СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Семья. Семейные традиции и семейные реликвии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о семье, семейных традициях очень важен в воспитательном значении..Дети любят родителей, гордятся ими, хотят поделиться своими чувствами с одноклассниками. Особый интерес вызывает у детей составление родословной семьи, значение семейной реликвии. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Семья. Семейные традиции и семейные реликвии"»















Классный час на тему

«Семья. Семейные ценности и семейные традиции» (6-й класс)





Подготовила

Классный руководитель 6 «А» класса

МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»

Богданова Мария Васильевна













2021г.

Цели:

-воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

-развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

-формирование положительного отношения к семьям одноклассников;



Оформление:

1. Эпиграф «Семья – убежище души» (народная мудрость);

2.Фотовыставка «Загляните в семейный альбом»;

3.Генеалогическое древо семей;

4.Выставка семейных реликвий;

5.Презентация «Я и моя семья»;

6.Сочинения учащихся на тему «Кем я горжусь в своей семье».

























Ход классного часа



  1. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

Учитель: Добрый день, уважаемые родители, гости, ребята! Сегодня мы проводим классный час на тему «Семья. Семейные ценности и семейные традиции». И это не случайно, потому что 15 мая весь мир отмечает Международный день семьи. Этот день провозглашен ЮНЕСКО для того, чтобы каждый человек на земле ощутил роль семьи в своей жизни.

Ребята, прочитайте эпиграф к нашему классному часу «Семья – убежище души». Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

(Ответы детей)

Учитель: Да, семья – это прежде всего близкие люди, которые помогут в трудную минуту, дадут совет, порадуются твоим успехам, любят тебя таким, какой ты есть. Очень много пословиц и поговорок создано народом о семье, семейном очаге. А какие вы, ребята, знаете?

Ответы детей:

Семья в куче – не страшна и туча.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Дом вести – не бородой трясти.

В тесноте, да не в обиде.

Какого на дому – такого и самому) и др.

Учитель: Молодцы, вы много знаете пословиц и поговорок о семье. А я расскажу вам притчу. Она называется «Волшебная копейка». А вы постарайтесь понять, о каких семейных ценностях идет речь в этой притче.

2. Рассказ учителем притчи «Волшебная копейка».

-Шел по дороге паренек. Смотрит – лежит копейка. «Что ж, - подумал он, - и копейка – деньги». Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел 1000 рублей? Купил бы подарки отцу с матерью». Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него – а там 1000 рублей! «Странное дело, - подивился паренек, - была одна копейка, а теперь тысяча рублей. А что бы я сделал, если бы нашел 10 000 рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже 10 000 рублей! «Чудеса, - обрадовался счастливчик. – А что если бы 100 000 рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в своем доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель – и точно: лежат 100 000 рублей.

Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, и так расходы большие…»

И вдруг чувствует, что кошель стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его – глядь, а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

(Ответы детей)

Учитель: Любовь, взаимопонимание, чувство долга перед родителями, забота друг о друге – вот самые важные ценности, на чем держится семья. Именно об этом вы и писали в своих сочинениях на тему «Кем я горжусь в своей семье». Послушаем лучшие из них.

3.Дети зачитывают свои сочинения (4 – 5).

Учитель: С какой любовью, нежностью писали вы о своих родных людях: бабушках, дедушках, папах, братьях, сестрах. Но все-таки самые искренние, самые трогательные сочинения о маме, очень близком и родном человеке. Именно для нее группа учащихся исполнит песню «Мама».

4.Исполнение песни «Мама» (группа учащихся).

Учитель: Одной из важных ценностей является семейная традиция. В каждой семье свои традиции. Одной из древних традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять родословную. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавались следующим поколениям.

Гордился своей родословной А. С. Пушкин. Известно, что одним из предметов гордости была пуговица с мундира его далекого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой он почти не расставался и демонстрировал ее своим друзьям.

У Пушкина есть стихотворение «Моя родословная», проникнутое гордостью за свой знаменитый род. Послушаем отрывок из этого стихотворения.

5. Чтение учащимся отрывка из стихотворения А. С. Пушкина « Моя родословная».

Учитель: Дети тоже попытались составить генеалогическое древо своих семей. Конечно, в них не 500 исторических имен, как в родословной известного русского поэта, у кого 15-20 листочков, но этот экскурс в историю своей семьи очень важен.

6. Представление детьми своих родословных.

Учитель: Во многих семьях есть хорошая традиция – собирать и хранить семейные фотографии. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом», - поется в одной из известных песен. Мы организовали фотовыставку, на которой представлены самые интересные фотографии из ваших семейных альбомов. Поделимся впечатлениями о ярких событиях, которые связаны с жизнью вашей семьей.

7.Презентация «Я и моя семья».

Учитель: У многих дома хранятся старинные вещи – реликвии. Человека уже нет, а вещи, когда-то ему принадлежавшие, напоминают о нем. Это могут быть книги, часы, сувениры, иконы… Но самыми дорогими реликвиями все-таки являются ордена и медали дедов и прадедов, которыми они были награждены в годы Великой Отечественной войны. О славном боевом пути своих прадедушек расскажут их внуки Лушнова Дарья и Солдатов Вячеслав.

8. Рассказы детей о подвигах своих прадедов в годы Великой Отечественной войны.

9. Исполнение песни «Закаты алые» (Лушнова Даша и Хрипунова Катя).

Учитель: Издревле на Руси существует и такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, пекарей, сапожников, врачей, артистов и т.д. В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии.

10. Рассказы родителей о династии хлеборобов (семья Морозовых) и династии военных (семья Чекуровых).

Учитель: Остановимся еще на одной традиции – традиции застолья. Испокон веков русская семья собиралась в праздник или какое-то торжество за общим столом. Наиболее распространенными блюдами были щи, каша, дичь, клюква, морошка. С течением времени изменились, конечно, блюда, но собраться за общим столом всем вместе – это очень важно. Вот и сейчас на нашем классном часе каждая семья за своим столиком. Проведем интервью с гостями, членами семьи.

11.Интервью с гостями.

- Как часто вы проводите свободное время всей семьей?

- Как и где любите отдыхать?

- Как распределяете обязанности в семье?

- Ваше любимое семейное блюдо?

-Любимый фильм вашей семьи?

12. Большая семейная викторина.

1.Скажите по латыни «семья». (Фамилия)

2.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»? (Аист)

3.По легенде, Россию охраняют 3 сестры: Вера, Надежда и Любовь. Назовите имя матери этих трех сестер. (Софья)

4.Как говорят о тех, кто разглашает семейные неприятности и ссоры? (Выносят сор из избы)

5.Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца с матерью? (Яблоко от яблони недалеко падает)

6. Первый, старший ребенок в семье – первенец. А как на Руси назывался последний ребенок в семье? (Поскребыш)

7.Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг)

8.О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода? (О матрешке)

9.Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и- мачеха)

10. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, 33 родных сестрицы. Что это за семья? (Алфавит)

Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час. Мы не должны забывать, что самое дорогое для каждого из нас – это его семья. Именно родные и близкие люди всегда поддержат, помогут в трудную минуту, дадут правильный совет.

13. Исполнение песни « Родительский дом» (все учащиеся).



































Урок литературы в 11 классе на тему:

« Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Богданова Мария Васильевна



Цель урока:

-показать, как в композиции романа раскрывается идейный замысел писателя;

Задачи урока:

-проанализировать главы, посвященные ершалаимской истории;

-определить проблематику романа;

-развивать связную монологическую речь учащихся;

Методические приемы:

-комментированное чтение;

-аналитическая беседа;

-пересказ отрывков из Евангелия от Матвея;

Оборудование урока:

-репродукции картин Н. Ге «Голгофа», «Что есть истина? Христос и Пилат», Н. Крамского «Христос в пустыне», А. Иванова «Вход в Иерусалим», И. Репина «Тайная вечерня»;

-текст глав романа 2, 16, 25, 26, 32, эпилога.



Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в нем три основных мира: «древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский».

Что же лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Кто управляет человеческой жизнью? Существуют ли какие-то нравственные критерии, или они изменчивы и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?

Эти вопросы ставит М. Булгаков в евангельских главах. Евангельские главы – это своеобразный идейный центр романа «Мастер и Маргарита».

2.Беседа по содержанию глав о Понтии Пилате.

Учитель: Воланд спросил Мастера: «О чем роман ?» Мастер ответил: « О Понтии Пилате». Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем романа мастера, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Это основной вопрос нашего урока.

Большую роль в понимании образа героя играет портрет. Через него автор отражает внутреннее состояние героя, духовный мир изображаемого лица. Найдите в тексте портрет Понтия Пилата (гл. 2). Какое слово в описании сразу обращает на себя внимание?

Ученик: Подбой плаща Пилата «кровавый», а не красный. Человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое копье». Он знает, что его считают свирепым чудовищем. Сам готов повторять о себе то, что говорят о нем другие.

Учитель: Обратимся еще к одной детали портрета – глазам. Проследите по тексту, как меняются его глаза.(гл.2)

Учитель: Боится ли арестант Пилата?

Ученик: Он боится опять пережить физическую боль (Его по приказу прокуратора бил Крысобой). Но Иешуа остается очень твердым, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

Учитель: Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает то, что он умеет убеждать?

Ученик: Это история Левия Матвея. К истине, которую Иешуа провозглашает, он готов идти при помощи убеждения.

Учитель: Какое решение принимает Прокуратор?

Ученик: Хочет объявить, что Иещуа не виновен, в его действиях нет состава преступления.

Учитель: Но жизнь жестока, и люди, обладающие властью, боятся ее потерять. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден будет отказаться от своего первоначального решения?

Ученик: Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место – «золотая клетка». Он боится за себя так, что пойдет против своей совести, внутренне он не свободен, потому и предает Иешуа.

Учитель: Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает, продав Иешуа. Но Понтий Пилат – другой. Его мучит совесть. Именно поэтому , понимая, что вынужден будет вынести смертный приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет его собственная гибель – только нравственная.

(Зачитать отрывок « Мысли понеслись…» - (гл.2)

- Попытается ли что-то сделать Пилат, чтобы смягчить муки совести?

Ученик: Да. Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе.

Учитель: Но это ничто по сравнению с теми словами, которые арестант перед смертью просит передать Пилату (найдите эти слова (гл.25). Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы (зачитать отрывок).

- Понаблюдаем, как меняется голос у Понтия Пилата.

Ученик: «треснувший голос», «хриплый голос». Это подтверждает муки совести героя.

Учитель: А теперь поговорим о Левии Матвее.Как ведет себя этот герой, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Ученик: Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осужденными до Лысой горы. Он сумел устроиться в расщелине на камне (прочитать отрывок «Казнь» - гл.18) Левий Матвей снимет тело своего учителя со столба и унесет с вершины горы.

Учитель: А теперь вспомним разговор , который состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвеем (гл.26).Как этот разговор характеризует Левия?

Ученик: Левий ведет себя как достойный ученик Иешуа. Он ведет себя гордо, не боится Пилата. На предложение служить ему отвечает отказом.

Учитель: Как судьба наказала Пилата за трусость? (зачитать отрывок из гл.32)

Ученик: Воланд и его свита , мастер и Маргарита, несущиеся на волшебных конях в ночи, видят при свете луны сидящего человека, а рядом с ним собаку.Это был Пилат. Он повторял, что больше всего он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – один из самых страшных пороков. И даже более: «Философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок». И за этот страшный порок Понтий Пилат и расплачиватся бессмертием.

Учитель: Итак, Понтий Пилат страдает уже около 2000 лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит отпустить Пилата (зачитать отрывок гл.32 «Вам не надо просить за него, Маргарита,..)

-Какую роль в идейном содержании играет эпилог?

Ученик: В эпилоге говорится о сне, который видит Иван Николаевич Понырев (Уже не Иван Бездомный) «От постели к окну протягивается широкая лунная дорога…». Пилату недостаточно, чтобы его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Учитель: Чем отличается булгаковский Иешуа от евангельского Иисуса?

3.Пересказ подготовленного ученика отрывка из Евангелия от Матвея.

4.Заключительное слово учителя.

Подведем итоги. Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа , написанного мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили 2000 лет назад?

Ученик: Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Учитель: Какие это проблемы?

Ученик: -Что такое истина?

-Человек и власть

-Внутренняя свобода и несвобода человека

-Добро и зло, вечное их противостояние и борьба

-Верность и предательство

-Милосердие и всепрощение

5. Домашнее задание:

Письменно ответить на вопрос: «В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!