| Нервная система человека 5 часов |
| 47 | Значение и строение нервной системы. §43, §44 | | | | Основные понятия Психика Гомеостаз Объект Части нервной системы: цнс и периферическая. Факт Значение нервной системы. | Воспроизведение Описывать проявление функций нервной системы. | Обсуждение вопр. 1-5 на с.208 после §40. | Текст учебника §41 Д.з.§43, §44 до спинного мозга |
| Выполнение упр. №166 на с.70 | Рабочая тетрадь с печатной основой |
| Интеллектуальный уровень Структурировать содержание изуч. темы | Составление опорной схемы по ходу беседы. | Рабочая тетрадь с печатной основой |
| Вып. упр. №168 на с.70 |
| Анализировать содержание рисунков. | Поиск информации на основе анализа рисунка | Рис.90 с.223 Нервная система. |
| Творческий уровень Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» | Обсуждение задания ! №1 на с. 222 после §41 | |
| 48 | Спинной мозг. §44 | | | | Основные понятия Серое вещество Белое вещество Объект Спинной мозг Факт Строение и расположение спинного мозга. Функции: рефлекторная и проводящая. Восходящие и нисходящие нервные пути. | Воспроизведение Описать по рисунку и микропрепарату строение и функции спинного мозга. | Описание рисунка учебника. | Рис.91 с.224 Спинной мозг Микропрепараты Поперечный разрез спинного мозга Д.з.§44 до конца |
| Выполнение упр. №173 на с.72 |
| Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга. | Выполнение упр. №170 на с.71. | Рабочая тетрадь с печатной основой |
| Интеллектуальный уровень Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета. | Выполнение упр. №171 и №172 на с.71-с.72. | Рис.92 с.225 Коленный рефлекс Рабочая тетрадь с печатной основой. |
| Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга. | Участие в беседе | Таблица Спинной мозг |
| Творческий уровень Прогнозировать последствия для человека при нарушении функций спинного мозга. |
| 49 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок. §45 | | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Борозды Извилины Объект Головной мозг Факт Отделы головного мозга. Функции отделов Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двигательная, кожно-мышечной чувствительности, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая Строение переднего мозга. Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Большие полушария. Мозолистое тело. Старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). Новая кора. Временные связи | Воспроизведение Описать по рисунку строение головного мозга. | Описание рисунка учебника. | Рис. 93 с.228 Отделы головного мозга. Таблица. Головной мозг |
| Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга | Выполнение упр. №175 на с.73. | Рабочая тетрадь с печатной основой Д.з.§45 |
| Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий. | Обсуждение вопр.5-6 на с.234. | Текст учебника §46 |
| Выполнение упр. №177 на с.73 и №178 на с.74. | Рабочая тетрадь с печатной основой. |
| 50 | Передний мозг. §46 | | | Комбинированный урок. | Интеллектуальный уровень Сравнивать строение головного и спинного мозга. | Выполнение задания ! №1 на с.230 после .§45 | Текст учебника §45 Д.з. §46 |
| Отличать прямые и обратные связи. | Обсуждение вопр.7 на с.234. | Текст учебника §46 |
| Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга. | Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | Рис. 93 с.228 Отделы головного мозга |
| Анализировать содержание рисунков. | Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. | Рис. 94 с.229 Опыты, выявляющие функции мозжечка. |
| Творческий уровень Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга. | Выполнение задания ! №1 на с.235 после .§46. | Текст учебника §46 |
| Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений;. | Выполнение лабораторной работы «Пальценосная проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | Текст учебника §45 |
| 51 | Соматический и автономный отделы нервной системы. §47 | | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Объект Отделы автономной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Факт Функциональное разделение нервной системы на соматическую и автономную (вегетативную). Принцип дополнительности | Воспроизведение Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы. | Описание рисунка учебника. | Таблица. Автономная нервная система Таблица. Соматическая нервная система. Д.з. §47 Упр. №181 №182 |
| Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем. |
| Интеллектуальный уровень Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов (принцип дополнительности). | Участие беседе по рисунку учебника. | Рис.99 с.238 Схема симпатической и парасимпатической иннервации автономной (вегетативной нервной системы. |
| Выполнение упр. №180, №181 и №182 на с.75.. |
| Анализировать содержание рисунков | Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. | Рис.98 с.327 Строение автономной (вегетативной) системы. |
| Интеллектуальный уровень Объяснять действие факторов на функциональное состояние нервной системы. | Участие в беседе с элементами беседы. | |
| .Творческий уровень Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений | Выполнение лабораторной работы «Развитие утомления» | |
| Анализаторы 5 часов | 52 | Анализаторы §48 | | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Анализаторы Рецепторы. Галлюцинации Иллюзии Объект Структура анализаторов. Свойства Модальность анализаторов. Процесс Восприятие. Ощущение. Факт Значение анализаторов. Чувствительные зоны коры больших полушарий: первичные, вторичные, третичные. Природа возбуждения – поток нервных импульсов. Виды иллюзий: физические и психические (перспективы, контраста). | Воспроизведение Называть структурные компоненты анализатора. | Обсуждение вопр.2 на с.244. | Текст учебника §48. Д.з. §48 | Интеллектуальный уровень Определять вид иллюзий. | Выполнение упр. №185, №186 на с.76 в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь с печатной основой. | Объяснять значение анализаторов. | Участие в беседе. | | Находить соответствие между функциями и частями анализатора. | Выполнение упр. №183 на с.76 в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь с печатной основой. | Выделять роль галлюцинаций для поведения человека. | Участие в беседе. | | Отличать иллюзии от галлюцинаций. | Выполнение упр. №187 на с.76 в рабочей тетради. | Рабочая тетрадь с печатной основой. | Анализировать содержание определений основных понятий. | Анализ текста учебника. | Текст учебника §48. | 53 | Зрительный анализатор Предупреждение глазных болезней. §49
| | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Основные понятия Бинокулярное зрение Близорукость Дальнозоркость Объект Глаз человека. Положение и строение глаза. Процесс Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза; при близорукости и дальнозоркости. Факт Значение зрения Строение сетчатки: палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Корковая часть зрительного анализатора. Нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость и их профилактика. Предупреждение глазных инфекций; косоглазия. Травмы глаз. | Воспроизведение Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения. | Описание содержания рисунка. | Рис.100 101с102.245 Положение глазного яблока в глазнице. Слезный аппарат. Строение глаза. . Д.з. §49 Д.з. §50 | Называть функции структур глаза. | Обсуждение вопр.1-3 на с.248. | Текст учебника §49 | Узнавать по немым рисункам структурные компоненты глаза. | Выполнение упр. №188 на с.77 в рабочей тетради. | Таблица Зрительный анализатор. | Нарисовать ход лучей через прозрачную среду глаза. | Выполнение задания ! 2 на с.248 после §49. | Текст учебника §49. | Интеллектуальный уровень Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функцией. | Участие в беседе. | | Различать близорукое и дальнозоркое зрение. | Обсуждение вопр.1-3 на с.252 после §50 | Текст учебника §50 | Объяснять целесообразность профилактических мер сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах глаза. | Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | | Анализировать содержание рисунков. | Поиск информации о фокусировке лучей света при дальнозоркости и близорукости. | Рис. 104 с.250 Фокусировка лучей, попадающих в глаз от удаленного предмета. | Подбирать информацию для заполнения таблицы из различных источников. | Выполнение упр. №189 на с.78 в рабочей тетради. | Энциклопедия Текст учебника §50. | |