Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно – образованного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием интеллектуальной деятельности растущей личности.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Изучение изобразительного искусства в начальной и средней школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
Примерная рабочая программа по изобразительному искусству в 3 классе рассчитана на 35 часов (1ч в неделю,).
Дата проведения урока | Раздел учебной программы по предмету | № п/п | Тема урока; тема контрольных, практических, лабораторных работ | Количество часов, отведённых на освоение программного материала | Оборудование | Основные виды учебной деятельности | Требование к результату (основные требования к уровню подготовки) | Виды контроля | Дополнительная литература |
План | По факту |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Повышенный | Базовый | | |
| | Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) | 1 | Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток фактуры предмета. | 1 | Учебник с. 6 - 7 | Учить изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. | Создавать представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства | Получат возможность научиться владеть языком изобразительного искусства: понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски | тематический | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| | 2 | Снимаем отпечаток с фактуры предмета. | 1 | Учебник с. 8 - 11 | Учить иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. | Создаватьнаглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Получит возможность понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски | Научится эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 3 | Рисуем натюрморт. | 1 | Учебник с. 14-15 | Учить композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Создавать представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространств | Получат возможность Научиася называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброск | тематический | |
| 4 | Рефлекс в изобразительном искусстве. | 1 | Учебник с. 16 - 17 | Учить передавать наглядную перспективу, Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | Получат возможность научится эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 5 | Что могут рассказать вещи о своём хозяине? | 1 | Учебник с. 18 - 25 | Учить осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер. | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры | Получат возможность научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 6 | Что такое открытое пространство? | 1 | Учебник с. 26 - 33 | Учить Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | Объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры | Получат возможность эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 7 | Открытое пространство и архитектура. | 1 | Учебник с. 34 - 37 | Учить Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание. | Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. | | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 8 | Кто создаёт архитектуру? | 1 | Учебник с. 38 - 47 | Учить Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях. Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры. | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | Получат возможность распознавать некоторые виды изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 9 | Какие бывают виды искусства? | 1 | Учебник с. 48 - 51 | Учить дметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от | Получит возможность научатся распознавать некоторые виды изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | словесный | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 10 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре. Тестовая работа | 1 | Учебник с. 52 - 53 | Учить Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от | Получит возможность научится объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; описывать живописные произведения с использованием изученных понятий. | Научаться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками | текущий | |
| 11 | Какие бывают игрушки? | 1 | Учебник с. 52 - 59 | Учить Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. | Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции | Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | тематический | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
Получат возможность научиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | |
| 12 | Художественно - выразительные средства. | 1 | Учебник с. 60 - 61 | Учить Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные | Получат возможность различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Научится владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | тематический | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 13 | О чём говорят на картине цвета? | 1 | Учебник с. 62 - 71 | Учить Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). | Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению | Получат возможность владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | тематический | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 14 | Учимся изображать с натуры. | 1 | Учебник с. 72 - 73 | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, – радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Получат возможность уиоб изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 15 | Портрет. | 1 | Учебник с. 74 - 79 | Учить Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 16 | Такие разные маски. Итоговая контрольная работа | 1 | Учебник с. 80 - 83 | Учить Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | итоговый | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 17 | Графическое изображение. | 1 | Учебник с. 84 - 87 | Учить Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. | Создавать представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. :Педагогика, 1983. |
| Развитие фантазии и воображения | 18 | Контраст. | 1 | Учебник с. 88 -90 | Учить Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). | Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Получат возможность уоб изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 19 | Пятно. | 1 | Учебник с. 91 | Учить Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. | Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 20 | Тон. | 1 | Учебник с. 92 -93 | Учить Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | |
| 21 | Штрих. | 1 | Учебник с. 94 -95 | Учить Уметьимпровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова. | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 22 | Набросок. | 1 | Учебник с. 96 - 99 | Учить Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур. | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 23 | Придаём бумаге объём. | 1 | Учебник с. 100-101 | Учить Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | Выполнять работы различными художественными материалами | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 24 | Пейзаж. | 1 | Учебник с. 102- 105 | Учить Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику. | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | тематический | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 25 | Работаем в смешанной технике. Тестовая работа | 1 | Учебник с. 106- 107 | Учить Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получит возможность различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Научится владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | тематический | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 26 | Животные в произведениях художников. | 1 | Учебник с. 108-115 | Учить Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | Выполнять работы различными художественными материалами | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 27 | Сюжет. | 1 | Учебник с. 116- 121 | Учить Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях | Получат возможность узнать об изобразительных средствах живописи и графики: - композиция, рисунок, цвет для живописи; - композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 28 | Удивительный мир растений. | 1 | Учебник с. 122- 123 | Учить Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, | Получит возможность различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Научится владеть простейшими навыками: - рисунка; - аппликации; - построения геометрического орнамента; - техники работы акварельными и гуашевыми красками. | Научатся понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) | 29 | Человек учится у природы. | 1 | Учебник с. 124- 125 | Учить Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. | Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов | Получат возможность научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | текущий | Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983. |
| 30 | Природные формы в архитектуре. | 1 | Учебник с. 126- 127 | Учить Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция). | Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 31 | Собираем коллекцию камней. | 1 | Учебник с. 128- 133 | Учить Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | Получат возможность научится понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 32 | Симметрия в природе и искусстве. | 1 | Учебник с. 134- 137 | Учить Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью. Высказывать свои представления и объяснять их. | Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику | Получат возможность научится понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 33 | Орнамент. | 1 | Учебник с. 138- 139 | Учить Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, слова, художественного движения. | Получат возможность научится понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973 |
| 34 | Слушаем и наблюдаем ритм. | 1 | Учебник с. 140- 143 | Учить Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости | Получат возможность понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | текущий | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973. |
| 35 | Смотри на мир широко открытыми глазами. Итоговая контрольная работа. | 1 | Учебник с. 144- 145 | Учить Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке. | Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику | Получат возможность эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: - учиться чувствовать образный характер различных видов линий; - учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | итоговый | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973. |
| 36 | Фотографируем, работаем с компьютером, ищем дополнительную информацию. | 1 | Учебник с. 146- 147 | Учить Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). | Наблюдать и эмоциональнооценивать картину. | Получат возможность передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно, размещать на рисунке предметы в разных положениях. Получат возможность научиться работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами). | Научатся понимать о некоторых видах изобразительного искусства: - живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); - графика (иллюстрация); - народные промыслы. | итогговый | Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л.: Детская литература, 1973. |
1) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
3. Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
4. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
5. Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
6. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
7. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
8. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
9. Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
10. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://mmc.rightside.ru/links/66-nachalka/139-n8
11. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/
12. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла;
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.