СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование 7 класс УМК «Архимед»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование (рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.). Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников по физике «Архимед».

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование 7 класс УМК «Архимед»»

Календарно- тематическое планирование. 7 класс.



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся


Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт.


Физика и физические методы изучения природы (4ч.)

1/1

Физические явления.

Техника безопасности в кабинете физики.

Физика - наука о природе.

Наблюдение и описание

физических явлений. Научный метод познания.

Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление».

Уметь различать физические явления,

методы изучения физики.

§1, отв. устно на вопросы стр.7



2/2

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Физические приборы.

Физические величины и их

измерение.

Международная система единиц.

Знать смысл понятия «физическая величина».

Уметь приводить примеры физических величин, использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

§§2,3



3/3

Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного прибора. Измерение

физических величин.

Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.

Уметь определять цену деления измерительного прибора,

использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости,

выражать результаты в СИ,

определять погрешность измерения и записывать результат измерения с учетом погрешности.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

подг.

сообщ.

«Роль физики в жизни человека»



4/4

Физика и техника.


Физика и техника.

Достижения науки и техники.

Уметь выделять основные этапы развития физики и называть имена выдающихся ученых,

определять место физики как науки,

делать выводы о развитии физики, ее достижениях.

стр.18




Механические явления (39ч.)

5/1

Механическое движение.

Равномерное и

неравномерное

движение.

Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение.

Поступательное движение. Материальная точка. Относительность движения.

Знать смысл понятий «механическое движение», «равномерное движение», «неравномерное движение», «поступательное движение», «материальная точка», «траектория»,

смысл физической величины «путь».

Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движения, относительности движения.

§4;

экс.4.1;

инд.4.2



6/2

Скорость.

Скорость. Единицы скорости.

Знать смысл физической величины «скорость», единицу скорости.

Уметь вычислять скорость равномерного движения,

выражать скорость в СИ,

различать скалярные и векторные величины, приводить примеры относительности скорости.

§5;

задачи 5.3; 5.4.



7/3

Средняя скорость.

Средняя скорость неравномерного движения.

Знать смысл физической величины «средняя скорость».

Уметь вычислять среднюю скорость неравномерного движения.

§6, повт.

решение задач (см. кл.работу)



8/4

Графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении.

Графики зависимости пути от времени и скорости от

времени.

Уметь по графикам определять скорость и пройденный путь,

строить графики скорости и пройденного пути.

§7;

задачи

7.1;7.2.



9/5

Решение задач.

Измерение физических величин. Механическое движение.

Цена деления измерительного прибора.

Скорость. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Уметь определять цену деления измерительного прибора,

вычислять скорость и пройденный путь равномерного движения, среднюю скорость неравномерного движения,

по графикам определять скорость и пройденный путь,

строить графики скорости и пройденного пути.

подг. к к/р

стр.36-37



10/6

Контрольная работа №1. Физические явления. Механическое движение.

Физические явления и величины.

Механическое движение.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




11/7

Явление инерции. Масса.

Лабораторная работа №2. Измерение массы тела.

Инерция. Инертность. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела.

Знать смысл явления «инерция», понятия «инертность», физической величины «масса», единицу массы.

Уметь использовать рычажные весы для определения массы тела,

выражать массу в СИ,

приводить примеры практического проявления инерции.

§8,

привести 2-3 примера проявле ния инерции.



12/8

Плотность вещества.

Плотность. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности.

Знать смысл физической величины «плотность», единицу плотности;

Уметь вычислять плотность, массу, объем тела.

§9, задачи 9.1; 9,2.



13/9

Решение задач. Плотность вещества.

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела.

Уметь вычислять массу и объем тела, работать с табличными данными.

опр. плот

ность

мыла



14/10

Лабораторная работа №3. Измерение плотности вещества.

Определение плотности твердого тела неправильной формы. Прямые и непрямые измерения.

Уметь использовать измерительные приборы (весы и измерительный цилиндр) для определения массы и объема тела, находить плотность вещества.




15/11

Сила.

Взаимодействие тел. Сила. Единица силы.

Знать смысл понятия «взаимодействие», физической величины «сила», единицу силы.

Уметь графически изображать силу и точку ее приложения.

§10



16/12

Сила тяжести. Вес тела.

Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Вес тела.

Знать смысл физических величин «сила тяжести», «вес тела», зависимость силы тяжести от массы тела.

Уметь показывать точку приложения и направление силы тяжести и веса тела,

вычислять силу тяжести и вес тела на неподвижной горизонтальной опоре,

различать понятия «масса тела»,

«вес тела», «сила тяжести»,

приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире.

§11,

задачи

11,2; 11.4;

11.5.



17/13

Сила упругости.

Деформация.

Сила упругости.

Закон Гука. Измерение сил. Динамометр.

Знать смысл физической величины «сила упругости», закона Гука,

принцип действия и устройство динамометра.

Уметь объяснять причину возникновения силы упругости,

показывать точку приложения и направление действия силы упругости,

приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту.

§12



18/14

Лабораторная работа

4. Исследование

зависимости силы

упругости от удлинения пружины. Определение

жесткости пружины.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Уметь использовать динамометр для определения силы,

представлять результаты измерений с помощью таблицы и графика зависимости силы упругости от удлинения пружины,

находить жесткость пружины.




19/15

Сила трения.

Сила трения. Виды силы трения. Коэффициент трения.

Знать смысл физических величин «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «сила трения качения».

Уметь объяснять механизм возникновения силы трения,

приводить примеры различных видов трения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§19,

подг.

сообщ.

«Увеличение и уменьшение силы трения»



20/16

Лабораторная работа

5. Исследование силы

трения скольжения.

Измерение

коэффициента трения

скольжения.

Исследование силы трения скольжения. Измерение

коэффициента трения

скольжения.

Уметь использовать динамометр для определения силы,

представлять результаты измерений с помощью таблицы и графика зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления,

находить коэффициент трения

скольжения.




21/17

Сложение сил.

Равнодействующая сила.

Уметь находить равнодействующую силу

§13



22/18

Решение задач. Масса.

Сила. Сложение сил.

Масса. Сила.

Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил.

Уметь вычислять массу тела, объяснять примеры проявления явления инерции и сил в окружающей жизни,

находить равнодействующую силу.

подг. к к/р

стр.62-63



23/19

Контрольная работа №2. Масса. Сила. Сложение сил.

Масса. Сила. Сложение сил.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




24/20

Равновесие тел.

Рычаг. Правило равновесия

рычага.

Знать смысл понятия «рычаг», физических величин «плечо силы», «момент силы».

условие равновесия рычага,

Уметь объяснять практическое применение рычагов.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§14, подг. сообщ.

«Рычаги в технике и быту»



25/21

Лабораторная работа

6. Изучение условия равновесия тела,

имеющего ось вращения.

Изучение условия

равновесия тела, имеющего

ось вращения.

Уметь экспериментально определять условия равновесия рычага.




26/22

Центр тяжести тела. Лабораторная работа №7. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Центр тяжести тела.

Виды равновесия тел.

Знать смысл понятия «центр тяжести тела».

Уметь экспериментально определять центр тяжести тела,

приводить примеры практического учета устойчивости тел.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§15,

подг. сообщ.

«Равнове

сие в технике и быту»



27/23

Давление твердых тел.

Давление.

Единицы давления.

Знать смысл физической величины «давление», единицу давления.

Уметь объяснять способы практического изменения давления.

§16(п.1),

подг. сообщ.

«Учет давления»



28/24

Решение задач. Давление твердых тел.

Давление твердых тел.

Уметь вычислять давление твердого тела на опору,

выражать величины в СИ.

повт. §16,

задача 16.1



29/25

Давление жидкостей и

газов.

Давление жидкостей и

газов. Закон Паскаля.

Давление жидкости на дно

сосуда. Манометр.

Сообщающиеся сосуды.

Знать смысл закона Паскаля.

Уметь описывать и объяснять давление жидкостей и газов, вычислять давление жидкости на глубине, приводить примеры проявления закона Паскаля в природе и его практического применения в технике и быту.

§16



30/26

Закон Архимеда.

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда.

От каких величин зависит

архимедова сила, от каких величин не зависит?

Условия плавания тел.

Знать смысл физической величины «выталкивающая сила».

Уметь объяснять причины, от

которых зависит сила Архимеда,

объяснять условия плавания тел

§17



31/27

Решение задач.

Давление. Сила

Архимеда.



Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Уметь вычислять давление твердых тел, давление жидкостей, выталкивающую силу, действующую на тело,

применять теоретические сведения для объяснения окружающих явлений.

решение задач (условие в тетради)



32/28

Атмосферное давление.

Явления, подтверждающие

существование атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Измерение атмосферного давления.

Барометр-анероид.

Знать способы измерения атмосферного давления.

Уметь: описывать и объяснять явление

атмосферного давления.


§18



33/29

Энергия.

Энергия. Механическая энергия.

Потенциальная и

кинетическая энергия.

Закон превращения и сохранения механической энергии.

Знать смысл физической величины «энергия», «кинетическая энергия»,

«потенциальная энергия»,

единицу энергии.

Уметь объяснять превращение и сохранение энергии в механических явлениях,

понимать относительность кинетической и потенциальной энергий.

§20, задачи 20.5; 20.6;

20.7



34/30

Механическая работа.

Механическая работа. Единицы работы.

Знать смысл физической величины «механическая работа».

единицу механической работы;

Уметь вычислять механическую работу

§21,

задачи

21.1;21.4;21.5



35/31

Мощность.

Мощность. Единицы мощности.

Знать смысл физической величины «мощность», единицу мощности.

Уметь вычислять мощность

§21,

задачи

21.7;21.10



36/32

Простые механизмы.

Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Блок. «Золотое правило»

механики. КПД простых

механизмов.

Знать смысл физической величины «коэффициент полезного действия».

Уметь понимать «золотое правило механики», объяснять назначение простых механизмов.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§22, подг. сообщ,

«Применение простых механизмов»



37/33

Лабораторная работа

8. Измерение КПД

наклонной плоскости.

Наклонная плоскость. КПД наклонной плоскости.

Уметь экспериментально определять КПД наклонной плоскости.




38/34

Механические колебания.

Свободные и вынужденные

колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Резонанс.

Знать смысл понятий «механические колебания», «свободные колебания»,

«вынужденные колебания», явления «резонанс», физических величин «амплитуда», «период», «частота».

Уметь объяснять учет резонанса в практической деятельности человека.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§23,

задачи

23.1,23.2,

подг. сообщ,

«Учет резонан

са»



39/35

Лабораторная работа

9. Изучение колебаний маятника.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний.

Уметь исследовать зависимость периода и частоты свободных

колебаний математического

маятника от его длины, амплитуды колебаний и массы тела.




40/36

Механические волны.

Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Скорость и длина волны. Звуковые волны. Характеристики звука.

Знать смысл понятий «механическая волна», «физических величин «скорость волны», «длина волны», величин, характеризующих звук.

Уметь объяснять механизм распространения звуковых волн в разных средах, учет резонанса звуковых волн в практической деятельности человека.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§24,

задачи

24.1, 24.3,

подг. сооб

щение

«Учет резонан

са звуко вых волн»



41/37

Решение задач. Давление.

Закон Архимеда.

Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Уметь вычислять давление твердых тел, давление жидкостей, выталкивающую силу, действующую на тело,

объяснять учет давления и выталкивающей силы в практической деятельности человека и природе.

подг. к к/р

(повт. образец решения задач по тетради)



42/38

Решение задач. Энергия.

Работа. Мощность.

Механическая работа. Энергия. Мощность.

Закон превращения и сохранения механической энергии.

Уметь вычислять механическую работу, кинетическую и потенциальную энергию, мощность,

применять закон превращения и сохранения энергии в механических явлениях.

подг. к к/р

(повт. образец решения задач по тетради)



43/39

Контрольная работа

3. Давление. Энергия.

Работа. Механические

колебания и волны.

Давление. Энергия. Работа. Механические колебания

и волны.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.





Тепловые явления (20ч.)

44/1

Атомное строение

вещества.

Представления о

молекулярном строении вещества. Зависимость

скорости движения

молекул от температуры.

Знать смысл понятий «атом», «молекула», основные положения молекулярного строения вещества.

Уметь объяснять связь скорости движения молекул с температурой.

§25



45/2

Диффузия. Броуновское движение.

Диффузия в природе и быту.

Непрерывное и хаотическое

движение частиц.

Знать смысл явления «диффузия».

Уметь приводить примеры и объяснять

диффузию в газах и жидкостях,

объяснять причины броуновского движения.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§25, подг. сообще ние «Значение диффузии в природе и жизни человека»



46/3

Взаимодействие частиц

Вещества.

Взаимодействие частиц

вещества.

Уметь доказывать существование молекулярного взаимодействия

§26



47/4

Свойства газов, жидкостей, твердых тел.

Строение газов, жидкостей и твердых тел. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Знать строение газов, жидкостей и твердых тел.

Уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основании их строения.

§§27,28



48/5

Температура.

Температура. Измерение температуры.

Знать смысл понятия «тепловое равновесие», физической величины «температура»;

единицы температуры;

способы измерения температуры;

принцип действия и устройство жидкостного термометра.

§29



49/6

Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия.

Два способа изменения внутренней энергии.

Знать смысл физической величины

«внутренняя энергия».

Уметь объяснять способы изменения внутренней энергии.

§30



50/7

Виды теплопередачи: теплопроводность,

конвекция, излучение.

Особенности различных видов теплопередачи.

Примеры теплопередачи в

природе и технике.

Знать особенности различных

видов теплопередачи.

Уметь приводить примеры проявления

видов теплопередачи в природе и применение в технике и быту.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§32, подг.

сообще

ние «Виды теплопередачи в природе, технике, быту»



51/8

Виды теплопередачи: теплопроводность,

конвекция, излучение

Примеры теплопередачи в

природе и технике.

Уметь приводить примеры проявления

видов теплопередачи в природе и применение в технике и быту;

повт.

§32



52/9

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Единицы количества теплоты и удельной теплоемкости.

Знать смысл физических величин «количество теплоты», «удельная теплоемкость»;

единицы количества теплоты и удельной теплоемкости.

§31



53/10

Решение задач.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Уметь вычислять количество теплоты,

поглощаемое или выделяемое при

нагревании или охлаждении;

работать с табличными данными;

понимать графическую зависимость температуры от времени при нагревании или охлаждении тела.

решение задач (условие в тетради)



54/11

Лабораторная работа

10. Изучение явления теплообмена.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Калориметр. Теплообмен.

Знать устройство и применение калориметра.

Уметь использовать термометр для измерения температуры;

применять закон сохранения энергии для объяснения тепловых процессов.




55/12

Лабораторная работа

11. Измерение

удельной теплоемкости

вещества.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Теплообмен.

Уметь использовать термометр для измерения температуры;

применять закон сохранения энергии для объяснения тепловых процессов.




56/13

Плавление и

отвердевание.

Плавление и отвердевание. Температура плавления. Температура отвердевания. График плавления и отвердевания.

Удельная теплота плавления.

Единица удельной теплоты плавления.

Знать смысл понятий «температура плавления», «температура отвердевания»; физической величины «удельная теплота плавления».

единицу удельной теплоты плавления;

Уметь объяснять явление плавления и

отвердевания, график изменения

температуры в процессе плавления, отвердевания.

§33



57/14

Решение задач.

Плавление и

отвердевание.

Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания.

Удельная теплота плавления.

Уметь вычислять количество теплоты, необходимое для плавления и выделяющееся при отвердевании тела;

работать с табличными данными.

решение задач (условие в тетради)



58/15

Испарение и

конденсация.

Испарение, факторы,

влияющие на интенсивность

испарения. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Уметь объяснять явления испарения и конденсации;

понимать факторы, влияющие на скорость этих процессов.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§34,

подг.

сообще

ние «Испаре

ние в природе и жизни человека»



59/16

Влажность воздуха. Лабораторная работа

12. Измерение

влажности воздуха.

Влажность воздуха.

Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха.

Знать смысл понятия «влажности

воздуха»;

способы измерения относительной влажности воздуха.

§34



60/17

Кипение.

Кипение. Температура кипения. Удельная

теплота парообразования. Единица удельной теплоты парообразования.

Знать смысл понятия «температура кипения»;

единицу удельной теплоты парообразования.

Уметь объяснять явление кипения;

понимать зависимость температуры кипения от внешнего давления;

объяснять график изменения

температуры в процессе кипения, конденсации.

§34



61/18

Решение задач.

Парообразование и

Конденсация.

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Единица удельной теплоты сгорания топлива.

Уметь вычислять количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации тела;

работать с табличными данными.

решение задач (условие в тетради)



62/19

Теплота сгорания топлива.

Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания топлива.

Знать смысл физической величины «удельная теплота сгорания топлива»,

единицу удельной теплоты сгорания топлива.

Уметь вычислять количество теплоты, выделяющееся при горении топлива,

работать с табличными данными,

применять закон сохранения энергии в тепловых процессах.

§35,

подг. к к/р

стр.154-155



63/20

Контрольная работа

4. Тепловые явления.

Строение вещества.

Виды теплопередачи.

Нагревание и охлаждение.

Плавление и отвердевание.

Испарение и конденсация.

Кипение. Энергия топлива.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




64/1

Итоговое повторение. Механические явления.

Механическое движение. Скорость. Сила. Давление. Энергия.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-42.

стр.160-162

№1-24



65/2

Итоговое повторение. Тепловые явления.

Строение вещества.

Виды теплопередачи.

Нагревание и охлаждение.

Плавление и отвердевание.

Испарение и конденсация.

Кипение. Энергия топлива.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 44- 62.

Стр.162-163

№25-35



66/3

Итоговый контрольный

тест по курсу физики

за 7 класс.


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.




67/1

Резерв






68/2

Резерв






69/3

Резерв






70/4

Резерв









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!