СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Духовно - нравственное воспитание в семье"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и школе.

Воспитатель ГБОУ СОШ № 603 г. Санкт-Петербурга

Ивлеева Наталья Петровна

  

                             В душе и сердце Ребенка должны быть       поселены светлые образы,

                                мысли и мечтания – чувство прекрасного,                                     стремление к самопознанию и саморазвитию;               ответственность за свои мысли;                                    устремленность к благу; мужество, бесстрашие,          чувство заботы и сострадания,

                                                       радости и восхищения                                           

                                         сознание жизни, смерти и бессмертия…                                                                                                          

А. Амонашвили

   Что такое семья? В православии ее часто именуют Церковью, только не большой, а маленькой, но тоже – Церковью.  Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить  и быть ответственным за того, кого видишь каждый день.  Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая  и болезненная проблема, если каждый член семьи будет  чуток, внимателен и терпим друг к другу.

  Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?

   Однажды  профессора Московской Духовной Академии  А.И.Осипова спросили, с какого возраста начинать воспитывать ребенка? «А с какого возраста начинают развращать?» - ответил он. А развращать начинают, когда он находится еще в утробе матери, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о его будущем, а это уже влияет на его душу. Святые отцы советуют матери в это время часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых тайн, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. Ведь дети начинают свою жизнь с материнской утробы - следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить,не организовать, то мир сам начнет воспитание младенца - но уже по своим законам.

     Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.

    Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей  испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки .

    Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также , как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".

   Важнейшей  направленностью своей деятельности, как  классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

     Каждый раз,начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;( «День откр.дверей»,

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение  городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия и праздники" Мой папа- самый лучший", " Поздравляем наших мам"; тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), выполнение совместных работ детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы работы с родителями могут быть разнообразными:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания.

   Каждое родительское собрание в моем классе имеет свое воспитательное значение. "Законы жизни семьи. Законы жизни класса", " Семейные традиции", " Помним свое прошлое" - вот некоторые из тем родительских собраний, на которых я стараюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.

Законы семьи  ---------- + ---------- + ---------- + -----------

                    ед. треб.       зн. похв.   тр. уч.     разд.благ

Проанализируйте зашифрованную формулу.

1 закон. Закон единства требований отца и матери.

2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.

3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ  между взрослыми и детьми.

   Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного  могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием  принимают участие в  праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы. Они изготавливают  поздравительные открытки, выступают на концертах для ветеранов войны. Ученики нашей  школы постоянно поддерживают связь с жителями блокадного Ленинграда, приглашают их на школьные встречи, делают для них поделки.

Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения.  Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как  Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Как никогда сейчас необходимо возродить  религиозное воспитание детей. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.Благоприятными моментами, приобщающими юную душу к религиозной жизни являются: встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (Церкви,монастырей, святых мест),влияние художественной литературы, чтение религиозных книг,слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно  растут. Бывают случаи, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей  испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.  – обретать сущностное понимание отцовства и материнства,  - осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,  - учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

     Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

 

Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса

 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семейная деятельность

1.

Экология.

Тема « Земля – планета круглая».

Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете.

 

Классный час.

Тема: «Культура мира. Человек среди людей»

Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру.

 

Экскурсия на природу.

Цель: развитие ценностного отношения к природе.

Экскурсия на природу.

Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

2.

Литературное чтение.

Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность).

 

 

Классный час.

Тема:  «Я отвечаю за свои поступки».

Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников.

 

Акция «Твой далёкий друг».

Цель:  участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома).

Родительское собрание.

Тема: «Взаимоотношения в семье».

Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

3.

Литературное чтение.

Тема: Е .Пермяк «Смородинка»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека).

 

 

 

 

Классный час.

 Тема: « О лени и лентяях»

Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

Операция «Забота».

Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку.

Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам.

4.

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики».

Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра.

 

Тема: « Дорогами сказок»

Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок.

Экскурсия в городскуюбиблиотеку.

 

Родительское собрание  - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья.

Цель: Содействовать  формированию  духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей.

5.

Русский язык

Тема: Текст – повествование.

Цель:  создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи»

 

Классный час.

Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный»

Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа.

 

Конкурс семейных пасхальных рецептов.

6.

Изобразительное искусство.

Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая».

Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину,  развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения.

 

Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне.

Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну.

  Посещение ветерана ВОВ

 Участие в концерте для ветеранов ВОВ

 

 

 

 

Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ.

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и школе.

Воспитатель ГБОУ СОШ № 603 г. Санкт-Петербурга

Ивлеева Наталья Петровна

  

                             В душе и сердце Ребенка должны быть       поселены светлые образы,

                                мысли и мечтания – чувство прекрасного,                                     стремление к самопознанию и саморазвитию;               ответственность за свои мысли;                                    устремленность к благу; мужество, бесстрашие,          чувство заботы и сострадания,

                                                       радости и восхищения                                           

                                         сознание жизни, смерти и бессмертия…                                                                                                          

А. Амонашвили

   Что такое семья? В православии ее часто именуют Церковью, только не большой, а маленькой, но тоже – Церковью.  Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить  и быть ответственным за того, кого видишь каждый день.  Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая  и болезненная проблема, если каждый член семьи будет  чуток, внимателен и терпим друг к другу.

  Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?

   Однажды  профессора Московской Духовной Академии  А.И.Осипова спросили, с какого возраста начинать воспитывать ребенка? «А с какого возраста начинают развращать?» - ответил он. А развращать начинают, когда он находится еще в утробе матери, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о его будущем, а это уже влияет на его душу. Святые отцы советуют матери в это время часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых тайн, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. Ведь дети начинают свою жизнь с материнской утробы - следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить,не организовать, то мир сам начнет воспитание младенца - но уже по своим законам.

     Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.

    Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей  испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки .

    Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также , как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".

   Важнейшей  направленностью своей деятельности, как  классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

     Каждый раз,начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;( «День откр.дверей»,

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение  городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия и праздники" Мой папа- самый лучший", " Поздравляем наших мам"; тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), выполнение совместных работ детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы работы с родителями могут быть разнообразными:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания.

   Каждое родительское собрание в моем классе имеет свое воспитательное значение. "Законы жизни семьи. Законы жизни класса", " Семейные традиции", " Помним свое прошлое" - вот некоторые из тем родительских собраний, на которых я стараюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.

Законы семьи  ---------- + ---------- + ---------- + -----------

                    ед. треб.       зн. похв.   тр. уч.     разд.благ

Проанализируйте зашифрованную формулу.

1 закон. Закон единства требований отца и матери.

2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.

3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ  между взрослыми и детьми.

   Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного  могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием  принимают участие в  праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы. Они изготавливают  поздравительные открытки, выступают на концертах для ветеранов войны. Ученики нашей  школы постоянно поддерживают связь с жителями блокадного Ленинграда, приглашают их на школьные встречи, делают для них поделки.

Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения.  Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как  Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Как никогда сейчас необходимо возродить  религиозное воспитание детей. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.Благоприятными моментами, приобщающими юную душу к религиозной жизни являются: встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (Церкви,монастырей, святых мест),влияние художественной литературы, чтение религиозных книг,слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно  растут. Бывают случаи, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей  испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом.  – обретать сущностное понимание отцовства и материнства,  - осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,  - учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

     Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

 

Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса

 

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семейная деятельность

1.

Экология.

Тема « Земля – планета круглая».

Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете.

 

Классный час.

Тема: «Культура мира. Человек среди людей»

Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру.

 

Экскурсия на природу.

Цель: развитие ценностного отношения к природе.

Экскурсия на природу.

Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

2.

Литературное чтение.

Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность).

 

 

Классный час.

Тема:  «Я отвечаю за свои поступки».

Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников.

 

Акция «Твой далёкий друг».

Цель:  участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома).

Родительское собрание.

Тема: «Взаимоотношения в семье».

Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

3.

Литературное чтение.

Тема: Е .Пермяк «Смородинка»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека).

 

 

 

 

Классный час.

 Тема: « О лени и лентяях»

Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

Операция «Забота».

Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку.

Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам.

4.

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики».

Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра.

 

Тема: « Дорогами сказок»

Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок.

Экскурсия в городскуюбиблиотеку.

 

Родительское собрание  - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья.

Цель: Содействовать  формированию  духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей.

5.

Русский язык

Тема: Текст – повествование.

Цель:  создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи»

 

Классный час.

Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный»

Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа.

 

Конкурс семейных пасхальных рецептов.

6.

Изобразительное искусство.

Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая».

Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину,  развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения.

 

Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне.

Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну.

  Посещение ветерана ВОВ

 Участие в концерте для ветеранов ВОВ

 

 

 

 

Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ.

 

Просмотр содержимого документа
«Статья " Духовно - нравственное воспитание в семье"»

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье и школе.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 603 г. Санкт-Петербурга

Ивлеева Наталья Петровна

В душе и сердце Ребенка должны быть
поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,
стремление к самопознанию и саморазвитию;
ответственность за свои мысли;
устремленность к благу; мужество, бесстрашие,
чувство заботы и сострадания,

радости и восхищения

сознание жизни, смерти и бессмертия…

А. Амонашвили

Что такое семья? В православии ее часто именуют Церковью, только не большой, а маленькой, но тоже – Церковью. Семья – это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. Так как же должны все они жить, как строить отношения, чтобы быть счастливыми? Ведь семья – это в первую очередь школа любви. Учиться любить здесь могут все. Но не всегда удается любить и быть ответственным за того, кого видишь каждый день. Испокон времен звучит проблема «отцов и детей». Но такая ли уж это большая и болезненная проблема, если каждый член семьи будет чуток, внимателен и терпим друг к другу.

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Именно в это время родители задают друг другу вопрос: что делать? Как быть? Где мы не доглядели? Что упустили?

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И.Осипова спросили, с какого возраста начинать воспитывать ребенка? «А с какого возраста начинают развращать?» - ответил он. А развращать начинают, когда он находится еще в утробе матери, если родители ведут не целомудренный образ жизни, не задумываясь о его будущем, а это уже влияет на его душу. Святые отцы советуют матери в это время часто исповедоваться, причащаться Святых Христовых тайн, молиться, ходить на службы, быть более собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. Ведь дети начинают свою жизнь с материнской утробы - следовательно, с этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это взаимоотношение не управить,не организовать, то мир сам начнет воспитание младенца - но уже по своим законам.

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи.

Всегда надо помнить- человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки .

Семена добра надо сеять с раннего, дошкольного возраста. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе.Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

Константин Ушинский говорил: "Детским чувством, точно также , как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его, а подавая свой пример".

Важнейшей направленностью своей деятельности, как классного руководителя, я считаю воспитание и развитие ребенка не только в школе, а, в первую очередь, в семье. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Каждый раз,начиная работу в первом классе, я ставлю перед собой следующие задачи:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;( «День откр.дверей»,

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей (экскурсии, целевые прогулки по городу; посещение городской баблиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества; спортивные соревнования "Мама, папа и я - дружная семья"; внеклассные мероприятия и праздники" Мой папа- самый лучший", " Поздравляем наших мам"; тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия), выполнение совместных работ детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Формы работы с родителями могут быть разнообразными:

- родительские собрания;

- индивидуальные консультации ;

- посещение на дому;

-тематические консультации;

- родительские чтения;

- проведение совместных праздников;

- общешкольные родительские собрания.

Каждое родительское собрание в моем классе имеет свое воспитательное значение. "Законы жизни семьи. Законы жизни класса", " Семейные традиции", " Помним свое прошлое" - вот некоторые из тем родительских собраний, на которых я стараюсь помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

-Уважаемые родители! Перед вами формула с зашифрованными законами воспитания ребенка в семье. Расшифруйте ее.

Законы семьи ---------- + ---------- + ---------- + -----------

ед. треб. зн. похв. тр. уч. разд.благ

Проанализируйте зашифрованную формулу.

1 закон. Закон единства требований отца и матери.

2 закон . Закон значимости похвалы ребенка.

3 закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4 закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Нередко первым трудовым навыкам дети учатся у пожилых людей, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки и дедушки много интересного могут рассказать о прошлом, многому полезному научить. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Ученики нашего класса с удовольствием принимают участие в праздновании таких мероприятий, как День пожилого человека, День Победы. Они изготавливают поздравительные открытки, выступают на концертах для ветеранов войны. Ученики нашей школы постоянно поддерживают связь с жителями блокадного Ленинграда, приглашают их на школьные встречи, делают для них поделки.

Хорошо бы возродить в каждой семье семейные чтения. Нравоучительны совместно прочитанные рассказы таких писателей, как Б. Алмазов «Горбушка», А. Майков «Мать и дети», В. Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь», Жития святых в рассказах для детей, Р. Сеф «Имя у тебя одно», Г. Юдин «Рыжий город». В тишине рядом с мамой или бабушкой рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и других родных; рассказать о семейных реликвиях и традициях; составить родовое дерево.

Как никогда сейчас необходимо возродить религиозное воспитание детей. Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.Благоприятными моментами, приобщающими юную душу к религиозной жизни являются: встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (Церкви,монастырей, святых мест),влияние художественной литературы, чтение религиозных книг,слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители, воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут. Бывают случаи, когда ребенок воцерковляется самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки. Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом. 
– обретать сущностное понимание отцовства и материнства, 
- осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним, 
- учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.


Примерный план организации духовно – нравственного развития и воспитания учащихся 2 класса


Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семейная деятельность

1.

Экология.

Тема « Земля – планета круглая».

Цель: формирование первона-чальных представлений о Земле, как планете.


Классный час.

Тема: «Культура мира. Человек среди людей»

Цель: показать значимость каждого человека на планете Земля; формирова-ние положительной Я – концепции, позитивного отношения к окружаю-щему миру.


Экскурсия на природу.

Цель: развитие ценностного отношения к природе.

Экскурсия на природу.

Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

2.

Литературное чтение.

Тема: А.П. Зонтаг «Полинька. Лиловый горшочек»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( ваш выбор – выбор, который вы делаете сами и несёте за него ответственность).



Классный час.

Тема: «Я отвечаю за свои поступки».

Цель: развитие рефлексии индивидуального поведения школьников.


Акция «Твой далёкий друг».

Цель: участие в благотворительной акции (сбор игрушек, вещей для детей из детдома).

Родительское собрание.

Тема: «Взаимоотношения в семье».

Цель: содействовать формированию у родителей представлений о средствах и приёмах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

3.

Литературное чтение.

Тема: Е .Пермяк «Смородинка»

Цель: создать условие для раскрытия духовных смыслов произведения ( Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека).





Классный час.

Тема: « О лени и лентяях»

Цель: побудить учащихся сделать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень.

Операция «Забота».

Цель : оказание посильной помощи пожилому человеку.

Привлечение родителей к волонтерской помощи престарелым и инвалидам.

4.

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка « У страха глаза велики».

Цель: создать условия для раскрытия духовных смыслов произведения, развитие умения понимать особенности жанра.


Тема: « Дорогами сказок»

Цель: знакомство детей с особенностями и разнообразием сказок.

Экскурсия в городскуюбиблиотеку.


Родительское собрание - конкурс «Папа, мама, я – читающая семья.

Цель: Содействовать формированию духовной потребности в книге и чтении у школьников и их родителей.

5.

Русский язык

Тема: Текст – повествование.

Цель: создать условия для создания учениками текста на тему « Мои воспоминания о праздновании пасхи»


Классный час.

Тема: « Пасха – праздник светлый – праздник народный»

Цель: формирование уважительного отношения к народным традициям и обычаям своего народа.


Конкурс семейных пасхальных рецептов.

6.

Изобразительное искусство.

Тема « Мы рисуем праздник – 9 Мая».

Цель: формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину, развитие у детей стремления к передаче эмоционально – эстетического отношения.


Тема: Конкурс рисунков и стихов о войне.

Цель: воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа, пробудить гордость за свою страну.

Посещение ветерана ВОВ

Участие в концерте для ветеранов ВОВ




Подготовить информацию о родственниках – участниках ВОВ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!