублей? Купил бы подарки отцу с матерью». Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него – а там 1000 рублей! «Странное дело, - подивился паренек, - была одна копейка, а теперь тысяча рублей. А что бы я сделал, если бы нашел 10 000 рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже 10 000 рублей! «Чудеса, - обрадовался счастливчик. – А что если бы 100 000 рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в своем доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель – и точно: лежат 100 000 рублей.
Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…»
И вдруг чувствует, что кошель стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его – глядь, а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…
(Ответы детей)
Учитель: Любовь, взаимопонимание, чувство долга перед родителями, забота друг о друге – вот самые важные ценности, на чем держится семья. Именно об этом вы и писали в своих сочинениях на тему «Кем я горжусь в своей семье». Послушаем лучшие из них.
3.Дети зачитывают свои сочинения (4 – 5).
Учитель: С какой любовью, нежностью писали вы о своих родных людях: бабушках, дедушках, папах, братьях, сестрах. Но все-таки самые искренние, самые трогательные сочинения о маме, очень близком и родном человеке. Именно для нее группа учащихся исполнит песню «Мама».
4.Исполнение песни «Мама» (группа учащихся).
Учитель: Одной из важных ценностей является семейная традиция. В каждой семье свои традиции. Одной из древних традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавались следующим поколениям.
Гордился своей родословной А. С. Пушкин. Известно, что одним из предметов гордости была пуговица с мундира его далекого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой он почти не расставался и демонстрировал ее своим друзьям.
У Пушкина есть стихотворение «Моя родословная», проникнутое гордостью за свой знаменитый род. Послушаем отрывок из этого стихотворения.
5. Чтение учащимся отрывка из стихотворения А. С. Пушкина « Моя родословная».
Учитель: Дети тоже попытались составить генеалогическое древо своих семей. Конечно, в них не 500 исторических имен, как в родословной известного русского поэта, у кого 15-20 листочков, но этот экскурс в историю своей семьи очень важен.
6. Представление детьми своих родословных.
Учитель: Во многих семьях есть хорошая традиция – собирать и хранить семейные фотографии. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом», - поется в одной из известных песен. Мы организовали фотовыставку, на которой представлены самые интересные фотографии из ваших семейных альбомов. Поделимся впечатлениями о ярких событиях, которые связаны с жизнью вашей семьей.
7.Презентация «Я и моя семья».
Учитель: У многих дома хранятся старинные вещи – реликвии. Человека уже нет, а вещи, когда-то ему принадлежавшие, напоминают о нем. Это могут быть книги, часы, сувениры, иконы… Но самыми дорогими реликвиями все-таки являются ордена и медали дедов и прадедов, которыми они были награждены в годы Великой Отечественной войны. О славном боевом пути своих прадедушек расскажут их внуки Лушнова Дарья и Солдатов Вячеслав.
8. Рассказы детей о подвигах своих прадедов в годы Великой Отечественной войны.
9. Исполнение песни «Закаты алые» (Лушнова Даша и Хрипунова Катя).
Учитель: Издревле на Руси существует и такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, пекарей, сапожников, врачей, артистов и т.д. В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии.
10. Рассказы родителей о династии хлеборобов (семья Морозовых) и династии военных (семья Чекуровых).
Учитель: Остановимся еще на одной традиции – традиции застолья. Испокон веков русская семья собиралась в праздник или какое-то торжество за общим столом. Наиболее распространенными блюдами были щи, каша, дичь, клюква, морошка. С течением времени изменились, конечно, блюда, но собраться за общим столом всем вместе – это очень важно. Вот и сейчас на нашем классном часе каждая семья за своим столиком. Проведем интервью с гостями, членами семьи.
11.Интервью с гостями.
- Как часто вы проводите свободное время всей семьей?
- Как и где любите отдыхать?
- Как распределяете обязанности в семье?
- Ваше любимое семейное блюдо?
-Любимый фильм вашей семьи?
12. Большая семейная викторина.
1.Скажите по латыни «семья». (Фамилия)
2.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист)
3.По легенде, Россию охраняют 3 сестры: Вера, Надежда и Любовь. Назовите имя матери этих трех сестер. (Софья)
4.Как говорят о тех, кто разглашает семейные неприятности и ссоры? (Выносят сор из избы)
5.Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца с матерью? (Яблоко от яблони недалеко падает)
6. Первый, старший ребенок в семье – первенец. А как на Руси назывался последний ребенок в семье? (Поскребыш)
7.Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг)
8.О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода? (О матрешке)
9.Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и- мачеха)
10. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, 33 родных сестрицы. Что это за семья? (Алфавит)
Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час. Мы не должны забывать, что самое дорогое для каждого из нас – это его семья. Именно родные и близкие люди всегда поддержат, помогут в трудную минуту, дадут правильный совет.
13. Исполнение песни « Родительский дом» (все учащиеся).
Урок литературы в 11 классе на тему:
« Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Богданова Мария Васильевна
Цель урока:
-показать, как в композиции романа раскрывается идейный замысел писателя;
Задачи урока:
-проанализировать главы, посвященные ершалаимской истории;
-определить проблематику романа;
-развивать связную монологическую речь учащихся;
Методические приемы:
-комментированное чтение;
-аналитическая беседа;
-пересказ отрывков из Евангелия от Матвея;
Оборудование урока:
-репродукции картин Н. Ге «Голгофа», «Что есть истина? Христос и Пилат», Н. Крамского «Христос в пустыне», А. Иванова «Вход в Иерусалим», И. Репина «Тайная вечерня»;
-текст глав романа 2, 16, 25, 26, 32, эпилога.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в нем три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».
Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Существуют ли какие-то нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?
Эти вопросы ставит М. Булгаков в евангельских главах. Евангельские главы – это своеобразный идейный центр романа «Мастер и Маргарита».
2.Беседа по содержанию глав о Понтии Пилате.
Учитель: Воланд спросил Мастера: «О чем роман ?» Мастер ответил: « О Понтии Пилате». Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем романа мастера, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Это основной вопрос нашего урока.
Большую роль в понимании образа героя играет портрет. Через него автор отражает внутреннее состояние героя, духовный мир изображаемого лица. Найдите в тексте портрет Понтия Пилата (гл. 2). Какое слово в описании сразу обращает на себя внимание?
Ученик: Подбой плаща Пилата «кровавый», а не красный. Человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое копье». Он знает, что его считают свирепым чудовищем. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нем другие.
Учитель: Обратимся еще к одной детали портрета – глазам. Проследите по тексту, как меняются его глаза.(гл.2)
Учитель: Боится ли арестант Пилата?
Ученик: Он боится опять пережить физическую боль (Его по приказу прокуратора бил Крысобой). Но Иешуа остается очень твердым, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.
Учитель: Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать?
Ученик: Это история Левия Матвея. К истине, которую Иешуа провозглашает, он готов идти при помощи убеждения.
Учитель: Какое решение принимает Прокуратор?
Ученик: Хочет объявить, что Иещуа не виновен, в его действиях нет состава преступления.
Учитель: Но жизнь жестока, и люди, обладающие властью, боятся ее потерять. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден будет отказаться от своего первоначального решения?
Ученик: Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести, внутренне он не свободен, потому и предает Иешуа.
Учитель: Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает, продав Иешуа. Но Понтий Пилат – другой. Его мучит совесть. Именно поэтому , понимая, что вынужден будет вынести смертный приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет его собственная гибель – только нравственная.
(Зачитать отрывок « Мысли понеслись…» - (гл.2)
- Попытается ли что-то сделать Пилат, чтобы смягчить муки совести?
Ученик: Да. Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе.
Учитель: Но это ничто по сравнению с теми словами, которые арестант перед смертью просит передать Пилату (найдите эти слова (гл.25). Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы (зачитать отрывок).
- Понаблюдаем, как меняется голос у Понтия Пилата.
Ученик: «треснувший голос», «хриплый голос». Это подтверждает муки совести героя.
Учитель: А теперь поговорим о Левии Матвее.Как ведет себя этот герой, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?
Ученик: Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осужденными до Лысой горы. Он сумел устроиться в расщелине на камне (прочитать отрывок «Казнь» - гл.18) Левий Матвей снимет тело своего учителя со столба и унесет с вершины горы.
Учитель: А теперь вспомним разговор , который состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвеем (гл.26).Как этот разговор характеризует Левия?
Ученик: Левий ведет себя как достойный ученик Иешуа. Он ведет себя гордо, не боится Пилата. На предложение служить ему отвечает отказом.
Учитель: Как судьба наказала Пилата за трусость? (зачитать отрывок из гл.32)
Ученик: Воланд и его свита , мастер и Маргарита, несущиеся на волшебных конях в ночи, видят при свете луны сидящего человека, а рядом с ним собаку.Это был Пилат. Он повторял, что больше всего он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – один из самых страшных пороков. И даже более: «Философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». И за этот страшный порок Понтий Пилат и расплачиватся бессмертием.
Учитель: Итак, Понтий Пилат страдает уже около 2000 лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит отпустить Пилата (зачитать отрывок гл.32 «Вам не надо просить за него, Маргарита,..)
-Какую роль в идейном содержании играет эпилог?
Ученик: В эпилоге говорится о сне, который видит Иван Николаевич Понырев (Уже не Иван Бездомный) «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога…». Пилату недостаточно, чтобы его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
Учитель: Чем отличается булгаковский Иешуа от евангельского Иисуса?
3.Пересказ подготовленного ученика отрывка из Евангелия от Матвея.
4.Заключительное слово учителя.
Подведем итоги. Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа , написанного мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили 2000 лет назад?
Ученик: Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.
Учитель: Какие это проблемы?
Ученик: -Что такое истина?
-Человек и власть
-Внутренняя свобода и несвобода человека
-Добро и зло, вечное их противостояние и борьба
-Верность и предательство
-Милосердие и всепрощение
5. Домашнее задание:
Письменно ответить на вопрос: «В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?»