109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26 корп.1 тел./факс:(495)734-79-60; email:[email protected]
________ /Г.Е. Штырёв/
«____» августа 2016 г.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 29. 12. 2012 № 273 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования». Рабочей программы. Предметная линия учебников, В.Б.Кожевников 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, 3-е изд., стереотипное. - М.: «Дрофа», 2016. Учебника «Физика»: учеб. для 9 класса общеобразовательных учреждений
№ урока | Дата | Тип урока |
Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты освоения материала |
По плану | Фактически |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 8 |
I четверть 01.09.16 - 07.11.16 (10 недель, 20 часов) |
Повторение материала 8 класса - 4 часа. |
1. | 1 | | Обобщение знаний | Повторение 8 класс. Тема: «Тепловые явления» | 1 | Знать понятие количества теплоты, внутренней энергии, формулы для расчета физических величин. Уметь применять формулы к решению задач. |
2 | 1 | | Обобщение знаний | Повторение 8 класс. Тема: «Электрические явления» | 1 | Знать понятие электризации, электрического тока, работы тока, формулы для расчета физических величин. Уметь применять формулы к решению задач. |
3 | 2 | | Обобщение знаний | Повторение 8 класс. Тема: «Оптические явления» | 1 | Знать понятие количества отражения света, преломления света, формулы для расчета физических величин. Уметь применять формулы к решению задач. |
4 | 2 | | Обобщение знаний | Повторение 8 класс «Магнитные явления» | 1 | Уметь применять формулы к решению задач.
|
Тема 1. Законы взаимодействия и движения тел-19 часов. |
5 | 3 | | Новый материал | Тема 1/1: «Материальная точка. Система отсчета» | 1 | Знать смысл понятий: траектория, путь, перемещение. Уметь различать виды движения в зависимости от формы траектории. |
6 | 3 | | Новый материал | Тема 1/2: «Перемещение. Определение координаты движущегося тела» | 1 | Знать смысл понятий: перемещений прямолинейного движения формулы для нахождения координаты и перемещения. Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движений, рассчитывать координату. |
7 | 4 | | Новый материал | Тема 1/3: «Перемещение при прямолинейном равномерном движении» | 1 | Знать смысл понятий: равномерное, неравномерное движение, скорость прямолинейного движения формулы для нахождения скорости и пути. Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движений, рассчитывать скорость |
8 | 4 | | Новый материал | Тема 1/4: «Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение» | 1 | Знать смысл понятий: равномерное, неравномерное движение, скорость прямолинейного движения формулы для нахождения скорости и пути. Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движений, рассчитывать скорость |
9 | 5 | | Новый материал | Тема 1/5: «Скорость прямолинейного равноускоренного движения» | | Знать смысл понятий: равномерное, неравномерное движение, скорость прямолинейного движения формулы для нахождения скорости и пути. Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движений, рассчитывать скорость |
10 | 5 | | Комбинированный урок | Тема 1/6: «Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении» | | Знать законы равноускоренного движения. Уметь определять путь и среднюю скорость при равноускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения. |
11 | 6 | | Лабораторная работа | Тема 1/7: «Лабораторная работа №1 по теме: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Уметь определять ускорение равноускоренного движения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты; собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений. |
12 | 6 | | Новый материал | Тема 1/8: «Относительность движения» | 1 | Знать понятие относительности движения. Уметь решать задачи на применения закона сложения скоростей и перемещения. |
13 | 7 | | Контрольная работа | Тема 1/ 9: «Контрольная работа №1 по теме: «Кинематика» | 1 | Знать законы равноускоренного движения. Уметь определять путь и среднюю скорость при равноускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения. |
14 | 7 | | Новый материал | Тема 1/ 10: «Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона» | 1 | Знать формулировку закона инерции, I закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта». Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения. |
15 | 8 | | Новый материал | Тема 1/11: «Второй закон Ньютона». | 1 | Знать смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса. Уметь вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона, применять II закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести. |
16 | 8 | | Новый материал | Тема 1/12: «Третий закон Ньютона» | 1 | Знать смысл понятий: Невесомость. Знать формулировку III закона Ньютона, свойства сил, с которыми тела взаимодействуют. Уметь приводить примеры проявления и применения третьего закона Ньютона; объяснять, почему вес покоящегося тела равен силе тяжести; чему равен вес тела, движущегося с ускорением. |
17 | 9 | | Новый материал | Тема 1/13: «Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость» | 1 | Знать определение свободного падения. Уметь применять формулы для равноускоренного движения к описанию свободного падения. |
18 | 9 | | Новый материал | Тема 1/ 14: «Лабораторная работа №2 по теме: «Измерение ускорения свободного падения» | 1 | Знать определение свободного падения. Уметь применять формулы для равноускоренного движения к описанию свободного падения |
19 | 10 | | Комбинированный урок | Тема 1/ 15: «Закон Всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах». | 1 | Знать закона Всемирного тяготения. Уметь описывать движение небесных тел и искусственных спутников Земли. Приводить примеры практического использования физических знаний: закона Всемирного тяготения |
20 | 10 | | Комбинированный урок | Тема 1/ 16: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью» | 1 | Знать основные формулы равномерного движения по окружности. Уметь приводить и объяснять примеры равномерного движения по окружности; применять формулы при практических расчетах. |
II четверть 16.11.16 - 30.12.16 (6 недель, 12часов) |
21 | | | Новый материал | Тема 1/17: «Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение» | 1 | Знать смысл понятий: взаимодействие, импульс, смысл физических законов: сохранения импульса. Уметь описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел. |
22 | | | Новый материал | Тема 1/ 18: «Вывод закона сохранения механической энергии» | 1 | Знать закон сохранения и превращения механической энергии. Уметь описывать превращение энергии при падении тела и его движении вверх, приводить примеры превращения энергии, применять закон сохранения и превращения механической энергии при решении задач, определять изменение внутренней энергии тела за счёт совершения механической работы. |
23 | | | Контрольная работа | Тема 1/ 19: «Контрольная работа №1 по теме: «Законы движения и взаимодействия тел». | 1 | Уметь применять знания по теме к решению задач. |
Тема №2. Механические колебания и волны. Звук. - 9 часов. |
24 | | | Новый материал | Тема 2/ 1: «Колебательное движение. Свободные колебания.» | 1 | Знать определение колебательной системы, колебательного движения. Уметь определять амплитуду, период и частоту колебаний. |
25 | | | Новый материал | Тема 2/ 2: «Величины, характеризующие колебательное движение» | 1 | Знать смысл физических понятий: колебательное движение, гармоническое колебание, смысл физических величин: период, частота, амплитуда. Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, определять характер физического процесса по графику, таблице. |
26 | | | Комбинированный урок | Тема 2/3: «Гармонические колебания. Затухающие колебания. Резонанс». | 1 | Знать смысл физических понятий: колебательное движение, гармоническое колебание, смысл физических величин: период, частота, амплитуда. Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, определять характер физического процесса по графику, таблице. |
27 | | | Лабораторная работа | Тема 2/ 4: «Лабораторная работа №8 по теме: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | 1 | Уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Выполнять необходимые измерения и расчеты. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. |
28 | | | Новый материал | Тема 2/5: «Распространение колебаний в среде. Механические волны» | 1 | Знать определение волны, виды механических волн. основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период – и связь между ними. Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны. |
29 | | | Новый материал | Тема 2/6: «Длина волны. Скорость распространения волны» | 1 | Знать основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период. Уметь определять эти величины. |
30 | | | Новый материал | Тема 2/7: «Звук. Характеристики звука» | 1 | Знать смысл понятий: колебательное движение, колебательная система, звуковая волна, ультразвук, инфразвук. Уметь различать источники звука, описывать и объяснять физические явления: распространение и отражение звука, колебательное движение, неслышимые звуки. |
31 | | | Новый материал | Тема 2/8: «Распространение звука. Звуковые волны» | 1 | Знать смысл понятий: звуковая волна, ультразвук, инфразвук. Уметь различать источники звука, описывать и объяснять физические явления: распространение и отражение звука, колебательное движение, неслышимые звуки. |
32 | | | Контрольная работа | Тема 2/9: «Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны» | 1 | Уметь применять знания по теме к решению задач. |
III четверть 12.01.17- 24.03.17 (10 недель, 20часов) |
Тема №3. Электромагнитное поле – 16 часов. |
33 | | | Новый материал | Тема3/1: «Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля» | 1 | Знать понятие магнитного поля и его физический смысл; устройство электрического двигателя. Уметь изображать магнитное поле графически, объяснить графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий. |
34 | | | Новый материал | Тема3/2: «Обнаружение магнитного поля по его действию на проводник с током» | 1 | Знать понятие магнитного поля и его физический смысл; устройство электрического двигателя. Уметь объяснить действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы. |
35 | | | Новый материал | Тема3/3: «Индукция магнитного поля. Магнитный поток» | 1 | Знать понятие магнитного поля и его физический смысл; устройство электрического двигателя. Уметь изображать магнитное поле графически, объяснить графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий. |
36 | | | Новый материал | Тема3/4: «Явление электромагнитной индукции» | 1 | Знать вклад Фарадея в обнаружение связи между электрическим и магнитным полем, формулировку правила Ленца; смысл явления электромагнитной индукции и понятия самоиндукции; роль явления самоиндукции в электро- и радиотехнике. Уметь описывать явление электромагнитной индукции, приводить примеры проявления и применения электромагнитной индукции в технике. |
37 | | | Лабораторная работа | Тема3/5: «Лабораторная работа №4 по теме: «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Уметь собирать электрическую цепь по рисунку, производить измерения и снимать показания приборов, делать выводы. |
38 | | | Новый материал | Тема3/6: «Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции» | 1 | Знать смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; принципы радиосвязи, современные средства связи, понятие колебательного контура. Уметь описывать явление электромагнитной индукции. |
39 | | | Новый материал | Тема3/7: «Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор» | 1 | Знать определение переменного тока и принцип действия генератора; устройство и принцип действия трансформатора. Уметь объяснить, почему электроэнергию передают под высоким напряжением; как и для чего повышают и понижают напряжение при передаче электроэнергии. |
40 | | | Новый материал | Тема3/8: «Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.» | 1 | Знать смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; принципы радиосвязи, современные средства связи, понятие колебательного контура. Уметь объяснять принцип возникновения колебаний в колебательном контуре; работу мобильного телефона. |
41 | | | Новый материал | Тема3/9: «Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний» | 1 | Знать смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; принципы радиосвязи, современные средства связи, понятие колебательного контура. Уметь объяснять принцип возникновения колебаний в колебательном контуре |
42 | | | Комбинированный урок | Тема3/10 «Принцип радиосвязи и телевидения» | 1 | Знать смысл понятия «электромагнитные волны», свойства электромагнитных волн; вклад Герца и Попова в развитие радио; принципы радиосвязи, современные средства связи, понятие колебательного контура. Уметь объяснять принцип возникновения колебаний в колебательном контуре |
43 | | | Новый материал | Тема3/11: «Электромагнитная природа света» | 1 | Знать классические опыты, подтверждающие электромагнитную природу света. Уметь объяснять оптические явления с этой точки зрения. |
44 | | | Новый материал | Тема3/12: «Преломление света. Физический смысл показателя преломления» | 1 | Знать закон преломления света, ход лучей в плоскопараллельной пластине. Уметь описывать явление преломления света, строить ход лучей при переходе света из одной среды в другую. |
45 | | | Новый материал | Тема3/13: «Дисперсия света» | 1 | Знать понятия спектра, дисперсии света, чем обусловлена дисперсия света. Уметь применить полученные знания в повседневной жизни. |
46 | | | Комбинированный урок | Тема3/14: «Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами» | 1 | Знать вклад Бора в развитие теории строения атома, виды спектров, спектральные приборы. Уметь приводить примеры видов излучений, наблюдаемых в природе и технике. |
47 | | | Лабораторная работа | Тема3/15: «Лабораторная работа №5 по теме: «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 1 | Уметь: Описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов. Наблюдение линейчатых спектров излучения. Собирать установку для эксперимента по описанию и проводить наблюдения изучаемых явлений. Делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты. |
48 | | | Обобщение материала | Тема3/16: «Обобщение материала по теме «Электромагнитное поле» | 1 | Знать источники и приемники электромагнитных волн. Уметь на практике объяснять применение и свойства электромагнитных волн. |
Тема №4. Строение атома и атомного ядра-12 часов. |
49 | | | Новый материал | Тема 4/ 1: «Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер.» | 1 | Знать вклад Резерфорда в развитие теории строения атома, планетарную модель атома. Уметь объяснять опыт Резерфорда. |
50 | | | Новый материал | Тема 4/ 2: «Экспериментальные методы исследования частиц» | 1 | Знать методы исследования заряженных частиц. Уметь определять нуклонный состав ядер, описывать и объяснять различия в строении различных ядер; применять закон радиоактивного распада для решения задач. |
51 | | | Новый материал | Тема 4/3: «Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы» | 1 | Знать историю открытия протона и нейтрона, их свойства, особенности, строение атомного ядра. Уметь объяснять строение атомного ядра. |
52 | | | Новый материал | Тема 4/4: «Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепные реакции. Ядерный реактор» | 1 | Знать физический смысл массового и зарядового числа. Уметь определять нуклонный состав ядер, описывать и объяснять различия в строении различных ядер; применять закон радиоактивного распада для решения задач. |
IV четверть 03.04.17-30.05.17 (7 недель 14 часов) |
53 | | | Новый материал | Тема 4/ 5: «Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада» | 1 | Знать устройство и принцип работы атомной электростанции, ее преимущества и недостатки, проблемы, связанные с использованием АЭС; области применения ядерной энергетики; влияние радиоактивных излучений на живые организмы; виды радиоактивных излучений, способы защиты от радиации. Уметь объяснить принцип работы ядерного реактора, управляемый термоядерный синтез. |
54 | | | Лабораторная работа | Тема 4/6: «Лабораторная работа№6 по теме: «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | 1 | Знать смысл понятий: ядерные реакции, цепная ядерная реакция, энергия связи, ядерные силы; особенности ядерных сил, закон сохранения массового и зарядового числа; особенности реакций деления и синтеза. Уметь определять энергию связи, записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, объяснять цепную ядерную реакцию. |
55 | | | Лабораторная работа | Тема 4/7: «Лабораторная работа №7 по теме: «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | 1 | Знать смысл понятий: ядерные реакции, закон сохранения массового и зарядового числа; особенности реакций деления и синтеза. Уметь находить неизвестный продукт ядерной реакции. |
56 | | | Лабораторная работа | Тема 4/8: «Лабораторная работа №8 по теме: «Оценка периода полураспада, находящихся в воздухе продуктов распада газа радона» | 1 | Знать смысл понятий: цепная ядерная реакция, энергия связи, особенности реакций деления и синтеза. Уметь записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, объяснять цепную ядерную реакцию. |
57 | | | Новый материал | Тема 4/9: «Термоядерные реакции» | 1 | Знать принцип протекания термоядерных реакций. Уметь писать уравнения термоядерных реакций. |
58 | | | Лабораторная работа | Тема 4/10: «Лабораторная работа №9 по теме: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | Знать зарядовое число и массу элементарных частиц. Уметь применять знания на практике. |
59 | | | Обобщение материала | Тема 4/11: «Повторительно-обобщающий урок по теме: «Строение атома» | 1 | Знать смысл понятий: ядерные реакции, цепная ядерная реакция, энергия связи, ядерные силы; особенности ядерных сил. Уметь определять энергию связи, записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, объяснять цепную ядерную реакцию. |
60 | | | Контрольная работа | Тема 4/12: «Контрольная работа №4 по теме: «Строение атома и атомного ядра» | 1 | Знать смысл понятий: ядерные реакции, цепная ядерная реакция, энергия связи, ядерные силы; особенности ядерных сил. Уметь определять энергию связи, записывать ядерные реакции, находить неизвестный продукт ядерной реакции, объяснять цепную ядерную реакцию. |
Тема №5. Строение и эволюция Вселенной- 4 часа. |
61 | | | Новый материал | Тема 5/1: «Состав, строение и происхождение Солнечной системы» | 1 | Иметь представление о системе мира, строении и масштабах Солнечной системы. |
62 | | | Новый материал | Тема 5/2: «Большие планеты Солнечной системы» | 1 | Знать перечень планет Солнечной системы, их физические характеристики. Уметь находить положение планеты на звездной карте. |
63 | | | Новый материал | Тема 5/3: «Малые тела Солнечной системы». | 1 | Знать перечень планет Солнечной системы, их физические характеристики. Уметь находить положение планеты на звездной карте |
64 | | | Новый материал | Тема 5/4: «Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной» | 1 | Знать источники энергии звёзд, о разнообразии звёзд, о расстояниях до них и об их судьбах. Знать строение и масштабы Вселенной, теорию «Большого взрыва», иметь представление о галактиках, о происхождении Вселенной. |
65 | | | | Резерв времени | 1 | |
66 | | | | Резерв времени | 1 | |
Итого часов 66 |